Обитель изобретателей. Как устроена штаб-квартира Dyson в средневековом Малмсбери

Где и как создается будущее бытовой (а, скорее всего, и не только бытовой) техники — в репортаже Вестей.Hi-tech из британского "дома" компании Dyson в графстве Уилтшир.

Компания Dyson существует с 1991-го и известна главным образом своими пылесосами и сушилками для рук. Сегодня Джеймс Дайсон и его армия инженеров работают над десятками новинок, в разработку которых еженедельно вкладывают по 5 млн фунтов стерлингов. Где и как создается будущее бытовой (а, скорее всего, и не только бытовой) техники — в репортаже Вестей.Hi-tech из британского "дома" Dyson в графстве Уилтшир.

Обуздать воздушные потоки в английском Малмсбери, где расположена штаб-квартира и исследовательский центр компании Dyson, пытались давно — еще в Средневековье. Первым инноватором, упомянутым в летописях, стал монах здешнего аббатства по имени Элмер, живший в X-XI веках. Привязав к себе некое подобие крыльев, он прыгнул, размахивая ими, с колокольни. Мягкой посадки не получилось – вдохновлённый античным мифом о Дедале изобретатель упал в двухстах метрах от точки старта, не сумев стабилизировать полет, и сломал обе ноги. Позже Элмер говорил, что, не забудь он добавить в конструкцию хвост, все вышло бы куда лучше. Но аббат строго запретил повторять эксперимент.

Витраж 1920-х гг. в аббатстве Малмсбери, изображающий "летающего монаха" Элмера с прототипом его изобретения

Джеймсу Дайсону никто ничего не запрещал. Вместо этого основателю, главному инженеру и единоличному владельцу Dyson Ltd. долгие годы пришлось упрямо работать "в минус", забраковывая один за другим сотни прототипов своего не первого, но сыгравшего в судьбе британского инженера ключевую роль изобретения – пылесоса с циклонным фильтром. Когда DC-01 стал самым продаваемым пылесосом в Великобритании и бизнес наконец пошел в гору, Дайсон выбрал для штаб-квартиры, центра разработок и фабрики необычное место: один из древнейших (известен с VII века) городов в Англии, расположенный в 150 км к западу от Лондона Малмсбери.

Обитель изобретателей

Добраться сюда можно только автотранспортом (или вертолетом, как делает сам основатель Dyson) — ближайшая железнодорожная станция в паре десятков километров. Окруженный холмами и фермами, Малмсбери с его тысячелетним аббатством, 500-летним "рыночным крестом" на главной площади, старейшим в Англии (открыт с 1220 года) отелем и сохранившейся почти повсеместно исторической застройкой совсем не выглядит одним из главных центров технологических инноваций в Великобритании.

Типичная улица в Малмсбери

Пасторальные пейзажи графства Уилтшир, удаленность от большого города, его шума, автомобильных пробок и потребительских "крысиных бегов" должны помочь инженерам компании сфокусироваться на своей работе и делать ее с удовольствием, имея достаточно свободного времени на хобби и семью. Уединенность штаб-квартиры не мешает привлекать на работу молодежь: средний возраст в компании 26 лет, многие приходят сюда сразу как только получат высшее образование. Для фирмы в этом, как минимум, два плюса. Во-первых, молодым легче изобретать, потому что полет их фантазии, уверен Дайсон, не сдерживают багаж опыта и страх неудач. Ну и, конечно, платить им можно поменьше, чем сотрудникам старше 30 (на это многие работники Dyson жалуются на сайте Glassdoor).

"Старое" здание штаб-квартиры Dyson в Малмсбери. Фото с сайта архитектурного бюро WilkinsonEyre

Штаб-квартира Dyson в Малмсбери — это сразу несколько зданий, последние из которых открылись лишь осенью 2016-го. Вот только найти комплекс не так-то просто: из-за высоких деревьев едва видно лишь волнистую крышу основного здания, в 90-х совмещавшего в себе офисы, лаборатории и фабрику, и скромный флюгер из ткани с логотипом. Если обитателей аббатства Малмсбери в Средние века вдохновляли книги в богатой библиотеке и религиозное искусство, то воодушевлять инженеров Dyson призваны разбросанные по территории творения британских инженеров прошлого: от распиленного вдоль автомобиля MINI до отреставрированного реактивного истребителя 50-х годов "Лайтнинг", подвешенного к потолку новой столовой.

Надолго под многотонным истребителем сотрудники не засиживаются — на ланч отводится полчаса. Зато уйти домой можно уже в 17:30, а в пятницу — на час раньше. Фото (с) Dyson

Над будущими проектами Dyson инженеры компании работают за зеркальными стенами нового здания D9 — туда нельзя заходить не только журналистам, но и многим сотрудникам, не занятым в разработках и поэтому не имеющим соответствующего допуска. "По мере развития Dyson по всему миру именно вложения в исследования, рабочие пространства и ясные молодые умы позволят нам в самом сердце Уилтшира создавать технологии, решающие конкретные проблемы", — говорит гендиректор Dyson Макс Конзе.

Здание исследовательского центра D9. Фото (с) Dyson

Помимо столовой, журналистов допускают только в основное, "старое" здание, причем фотографировать нельзя и там — желающих позаимствовать идеи инженеров Dyson среди конкурентов компании, наверняка, немало. Здесь расположены лаборатории, где создают, а затем тестируют прототипы новых продуктов. Корпуса и другие пластиковые детали делают на 3D-принтерах (в том числе использующих технологии селективного лазерного спекания (SLS) и лазерной стереолитографии (SLA)), а металл обрабатывают современными станками с цифровым программным управлением. Но многое изготавливают и вручную.

Так выглядит элемент циклонного фильтра, только что распечатанный на SLA-принтере и пока не очищенный от поддержек. Фото (с) Dyson

Dyson — одна из немногих компаний в отрасли, самостоятельно тестирующая свою продукцию. В Малмсбери есть даже лаборатория микробиологии, где проверяют, насколько эффективно фильтры в сушилках для рук удерживают микробов, а в пылесосах — аллергены. Для целей тестирования тут разводят пылевых клещей и выращивают колонии микроорганизмов в чашках Петри.

Фен Dyson Supersonic в полубезэховой камере. Фото (с) Dyson

Акустические свойства приборов оценивают в полубезэховых камерах — комнатах, где все поверхности кроме пола покрыты клиньями из звукопоглощающего материала. С помощью микрофонов и специального ПО инженеры оценивают не только уровень шума, но и то, насколько неприятным он покажется пользователям. Именно анализ, проведенный в таких камерах, позволил сделать "звучание" пылесоса Dyson V8 и сушилок для рук Airblade V более комфортным. Еще одна лаборатория создана для оценки электромагнитных помех, создаваемых устройствами Dyson. Здесь инженеры стараются сделать так, чтобы продукция компании не мешала работе другой электроники, например, сотовых телефонов, телевизоров или радиоприемников.

Скоростная сушилка для рук Dyson Airblade V в разрезе. Фото (с) Dyson

От пылесосов к батареям и роботам

Начав в 90-х с пылесосов, компания с тех пор заметно расширила ассортимент: теперь Dyson это еще и сушилки для рук, комнатные воздухоочистители-увлажнители-обогреватели, фены и светодиодные светильники для дома и офиса с рекордно большим сроком службы. Да и пылесосы в структуре продаж теперь преобладают беспроводные, последняя модель работает от аккумулятора до 40 минут без перерыва. А недавно компания начала продавать свой первый робот-пылесос — с 360-градусной камерой для ориентации в пространстве и рекордной для этого класса устройств мощностью всасывания.

"Гусеничный" робот-пылесос 360 Eye. Фото (с) Dyson

Но похоже, что с воздухом и электромоторами Джеймс Дайсон уже сделал все, что мог – по крайней мере, ожидать от его компании в этих областях стоит теперь скорее эволюционных усовершенствований, чем революций. Сегодня значительная часть из 3000 инженеров компании работают над проектами в области твердотельных аккумуляторов и робототехники, которые могут в ближайшем будущем воплотиться в совершенно новые продукты.

В 2015-м Dyson приобрела за 90 млн долларов (перед этим проинвестировав его на 15 млн) американский стартап Sakti3. Создавшая его команда из Массачусетского технологического института разработала безжидкостные литиевые аккумуляторы, обеспечивающие вдвое большую энергоемкость, чем традиционные батареи. Компания хочет повторить историю с электромоторами — создать собственную версию технологии, которая была бы на голову выше той, что доступна конкурентам. Но работы предстоит много, пока что технология Sakti3 крайне дорога. Инженерам Dyson предстоит ее многократно удешевить и адаптировать для массового производства. По мнению экспертов, на это могут уйти годы.

Логично предположить, что основной областью применения новой батарейной технологии станет бытовая техника. Но, возможно, не только она — ранее в этом году из документов британского правительства стало известно, что Dyson получила государственные субсидии на разработки, связанные с экологичным электрическим транспортом. Для электромобилей использование более эффективных аккумуляторов может стать революцией, серьезно увеличив дальность езды без подзарядки.

В документах говорится о планах Dyson выделить на этот проект 174 млн фунтов стерлингов и создать под него 500 новых рабочих мест. Напомним, "автомобильный" проект Apple, до того как его решили ограничить разработкой технологий автономного передвижения, а не собственно самоуправляемого электромобиля, насчитывал, по слухам, до 300 сотрудников.

Деньги и люди

На расширение штаб-квартиры за счет новых зданий (исследовательский центр, столовая, отдельно стоящий спортивный зал под названием "Ангар") у компании ушло порядка 250 млн фунтов. Чуть больше — 260 млн, из расчета 5 млн в неделю — Dyson собиралась вложить в 2016 году в исследования и разработки. Растут затраты и на создание новых производственных мощностей в Юго-Восточной Азии: дальнейшее расширение в Малайзии оказалось невозможным из-за специфики законодательства, так что компании приходится оперативно создавать новое производство на Филиппинах. Новые фабрики остро необходимы: на некоторых рынках у Dyson не получается сейчас вовремя удовлетворять спрос на новейшие продукты, такие как фен Supersonic.

Говорят, что розовый — такой, как использован в дизайне фена Dyson Supersonic — это любимый цвет жены Джеймса Дайсона, Дейдры

Оценивать финансовое положение частных компаний гораздо сложнее, чем публичных. Но, судя по всему, на текущем этапе проблем с деньгами у Dyson нет — в 2015 году при выручке в 1,74 млрд фунтов (рост на 26% год-к-году) компания получила EBITDA (прибыль без учета процентов, налогов и амортизации) в размере 448 млн — на 19% больше, чем в 2014-м. Главной точкой роста бизнеса стал Китай. Получается, что в 2016-м компания вложила в исследования и разработки существенно больше половины своей прибыли.

Спокойно тратить столько средств на расширение бизнеса и исследования компании позволяет нетипичная для технологической отрасли структура владения: 100% акций Dyson принадлежат Джеймсу Дайсону, бумаги не обращаются на биржах. Поэтому менеджменту не приходится ежедневно переживать из-за курса акций и думать, чем и как порадовать инвесторов. Кстати, в целом состояние Дайсона оценивают примерно в 5 млрд фунтов: сюда входят и акции Dyson Ltd, и недвижимость, и обширные сельскохозяйственные угодья (изобретателю интересно заниматься не только электроприборами, но и агробизнесом).

Для реализации амбициозных планов Джеймса Дайсона и его коллег недостаточно капиталовложений в новые здания, лаборатории и оборудование. Основатель Dyson давно жаловался на дефицит квалифицированных молодых инженеров в Великобритании и проблемы с привлечением нужных специалистов из-за рубежа, при этом намерен к 2020 году увеличить число занятых в компании инженеров вдвое. В итоге, как и с производством пылесосов с циклонным фильтром, инженер-миллиардер решил взять дело в свои руки, создав прямо в Малмсбери собственный технологический институт.

Первые студенты в Малмсбери появятся осенью 2017-го и будет их немного — 25 человек. Чтобы учиться здесь, нужно сдать не менее трех экзаменов уровня A, в том числе по математике и дополнительной естественнонаучной или технологической дисциплине на оценку не ниже AAB. При этом параллельно с обучением студентов обеспечат работой в лабораториях Dyson и будут платить зарплату. Первые два года они посвятят изучению основ инженерного дела, а на третьем и четвертом курсе займутся специальными вопросами электроники и машиностроения. Поскольку пока Dyson не получила лицензию ВУЗа (хотя это есть в планах), образовательная программа реализуется в партнерстве с Уорикским университетом, который и выдает диплом об окончании бакалавриата. Подать заявку на обучение могут все желающие на сайте www.dysoninstitute.com.

В турборежиме

Реализация анонсированного два года назад, в 2014-м, плана ускоренного развития и расширения ассортимента Dyson сегодня в самом разгаре. В компании понимают: противопоставить конкурентам, украдкой копирующим или в открытую "переосмысливающим" изобретения британской компании, можно только опережающий вывод на рынок новых, более совершенных решений, и дебют новинок Dyson в еще не освоенных компанией продуктовых категориях.

Вопрос в том, удастся ли сэру Джеймсу радикально нарастить штат и расширить сферу деятельности компании, не утратив при этом поощряющей свободное инженерное творчество корпоративной культуры. Если почитать на Glassdoor последние анонимные отзывы сотрудников центра исследований и разработок в Малмсбери, может сложиться впечатление, что такая угроза есть: некоторые инженеры жалуются на непонимание со стороны среднего звена менеджмента и недоумевают, почему исследователи и разработчики на идентичных должностях, но работающие над разными проектами, получают очень разные зарплаты. Как и к любым анонимным отзывам, к записям на Glassdoor стоит относиться с изрядной долей скепсиса, но дым без огня – все же, довольно редкое явление.

Пока стратегия, в рамках которой компания продает устройства с минимумом компромиссов по соответствующей уровню технической сложности высокой цене, работает. Но за пределами верхнего ценового сегмента продукцию Dyson теснят как признанные лидеры рынка бытовой техники (LG, Samsung), так и приверженцы нестандартных методов продвижения продукции. Например, компания Euro-Pro, в 2014 году завоевавшая более 20% рынка пылесосов в США за счет продаж через "магазины на диване", и не устающая сравнивать свою продукцию под брендом Shark с устаревшими (то есть, более доступными) моделями Dyson.

Основатель Dyson в свои 69 не собирается отходить от дел, но уже позаботился о преемнике. Дайсон рассчитывает, что бизнес останется семейным: в руководство вошел его сын Джейк, ранее успевший создать независимое предприятие по производству инновационных пассивно охлаждаемых светодиодных светильников со сроком службы в десятки лет. Недавно этот бизнес стал частью Dyson, и светильники будут выпускаться под семейным брендом.

Вернемся к истории средневекового инноватора из Малмсбери, попытавшегося пойти по стопам Дедала. Компании Джеймса Дайсона сегодня крайне важно в своем смелом полете не потерять равновесие. Вкладывая сотни миллионов фунтов в разработку батарей нового поколения, домашней робототехники и, вероятно, электромобилей, Dyson — сравнительно небольшая частная фирма — вступает в гонку с публичными корпорациями (Apple, Tesla, Google, крупнейшие автопроизводители), располагающими несоизмеримо большими финансовыми и человеческими ресурсами. Но другого пути у нее, вероятно, нет. И следить за полетом будет интересно.