vestihitech Читайте нас в Telegram

Яндекс решил обустроить российский рынок благотворительности. 22 октября компания представила набор инструментов под общим названием "Вместе". Его суть в том, чтобы свести в единую, удобную инфраструктуру и тех, кто собирает деньги, и тех, кто их жертвует.

Весь набор разделен на три уровня. Первый — "страница" для сбора денег. Это простейший сайт, на котором можно указать, на что вы собираете деньги, а также разместить любую фотографию.

"И эти страницы создаются буквально за пару кликов. С их помощью можно собирать деньги с банковских карт или кошельков электронных денег", — поясняет директор по маркетингу "Яндекс.Деньги" Евгений Николаев.

К странице привинчено платежное окошко, которое делает процесс пожертвования аналогичным оплате товаров в интернет-магазине. Соответственно, эту страницу можно потом размещать везде, где необходимо: в социальных сетях, на форумах и так далее.

Следующий этап — это так называемая "форма". Все то же самое, только уже не для физлиц, а для организаций.

"Для тех же благотворительных организаций, которым нужно начать собирать деньги буквально прямо сейчас. Они заполняют формы реквизитов на нашем сайте, копируют код формы и вставляют его на свой сайт точно так же, как это делается для каких-то роликов, которые все в Интернете показывают. Это очень легко и просто", — продолжает Евгений Николаев.

В отличие от "страницы", получатель может принимать деньги не только на свой аккаунт в Яндексе, но и на банковский счет. С платежей Яндекс берет комиссию в 3 процента, но не менее 30 рублей, а получатель может вычесть из полученных средств НДС. При этом принимаются только анонимные взносы, которые, по закону, не могут превышать 15 тысяч рублей.

И, наконец, наиболее серьезный инструмент — "касса".

"Это удобный способ для благотворительного фонда, благотворительной организации принимать пожертвования с любого способа платежа: банковских карт, электронных денег, наличных и делать автоматические пожертвования. Это очень-очень просто для них и не требует никакой разработки", — подчеркнул директор по маркетингу "Яндекс.Деньги" Евгений Николаев.

Это полный функционал, с возможностью вести бухгалтерию. Сайт для сбора денег в этом случае делает сам Яндекс по заявке. А заявитель, в свою очередь, должен доказать, что он — благотворительный фонд. Например, организация должна быть в реестре Минюста. Возможны и другие варианты проверок, но в Яндексе пока не уточняют, какие.

Все это должно, по мнению руководства Яндекса, в обозримой перспективе расширить рынок благотворительности в России в десятки раз. Сейчас он ничтожно мал — всего около 10 миллионов долларов в год. Для сравнения, в США — около 3 миллиардов. Это, кажется, единственная цель. На новом сервисе Яндекс ничего не зарабатывает, комиссия призвана лишь окупать проект.

"Комиссия на этих операциях минимальная, мы на них непосредственно не зарабатываем. Но мы учим за счет этого сегмента самих пользователей платить в Интернете, мы увеличиваем проникновение интернет-платежей в обычную нашу пользовательскую аудиторию. И за счет этого, сначала он даст денег на хорошее дело, а потом заплатит за что-нибудь еще другое", — поясняет гендиректор "Яндекс.Деньги" Мария Грачева.

Любопытно, что новый инструмент Яндекса, на первый взгляд, похож на неплохую площадку для краудфандинга. Создатели говорят, что он может и это, однако сомневаются, что существующим краудфандинговым платформ он нужен. Проблем с платежами там, говорят в Яндексе, нет. Есть другие проблемы — с реализацией проектов.

"Это не сомнения мошенник он или не мошенник, сбежит он с деньгами или не сбежит, это как раз поддается проверке. А недоверие к компетентности того человека, который собирает деньги. Он справится с той задачей, которую перед собой ставит, или не справится? – поясняет Мария Грачева проблемы, которые стоят перед краудфандинговыми площадками. — До тех пор, пока мы не научимся, пока сам рынок не научится свои успешные кейсы вытаскивать на поверхность и показывать, что люди в России умеют, собрав деньги, их реализовать, рынок расти не будет".

Именно поэтому и объем рынка краудфандинга у нас исчисляется сотнями миллионов рублей, по сравнению с миллиардами долларов на Западе.

Есть, впрочем, кроме нехватки матчасти, которую Яндекс взялся компенсировать, проблемы и у благотворительности.

Например, множество фальшивых запросов, вроде сбора средств на лечение несуществующего человека. Или, скажем, на производство или закупку запрещенных веществ или предметов.

"Яндекс.Деньги" уже довольно давно являются площадкой для сбора денег. Сейчас она стала удобнее, но и для злоумышленников тоже.

Конечно, "касса" Яндекса должна частично эту проблему решить, переведя большинство официальных фондов в отдельную, контролируемую среду. Но в случае с частной благотворительностью главным "стражем порядка" остается сам жертвователь. Так что, совершая добрые дела, нужно тщательно проверять информацию о получателях платежей.