Xapри Копонен, Rovio: "Angry Birds - это образовательная игра"

После выступления на международной мобильной конференции MBLT12 вице-президент Rovio Харри Копонен согласился пообщаться с Вестями.Хайтек, чтобы рассказать о том, как Angry Birds стали культурным феноменом, почему изначально в игре не было свиней и почему Angry Birds - это образовательная игра.

После выступления на международной мобильной конференции MBLT13 вице-президент Rovio Харри Копонен согласился пообщаться с Вестями.Хайтек, чтобы рассказать о том, как Angry Birds стали культурным феноменом, почему изначально в игре не было свиней и почему Angry Birds - это образовательная игра.

Харри Копонен не производит впечатление айтишника - это чуть полноватый мужчина средних лет, с веселым, по-юношески открытым лицом. Раньше Копонен работал топ-менеджером в ведущих телеком-компаниях. К примеру, он принимал активное участие в руководстве "Мегафона" со стороны одного из акционеров, шведской TeliaSonera. Однако вот уже два года он занимается ни чем иным, как "рассерженными птичками" и другими проектами финской Rovio.

Если на всех старых снимках Копонен неизменно облачен в костюм, то теперь одежда на нем более чем неформальная - подростковая красная толстовка с изображением злой птички, штаны с персонажами игровой серии, даже кроссовки у топ-менеджера с Angry Birds. Во время конференции Копонен пошутил, что единственный предмет его гардероба, не имеющий отношения к "птичкам" - это трусы.

- Как вам пришла в голову идея создать игру, в которой птицы сражаются со свиньями?

- Изначально в мире Angry Birds были только птицы, однако у нас появилось ощущение, что проекту не хватает какой-то собственной истории, вот почему мы придумали свиней. Это же эпичное противостояние - свиньи хотят съесть яйца, а птицам приходится защищать свои яйца. Таким образом появляется осмысленность, восхитительная история, простая и понятная.

- Не считаете ли вы, что для Rovio опасно быть "компанией одной игры". Геймеры воспринимают вас практически исключительно как создателей Angry Birds, а ведь популярность этой серии не может длиться вечно.

- Многие люди задают мне такой вопрос. То, что мы компания одной игры - это неправда. Rovio выпустила на рынок больше 50 проектов. Что же касается, разговора о падении популярности Angry Birds, я каждый раз привожу в пример персонажа, созданного много лет назад - Микки Мауса. Все эти годы он остается безумно популярным.

Я думаю, что Angry Birds также могут быть своеобразной иконой индустрии. У нас есть огромное количество фанатов по всему миру, поэтому персонажи Angry Birds не могут быстро исчезнуть из памяти людей.

- Angry Birds - это одна из лучших мобильных игр современности. А какие игры станут лучшими в будущем? Будут ли это казуальные проекты или в тренд войдут серьезные игры?

Мы работаем над тем, чтобы создать игры будущего. Эти проекты не связаны с Angry Birds. Мы пытаемся находить необычные решения, сотрудничаем с другими компаниями. Наша главная цель - удивить поклонников. Несмотря на новые проекты, мы не собираемся оставлять работу над Angry Birds, ведь у этой игры огромное количество фанатов. Но нам приходится следить, чтобы кроме Angry Birds мы могли бы предложить людям и что-то другое.

Что же касается серьезных проектов, на PC или консолях, то люди просто не хотят играть в них на мобильных телефонах. Конечно, мы не можем знать, что случится в будущем. Серьезные проекты могут выйти на первый план, ведь инновации происходят постоянно. К примеру, в ближайшее время смартфоны, наверное, научатся автоматически подключаться к телевизорам, чтобы с них можно было играть на большом экране.

В настоящее время развитие серьезных проектов тормозится, прежде всего, небольшим размером экрана телефона. Пока что люди хотят играть на своих смартфонах в быстрые казуальные игры, поэтому разработчики следуют этому тренду. Однако игровым компаниям необходимо быть открытыми для инноваций, ведь все меняется очень быстро.

- Создатели игр для PC и консолей пытаются выжать максимально красивую графику из этих устройств, а вот создатели мобильных игр редко гонятся за сверхпродвинутой графикой, хотя современные смартфоны очень мощны. Значит ли это что для мобильных игр современный уровень графического исполнения достаточен?

- На самом деле этот вопрос нужно задавать не нам, а вам, игрокам. Все зависит от взгляда того, кто смотрит. Конечно, некоторые люди спрашивают, почему бы не сделать Angry Birds в 3D, однако не следует забывать, что главное - это все-таки, чтобы в игру было удобно играть. Тем не менее, я не думаю, что графика в играх будет постоянно оставаться на одном уровне.  До тех пор пока существуют гейм-разработчики, они будут пытаться улучшить графику. Потому что, почему бы и нет?

- Как вы думаете, могут ли такие игры, как Angry Birds, негативно влиять на физическое и психологическое здоровье людей.

- А как много вы смотрите телевизор? Когда я смотрю на исследования, которые говорят о том, сколько часов в день люди смотрят телевизор, я думаю, что это время лучше бы потратить на что-то образовательное. Angry Birds - это образовательная игра, она учит координации рук и глаз, в ней нет насилия. Мы не слышали, чтобы Angry Birds вызывала какие-либо психологические проблемы у людей. Я подчеркну, что мы делаем все, чтобы Angry Birds была семейным развлечением. Мы не выпускаем контента только для взрослых.

- Люди тратят на Angry Birds очень много времени, ведь этой тайм-киллер. Многие могли бы в это время читать полезные книги или делать дела. Однако вместо этого они играют в Angry Birds. Может ли это быть проблемой?

- Я так не думаю. Люди точно узнают что-то новое, когда играют в Angry Birds, к примеру, они могут изучать физику движений объектов. Конечно, тратить все время только на игру нельзя. Каждый родитель должен быть ответственен за то, что делают их дети. Необходимо отыскать баланс в жизни. Даже если ты делаешь что-то простое, к примеру, играешь, ты должен быть ответственен за свои действия, тогда не пострадает ни физическое, ни психологическое здоровье и найдется время для образования.

- Какую мобильную игру вы считаете самым опасным соперником Angry Birds?

- О, я не буду обсуждать конкурентов. Мы в Rovio сфокусированы на собственной работе. Конечно, время от времени мы думаем о конкурентах, но стараемся не говорить о них. Мы даже рады мощной конкуренции, именно она делает нашу компанию более здоровой. Чем более сильна конкуренция, тем в конечном итоге лучше. Отсутствие конкуренции делает тебя ленивым.

- Что вы думаете о российском рынке мобильных игр? Вы можете отметить, какие русские проекты вам нравятся?

- Я вижу, что российский рынок быстро развивается. Я могу определенно сказать, что Россия всегда была достаточно мощной силой в сфере IT, ведь у вас есть космические технологии и много талантливых математиков, людей с нужными навыками. Во многом за это следует благодарять вашу прекрасную систему образования. Весь мир знает, что Россия может делать хорошие IT-продукты. Если раньше российские разработки воспринимались с некоторым предубеждением, то теперь эти проекты воспринимаются позитивно. Русские создали много крутых штук. У вас есть огромное количество отличных игр. Я не буду выбирать какие-то отдельные проекты. Тысячи людей делают крутые вещи и было-бы неправильно отмечать кого-нибудь из них. Я думаю, все это очень хорошо для вашей страны.

- Работают ли в Rovio русские специалисты?

- О, да, у нас есть и ваши люди. Их немного, всего несколько человек, но я уверен, что русских в нашей компании могло бы быть куда больше. Люди приезжают к нам, в Эспо,  со всего мира. Но, мне кажется, что стиль жизни в Москве настолько хорош, что люди просто не хотят уезжать в Хельсинки. Тем не менее, двери Rovio всегда открыты для ваших специалистов.

- Каковы долговременные планы Rovio?

- Мы хотим стать полноценной компанией для создания развлекательного контента, не только игр. Мы будем продолжать ориентироваться на поклонников, стараясь удивлять их. Это наш ключ к будущему. Кроме гейм-студии, у нас есть анимационная студия, мы выпускаем книги и многое другое. Мы не особо зациклены на деньгах. Каждый раз, когда кто-то начинает думать только о деньгах, он сбивается с правильного курса. Деньги приходят сами, если ты делаешь правильные вещи

- Четверть миллиарда людей по всему миру играют в игра от Rovio. Какое послание Angry Birds несут этим людям, всей мировой культуре?

- Наш основной месседж - ориентация на семью. Это очень объединяюще, когда члены семьи занимаются какими-то делами вместе. Мы верим, что дети, папы и мамы должны иметь возможность проводить время вместе и при этом учиться и развлекаться.

- Я понимаю, что вы имеете в виду. Но мне бы больше хотелось узнать о том, каково, с вашей точки зрения, место Angry Birds в истории мировой культуры.

- Я думаю, это опять-таки должны решать не мы. Ставить ли Angry Birds в одну линию с Super Mario или Legend of Zelda - должны решать сами игроки. Мы можем только констатировать факты. Angry Birds - это самая успешная мобильная игра за все время. У нее уже есть определенное место в истории видеоигр.

- Angry Birds - это интернациональный проект. Люди разных культур, разных религий одинаково кидают злых птичек в зеленых свиней. Может ли мобильная игра стать фактором объединения людей со всего мира?

- Действительно, самые различные люди воспринимают Angry Birds практически одинаково. Я думаю, вы немного преувеличиваете, говоря о том, что Angry Birds могут объединить мир, хотя определенная доля правды в этом предположении есть. Наша игра - это определенны вид развлечения. Игру очень просто понять, каждый знает, как она работает. Главная награда для меня - это улыбки детей. Когда я вижу, как маленькие мальчики и девочка смеются, играя в Angry Birds на мамином "айпаде" или "айфоне", мне кажется, что эти улыбки - это самое главное, что может сделать видеоигра.

В целом, мы сконцентрированы не на странах, а на семьях. Хотя, конечно, время от времени мы выпускаем национальные продукты - к примеру, версию Angry Birds с лепестками сакуры для японского рынка или версию Seasons с китайским новым годом. Некоторые уровни Angry Birds стилизованы и под Россию.

- Не так давно Rovio запустила "облачный" сервис, объединяющий воедино геймплей на разных девайсах. Когда эта новинка будет доступна в России?

- Я надеюсь, что это произойдет так быстро, как это возможно. Мы очень стараемся сделать нововведения доступными для всех геймеров на планете, потому что глобальное лидерство - это наша цель. Я не могу назвать вам точных сроков, но отмечу, что мы активно работаем над этим.

- Я знаю, что Angry Birds  работает на самых различный операционных системах: iOS, Android, Blackberry OS, Linux, Windows Phone, консоли, MAC. Собираетесь ли вы портировать игру на различные необычный девайсы, к примеру, на Firefox OS на Google Glass?

- Я не могу сказать ничего определенного. Наши техники должны проверить, можно ли вообще играть в Angry Birds на Google Glass. Если такая возможность есть, нам придется узнать, есть ли достаточно людей, которые хотели бы играть в Angry Birds на этом девайсе. И если людей будет достаточно, мы, конечно, портируем игру.

- Я знаю, что не так давно Rovio выпустила социальную игру Angry Birds Friends, объединящую игру с Facebook (запрещена в РФ). Чего вы хотели этим достичь?

Выпуск подобной игры - это логичный шаг для Rovio. Игрокам нравится состязаться со своими друзьями, приглашать их в игру, устраивать онлайн-турниры. Соревнование с друзьями всегда повышает вовлечение в геймплей.

- В России Facebook не очень популярна. Раз уж Angry Birds настолько мультиплатформена, будет ли версия Angry Birds Friends для "Вконтакте"?

Ну... "Вконтакте" могут позвонить нам и договориться об этом. Мы понимаем, что рынок в России очень своеобразный и тут не обойтись без сотрудничества. Если "Вконтакте" позвонять нам, мы, скорее всего, сможем о чем-то договориться.

- В какие игры вы играли в детстве?

- Когда я был ребенком, я больше всего любил знаменитую русскую игру Tetris. Еще я проводил время, играя в Pacman. Также у нас были настольные игры - "Монополия", "Африканская звезда". Ну, а потом появилась Nintendo и настало время для Super Mario.