vestihitech Читайте нас в Telegram

Uber впервые раскрыл финансовые подробности своей деятельности: в 2016 году объем заказов первой глобальной службы такси составил 20 миллиардов долларов — столько заплатили пассажиры. Выручка собственно сервиса Uber, фактически, его комиссия — втрое меньше, 6,5 миллиарда долларов. Чистый убыток 2,8 миллиарда. Компания не является публичной и разглашать свою бухгалтерию никому не обязана, но последние полгода были для Uber настоящим пиар-кошмаром.

Еще год назад этот такси-сервис в глазах общественности был символом агрессивной и очень быстро растущей компании, открывшей миру "уберизацию" — новую модель взаимоотношений поставщика услуги и потребителя. Но в 2016 году скандал следовал за скандалом. Тут и иск Google по поводу кражи технологий беспилотных автомобилей, и обвинения в слежке за конкурентами и сотрудниками правительственных проверяющих органов, обвинения в сексуальных домогательствах к сотрудницам. Ну и знаменитый ролик, в котором глава компании Трэвис Каланик, будучи пассажиром, пререкается с водителем своего же сервиса.

Все это никак не помогает компании построить прибыльную бизнес-модель, и в попытке переломить ситуацию руководство решило открыть финансовые показатели и вернуть разговоры вокруг компании в деловое русло. Несмотря на убыточность, Uber есть чем похвастаться: по сравнению с 2015 годом объем заказов увеличился в два с небольшим раза, а в последние месяцы прошлого года — почти на треть. Выручка растет еще более высокими темпами: в том же последнем квартале 2016 года — на 78 процентов.

Но и этого пока недостаточно — в квартал Uber тратит все заработанные деньги и еще около миллиарда инвесторских. Так агрессивно он борется за новые рынки или за большую долю на тех, куда уже вышел, например, на доплату водителям. В истории хайтек-бизнеса такого еще не было, и Uber называют уникальной машиной, сжигающей деньги. Впрочем, выручка растет, а убытки — почти нет, и с учетом того, что на счетах Uber есть еще около 8 миллиардов долларов, у компании есть еще полтора-два года на то, чтобы вывести бизнес в зону прибыльности, и это будет нелегкое время для локальных конкурентов, у которых таких финансовых запасов нет. Речь идет, в том числе, и о России, где Uber работает на одном поле с "Яндекс.Такси" и сервисом Gett.

***

Компания Apple получила официальное разрешение на тестирование беспилотных автомобилей в Калифорнии. Название корпорации появилось на сайте Департамента транспортных средств, пополнив список из 30 компаний (среди них Tesla и Google), уже испытывающих свои робомобили на дорогах штата. И это первое официальное подтверждение, что корпорация Джобса ведет разработку автомобиля без пилота.

Слухи об этом начали циркулировать еще в 2015 году, однако до декабря прошлого года производитель электроники ни разу официально не подтверждал и не опровергал эти данные. Началось все с видеоролика, на котором зафиксировано, как по Калифорнии разъезжают странные минивэны с камерами на крышах и номерами, зарегистрированными на головной офис Apple. Дальше появились слухи, что компания изучает способы подзарядки электрокаров, что открыла в Берлине "секретную лабораторию" для проектирования своей первой модели, что проект называется Titan и что в рамках него уже существуют эскизы с футуристичным дизайном будущих эппломобилей, которые должны будут "оставить компанию Tesla без штанов".

Журналисты и фанаты корпорации внимательно следили, как Apple, как будто подтверждая слухи, нанимала специалистов из автомобильной отрасли, включая бывшего вице-президента Tesla и экс-главного инженера Aston Martin.

Осенью 2016 года в СМИ заговорили об отказе корпорации от разработки автомобиля и о роспуске нескольких сотен сотрудников из примерно тысячи, работавших над проектом Titan. Основной версией происходящего тогда стало предположение, что в Apple решили переключиться с разработки собственного автомобиля на создание системы автопилота, которую можно будет продавать автопроизводителям. В декабре 2016 года корпорация опубликовала открытое письмо к Национальному управлению безопасности дорожного движения США, в котором призвала разработчиков систем автопилота объединить усилия и делиться накопленным опытом. В частности, Apple призывала к тому, чтобы обмениваться данными об авариях и промахах автопилотов в целях совершенствования программного обеспечения, которое управляет автомобилями.

Навыки вождения человека улучшаются с постоянной практикой, такой же принцип работает и с нейросетью — чем больше данных она обработает, тем лучше бортовой компьютер на ее базе будет ориентироваться на дорогах. В этом же письме корпорация заявила, что и сама "инвестирует значительные средства в исследования машинного обучения и автоматизации и вдохновляется потенциалом автоматизированных систем во многих областях, включая транспорт". На самом деле, даже включение Apple в список тех, кому официально разрешено испытывать беспилотные автомобили на дорогах, ни на йоту не раскрывает тайну эпломобиля. Будет ли это машина, полностью созданная в недрах корпорации, или же это будет партнерство с одним из автопроизводителей, для транспортных средств которого Apple будет поставлять систему автопилота? Компания Стива Джобса по-прежнему не дает комментариев.