"IT-нобелевку" выиграли пионеры криптографии

Уитфилд Диффи и Мартин Хеллман — авторы криптографического алгоритма Диффи-Хеллмана, позволяющего безопасно обмениваться данными в незащищенной от прослушивания среде, используя общий секретный ключ, — удостоились премии Тьюринга "за фундаментальный вклад в криптографию".

Уитфилд Диффи и Мартин Хеллман — авторы криптографического алгоритма Диффи-Хеллмана, позволяющего безопасно обмениваться данными в незащищенной от прослушивания среде, используя общий секретный ключ, — удостоились премии Тьюринга "за фундаментальный вклад в криптографию".

Лауреаты самой престижной награды в области информатики, которую часто сравнивают по статусу с Нобелевской для технических наук, получат призовые в размере 1 миллиона долларов. Церемония награждения состоится в июне в Калифорнии.

Математический алгоритм Диффи-Хеллмана, который в той или иной степени лежит основе многих современных защищенных мессенджеров и чатов, был изобретен в 1976 году. Метод заключается в использовании двух ключей: открытого для шифрования и закрытого для дешифровки. Таким способом участники могут передавать шифрованные сообщения через незащищенный канал связи, поскольку для их прочтения требуется оба ключа.

"IT-нобелевка", присуждаемая Ассоциацией вычислительной техники (ACM) за особый вклад в сфере информационных технологий, была учреждена в честь выдающегося английского ученого Алана Тьюринга. Она вручается ежегодно с 1966 года. В 2013-м награду присудили Лесли Лэмпорту "за фундаментальный вклад в теорию и практику распределенных и взаимодействующих систем", а в 2014-м — Майклу Стоунбрейкеру, автору объектно-реляционной СУБД PostgreSQL.

С 2007 года премия Тьюринга спонсировалась Google совместно с Intel. Лауреату вручали 250 тысяч долларов, и эту сумму компании делили поровну. Недавно чипмейкер отказался от участия, а интернет-поисковик взял все расходы на себя, увеличив их в четыре раза. Щедрый жест, который поспособствовал поднятию авторитета и широкому признанию компьютерных наук, положительно отразился на бренде Google и уважении к компании в академических кругах.

Источник: TechCrunch