Разводы по-американски -- крупнейший поисковик ссорится с сервисом такси и заигрывает с другим, а самая дорогая компания планеты сражается в суде против многолетнего партнера бок о бок с заклятым конкурентом. Все детали непростых отношений внутри мирового IT-бизнеса -- прямо сейчас в программе Вести.net. 

Ситуация вокруг отношений компаний Google и Uber все больше напоминает стадию развода между супругами, когда дело дошло до раздела имущества. И, похоже, пока удача на стороне поискового гиганта. Издание The New York Times сообщило о том, что подразделение холдинга по разработке беспилотных машин - компания Waymo заключила соглашение о сотрудничестве с онлайн-сервисом такси Lyft - прямым конкурентом Uber.  Новоявленные парнеры Waymo и Lyft намерены объединить усилия по созданию и развитию технологий, необходимых для появления полностью автономной машины, а также рассчитывают на запуск совместных проектов в этой области. 

Напомним, что в апреле Waymo начала бесплатно предлагать 100 беспилотных минивэнов всем желающим в городе Феникс в штате Аризона. Одновременно компания заказала производителю Fiat Chrysler еще 500 беспилотных автомобилей, которые, после завершения бесплатных тестов, вполне могут стать “такси”. 

Надо сказать, что у этого союза довольно интересный шлейф. Lyft - вторая по размеру компания после Uber на рынке такси в США. И естественно, что Lyft всячески пытается активно противостоять мировой экспансии Uber. В частности, компания была инициатором создания глобального альянса Интернет агрегаторов заказов. Его основали четыре компании: азиатская Grab taxi, индийская Ola, китайская Didi и американская Lyft. Но после того, как Uber согласился на частичное поглощение китайской компанией Didi, - планы альянса с грохотом провалились. И даже появились слухи о том, что Lyft  ищет себе покупателя. 

С Google история еще интереснее, дело в том, что в 2013 году инвестиционная дочка Google вложила 258 миллионов долларов в Uber и позже еще пару раз отмечалась крупными инвестициями в сервис, корпорация даже планировала какой-то совместный проект по созданию беспилотных такси. Но что-то в отношениях между компаниями пошло не так. Некоторое время спустя Google стал всячески поддерживать Lyft. Компания добавила информацию из приложения в свой сервис Google Now. Это позволяет не заходить специально в Lyft, а заказывать такси прямо из гугловского помощника. Кроме того, на своих конференциях Гугл промоутировал Lyft - раздавал участникам какое-то количество бесплатных поездок, а также предлагал установить приложение. 

Более того, сейчас автомобильная лаборатория Google судится с “портфельным” проектом собственного фонда. В иске Waymo против Uber утверждается, что экс-сотрудник Google Энтони Левандовски украл разработки и использовал их для создания самоуправляемого автомобиля в Uber. Cуд уже временно запретил Энтони Левандовски работать над этим проектом. И именно на этом фоне Google заключает сделку с  компанией Lyft. 

Стоит, наверное, пояснить, что по итогам соглашения Google, по сути, получает свой “карманный” сервис с большой базой пользователей для экспериментов с беспилотными такси, а Lyft открывает для себя новое направление развития и может дальше конкурировать с Uber. Причем делать это смело и с широким размахом, ведь теперь у Lyft  большой и могущественный покровитель.

В борьбу с Qualcomm вступают Intel и Samsung.  Оба IT-гиганта собираются поддержать  судебное разбирательство, начатое ранее  Федеральной торговой комиссией США - аналог российского ФАС - в связи с неконкурентным поведением производителя ARM-чипов  

Если прибавить сюда Apple, который ведет патентные баталии с Qualcomm с начала года, то получается, что против производителя процессоров семейства Snapdragon ополчилась чуть ли не половина отрасли. 

Претензии у всех, по сути, одни и те же. Qualcomm, обладая колоссальным портфолио в сфере мобильной связи, насчитывающим 30 тысяч патентов, вынуждает других игроков использовать свои решения, требуя непомерные рояли, и отказываясь лицензировать свою интеллектуальную собственность на общепринятых в отрасли основаниях. 

К примеру, Samsung, разработав собственный мощный процессор Exynos, не может использовать его нигде кроме как в своих смартфонах, так как Qualcomm не выдает соответствующей лицензии, позволяющей продавать эти процессоры другим компаниям.

Apple находится в похожей ситуации. Как утверждают в Купертино, Qualcomm пользуясь своим доминирующим положением на рынке, согласился взимать меньшую сумму роялти с каждого проданного айфона и айпэда, в обмен на обещание не использовать решения конкурентов. Не дождавшись скидки, компания Тима Кука подала иск в суд, потребовала один миллиард долларов с Qualcomm, а до момента принятия решения судом приостановила выплаты роялти.

В свою очередь Intel в своем заявлении утверждает, что не против честной конкуренции, но патентная политика Qualcomm вынуждает производителей электроники покупать нужные решения именно у них. Конкретные претензии Intel неизвестны, но канва понятна - Intel пропустил образование огромного мобильного рынка. Для чипмейкера это возможность заработать на двух главных чипах - процессоре и модеме. Процессорный рынок полностью занят Арм-производителями, из который Qualcomm крупнейший. Intel потратил много сил и средств и сделал свой модем - но и здесь Qualcomm - главный поставщик и фактически монополист - например на его разработках и патентах в значительной степени построены сами стандарты 3G и LTE

Qualcomm не занимает сугубо оборонительную позицию. В начале мая, после заявления Apple о приостановке выплат роялти, компания объявила о  своем намерении подать иск в ту же Федеральную торговую комиссии с требованием запретить продажи iPhone на территории США.