Как Google Maps превратились в "Википедию". Интервью с Евгением Гребенниковым

Google представила масштабное обновление Google Карт, добавив на них огромное количество русских городов и обновив существующие. Карты "корпорации добра" стали социальным проектом, а навигатор научился ведению по полосам. Вести.Хайтек пообщались с менеджером Google Карт в Росссии.

Сегодня компания Google представила масштабное обновление Google Карт, добавив на них огромное количество русских городов и обновив существующие. Также карты "корпорации добра" стали социальным проектом, наподобие "Википедии", а встроенный навигатор научился ведению по полосам. Вести.Хайтек поговорили с Евгением Гребенниковым, менеджером сервиса Google Карты в России, который подробно рассказал о нововведениях и поделился планами на будущее.

Расскажите, что за "огромное обновление" вы представили сегодня?

У нас произошло целых три серьезных запуска, связанных с картами. Первый из них - это большое обновление картографических данных. У нас добавляется свыше 400 новых городов и обновляется более 500 городов. Наши картографы и инженеры работали над этим запуском в течение последних месяцев. Мы не только добавляем новые города, но и актуализируем карты. То есть, на Google Картах появятся дороги, которые за последнее время были открыты, новые дома, парки и так далее. Сейчас на нашу карту по большому счету нанесены все русские населенные пункты с населением больше тысячи человек. Их какое-то сумасшедшее количество. Я уже достаточно давно занимаюсь картами, больше четырех лет, и до сих пор моя работа продолжает удивлять разнообразием. 

Самый большой интерес вызывает все-таки Map Maker. Расскажите о нем подробнее.

Это наш второй серьезный запуск. Map Maker  - это очень простой и удобный инструмент, который позволяет простым людям, не картографам, редактировать карту. Вот вы живете где-то в Москве, у вас есть свой двор, магазины какие-то поблизости. Не факт, что Google знает ваш двор так же хорошо, как вы. Теперь информацию обо всех окружающих вас объектах вы можете занести на карту самостоятельно - очень быстро, удобно и понятно, буквально в несколько кликов.

Конечно, мы стараемся обновлять и дополнять карту и сейчас она фактически покрывает весь мир. Но очевидно, что собственными силами охватить все невозможно, да и наверное, не нужно. Если говорить про Россию, то это потрясающе огромная страна и сколько бы людей у нас не было, в любую деревеньку не заглянешь и не узнаешь, что там конкретно сейчас построили новый магазин или дом. В определенный момент мы поняли, что критически важно дать людям инструмент, позволяющий добавлять информацию самостоятельно. Вы сможете дополнить работу картографов, исправить их ошибки.

А вы не боитесь, что при помощи этого инструмента будут происходить войны правок, как в "Википедии". Ведь теоретически его можно использовать с дурными намерениями, разве не так?

Информация не добавляется на карты автоматически. Мы понимаем, что пользователь может ошибиться, поэтому мы внедрили несколько уровней проверки информации. Во-первых, присутствует автоматическая проверка. Программа смотрит - ага, пользователь нарисовал новую дорогу, однако она заходит на существующие дома, а значит, правка маловероятна. Данные передаются сотрудникам Google, которые рассматривают предложенные изменения и сверяют их с другими источниками - спутниковыми картами, Street View, новостями и так далее.

Если один человек добавляет к карте замечание, другие пользователи могут его прокомментировать и предложить свой вариант правки. Все это анализируется и в результате принимается решение. В настоящее время Map Maker, кроме России, доступен уже в более чем 200 странах. Ежедневно мы получаем десятки тысяч предложений изменений, среднее время обработки составляет сутки или меньше. Мы надеемся, что россияне окажутся так же активны. 

В других странах есть люди, которые активно участвуют в создании карты и даже отрисовывают целые города. Активные любители вскоре становятся доверенными пользователями Map Maker и их изменения допускаются в карты практически без проверки. Хотя, понятное дело, что есть изменения, которые всегда нужно проверять. Будь вы хоть трижды доверенным пользователем, если вы решите перекрыть МКАД или там добавить к нему пару-тройку развязок, то такие масштабные правки, конечно, без модерации не пройдут . 

Мы верим в хорошее и не думаем, что найдется много желающих намеренно портить карты при помощи Map Maker. В истории сервиса были такие случаи, когда инструмент использовался для того, чтобы отрисовать карту целой страны, в которой не было собственных картографических сервисов. Исторически сложилось, что Россия - очень продвинутая страна, у нас есть много компаний, которые занимаются картами. Но есть страны, например, в Африке, у которых карт нет вообще в принципе и никогда не было. И в определенный момент принималось решение -  есть такой инструмент, давайте с его помощью сделаем карту страны. И реально местные ребята все сами отрисовывали.

Кто в российском Google работал над этим запуском?

В этом вся прелесть этого проекта - им занимаются и в России, и в Индии, и в США. Он абсолютно международный. Российских офис Google также работал над запуском. Даже те, кто не связан с разработкой непосредственно, занимались тестированием.

И какое третье серьезное обновление вы запустили?

Это новинка, которую оценят автомобилисты - ведение по полосам. Теперь мобильное приложение Google Карт визуально показывает, на какую полосу вам нужно перестроиться и какой стороны держаться. Эта функция у нас сейчас запускается в 10 крупнейших городах России. Это те города, в которых этот сервис действительно полезен, где есть многополосные дороги. 

А каким образом это технически реализовано?

Это сложная задача, она сложная как с точки зрения данных, так и с точки зрения алгоритмов. Мы анализировали данные Street View по всем этим городам и смотрели физически, глазами, где сколько полос и все это размечали. Это работа не полностью ручная, там автоматическая проработка, но и руками многое делалось, поэтому процесс был достаточно сложный и долгий. 

Плюс пришлось научить алгоритмы маршрутизации использовать эти данные корректно. Это была хорошая и интересная инженерная задачка.

Каким именно вы видите будущее навигации Google. Какими будут карты Google через 10 лет?

Есть общая глобальная задача - сделать максимально точную и актуальную цифровую карту мира. Вы включаете Google Earth или Google Карты и видите перед собой глобус или карту, на которой, увеличивая, вы можете разглядеть любые моря, реки, здания, дороги и прочая и прочая. Это наша основная задача - все остальное уже производные.

Основная наша задача на ближайшее время - сделать выдачу наиболее полезной пользователям, чтобы они могли отвечать на конкретные вопросы - "где ближайший магазин", "куда сходить", "где кино", "как добраться". Мы хотим отвечать на все это максимально точно. Долгое время Google Карты были доступны только для десктопа. Посмотрел свою дорогу, рюкзак за спину и пошел. Потом появились смартфоны и карты Google стали мобильными.

Сейчас мы видим новые сегменты устройств - появились Google Glass, "умные" часы, всем этим устройствам также нужна качественная, заточенная под платформу маршрутизация. Какие еще интерфейсы появятся - кто знает?

Планов и идей очень много, и все их активно обсуждают. Все это суперинтересно, но раскрывать их мы пока что не будем. Запустим - и расскажите, насколько хорошо получилось. 

А какой должна быть точность карт, чтобы по российским дорогам смогли без проблем ездить беспилотные автомобили Google?

Беспилотные автомобили - это, в первую очередь, история про удобство и про безопасность. Я видел, как автомобили тестируются в Калифорнии. Там проводится сложный и серьезный процесс подготовки перед каждой поездкой, приходится заносить абсолютно всю информацию о той дороге, по которой едет автомобиль. Мне кажется, для России распространение беспилотных автомобилей - это все-таки вопрос будущего. И дело тут даже не в точности или корректности карт, дело в готовности обычных русских водителей к тому, чтобы такие автомобили ездили.

Я сам очень активный водитель и могу сказать, что люди у нас в стране далеко не всегда придерживаются правил дорожного движения. Согласовать с этим фактором беспилотный автомобиль очень сложно.

Автомобили - это пока что прототипы, никто пока точно не знает, как это все будет реализовано в итоге и сколько лет на это потребуется, Google сейчас рассматривает два варианта - построить самодвижущийся  автомобиль с нуля, а вторая - это встроить экосистему Google в автомобили существующих производителей. Эти вопросы сейчас активно обсуждаются с автопроизводителями, потому что у них гигантский опыт, у некоторых компаний - столетний, и было бы неправильно его не использовать. Пока неизвестно, как это будет выглядеть в результате, но совершенно точно, это большая и важная задача и ее нужно решать.