Обзор Sony PlayStation VR: виртуально, реально

Для некоторых покупка шлема виртуальной реальности от Sony, вероятно, обернется сожалением о потраченных деньгах, другие же, наоборот, испытают подзабытый уже восторг встречи с новой технологией, выводящей цифровые развлечения на следующий уровень. Это лучший на сегодня VR-шлем, и вот почему.

Для некоторых покупка шлема виртуальной реальности от Sony может обернуться сожалением о потраченных деньгах, другие же, наоборот, испытают подзабытый уже восторг встречи с новой технологией, выводящей цифровые развлечения на следующий уровень. Мы постарались, чтобы этот обзор самого продуманного и доступного на сегодня VR-гаджета, очков виртуальной реальности Sony PlayStation VR, помог читателю понять заранее, ещё не расставаясь с как минимум 30 тысячами рублей, к какой группе относится он сам.


PlayStation VR – дизайн, характеристики, подключение

PlayStation VR — шлем виртуальной реальности, предназначенный для использования с консолью PlayStation 4, камерой PlayStation Eye и контроллерами DualShock и Move – выглядит отлично, дизайнеры Sony поработали на славу. Он совсем не похож на изобретение безумного профессора-садиста, скорее напоминая штатную экипировку штурмана звездолета. Если притвориться, что эта штука — из будущего, то это будущее кажется довольно светлым.

Хотя появившиеся на рынке раньше альтернативы — предназначенные для работы в паре с мощными ПК Oculus Rift и HTC Vive — смотрятся не так стильно, с точки зрения технических возможностей они более продвинуты. У PlayStation VR один 5,7-дюймовый OLED-экран, обеспечивающий разрешение 1920 на 1080 точек, на каждый глаз приходится прямоугольник 960 на 1080 пикселей. Максимальный угол обзора — 100 градусов. У обоих конкурентов каждый глаз получает картинку с отдельного экрана разрешением 1080 на 1200 точек, а максимальный угол обзора достигает 110 градусов. Зато PlayStation VR умеет отображать картинку не только с частотой 90 Гц, как другие шлемы, но и на 120 Гц, для чего с учетом текущего поля зрения пользователя генерируются промежуточные кадры. В теории это должно делать игровой процесс более комфортным и реалистичным.

Чтобы поиграть во что-нибудь с помощью PlayStation VR, потребуется довольно внушительный арсенал вспомогательного оборудования. Само собой, нужна приставка PlayStation 4 (оригинальная версия, Pro или Slim, с Pro некоторые игры обеспечивают более качественную картинку). Не обойтись без камеры PlayStation Eye — она считывает положение светящихся элементов на шлеме, отслеживая положение головы пользователя в пространстве и направление взгляда. Нужен контроллер: можно обойтись и обычным DualShock, но во многие тайтлы, предусматривающие отслеживание положения рук игрока, полноценно не поиграешь без пары PlayStation Move. Наконец, подключать шлем к приставке и ТВ предстоит с помощью специального модуля — прямоугольной коробки с отдельным блоком питания, многочисленными разъемами и светодиодным индикатором.

Так выглядит правильно подключенная система с PlayStation VR, консолью и телевизором

Хотя кабелей много, запутаться в них можно, только если полениться прочитать инструкцию. Каждый помечен наклейкой с номером, а процесс подключения расписан по шагам. Другое дело, что придется крепко подумать о том, как и куда всю эту паутину прятать: зрелище в исходном виде не только способно испортить весь фэн-шуй в уютной гостиной, но даже для логова холостяка выглядит диковато.


PlayStation VR – впечатления от использования

Итак, все подключили (от шлема идет ОДИН кабель – учись, HTC!), дождались обновления ПО, надеваем. Конструкция продуманная: удерживая расположенную у правого глаза кнопку, нужно отодвинуть часть с экраном и оптикой вперед, разместить на голове мягкий обруч, придвинуть экран к глазам (очки можно не снимать, проверено: они поместятся) и затем найти такое положение обруча, чтобы картинка стала максимально четкой. После этого колесиком на обруче, расположенном в районе затылка, зафиксировать понадежнее.

По идее, шлем Sony должен бы проигрывать в удобстве конкурентам: весит он 610 граммов, то есть процентов на 10 больше HTC Vive (555 г) и на 20 больше Oculus Rift (470 г.). Но конструкция разработана настолько удачная, что этот вес распределяется равномерно, в итоге у подавляющего большинства пользователей вестибулярный аппарат устанет от игр гораздо раньше, чем мышцы головы и шеи устанут от веса шлема.

Владельцу PlayStation VR, как и любого другого VR-шлема, нужен еще один важнейший аксессуар, без которого впечатления от использования окажутся куд хуже, чем могли бы, это... качественная тряпочка из микрофибры. Только не за 20 рублей из отдела товаров для кухни в супермаркете — такая и пыль со шкафа толком не вытрет, есть специальные для протирки экранов мобильных устройств или очков, стоят от 100 рублей и дороже. Вот такая вам и нужна — протирать линзы шлема, которые с неизбежностью пылятся и пачкаются от контакта с кожей:

Итак, какие впечатления от PlayStation VR? Если вы раньше ни разу не видели виртуальную реальность, даже копию Google Cardboard на Aliexpress не заказывали, сногсшибательный вау-эффект гарантирован, особенно в паре с 3D-звуком в качественных наушниках. PlayStation VR неплохо, лучше смартфонных VR-гарнитур, справляется с созданием эффекта погружения. Главное, чтобы резиновый уплотнитель хорошо совпал с лицом, не пропуская свет — в противном случае "погружение" будет весьма относительным. Я вот, например, так и не смог добиться полной изоляции.

Для тех же, кто пробовал Oculus Rift, HTC Vive или хотя бы Gear VR со смартфоном Samsung, PlayStation VR никаких откровений не принесет. Картинка не идеальна, можно без труда рассмотреть отдельные пиксели, и для 100-процентного погружения в виртуальную реальность потребуется, наверно, сильная впечатлительность, отточенные навыки самовнушения или изменяющие восприятие вещества. "Этот монстр мог бы по-настоящему испугать меня, если бы из него не торчали углы пикселей", — такая мысль проскакивает регулярно. Некоторым играм (о самых интересных, на мой взгляд, VR-тайтлах для PlayStation я расскажу ниже) удается, намеренно стилизуя графику под ретро или упрощая геймплей, добиться более впечатляющих результатов. Но о фотореалистичном изображении в VR на нынешнем уровне развития технологий речи пока идти не может.


PlayStation VR – лучшие игры

В Sony сделали все, чтобы уже на старте продаж владельцам PlayStation VR было из чего выбирать. К настоящему времени в Европе доступны около восьми десятков тайтлов, поддерживающих шлем виртуальной реальности Sony. Демо-версии 18 из них записаны на заботливо положенном в каждую коробку с PlayStation VR диске, еще пару пробных версий можно скачать бесплатно в PlayStation Store, разработчики остальных игр предлагают пользователям с ходу отдать денежки за обклеенные красочными промо-материалами мешки с копошащимися там котами неизвестного качества.

Вот какие игры вызвали самые сильные эмоции лично у меня:


Рельсовый (в буквальном смысле — игрок движется по виртуальному миру на тележке, как в аттракционе "Дом ужасов") шутер-ужастик Until Dawn: Rush of Blood погрузит в антураж адского цирка и заставит отстреливаться от кровожадных клоунов и прочих инфернальных созданий. Настоятельно рекомендуются контроллеры Move в качестве зажатых в обеих руках пистолетов — с одним DualShock мне не удалось выжить даже до конца короткого демо.


Самый быстрый способ проверить на прочность свой вестибулярный аппарат — римейк классической игры 1980-го года Battlezone, в которой с помощью примитивной векторной графики создавался эффект 3D. В современной версии вражеские танки и летательные аппараты по нынешним временам тоже изображены довольно примитивно — что позволяет добиться высокой частоты смены кадров. Главная проблема: игрок в VR-версии Battlezone вынужден перемещаться во всех трех измерениях, что лично у меня вызвало недомогание буквально через несколько минут веселой пальбы.


Для описания Rez Infinite сложно подобрать слова — это и игра, и произведение искусства, объединяющее психоделический видеоряд с музыкой. Игра органично подхватывает восприятие игрока и уносит его в, очевидно, безумный, но красивый и захватывающий мир постоянно меняющихся форм и знаков. Первая Rez, вдохновленная творчеством Василия Кандинского, вышла еще в 2002-м для PlayStation 2, спустя шесть лет вышла версия для Xbox Live Arcade, и вот теперь игра переродилась для виртуальной реальности. Слова тут по большей части бессильны, поэтому вот видео:


Thumper выглядит тоже довольно психоделично, но не так безумно, как Rez: игрок управляет металлической машиной-жуком, скользящей на огромной скорости по бесконечно разворачивающемуся в пространстве желобу, в конце которого постоянно маячит какой-нибудь ужас. С ним "жуку" и предстоит непрерывно бороться, для чего нужно в определенные моменты нажимать кнопки, следуя ритму фоновой музыки. Для меня игра оказалась самой затягивающей из всех VR-тайтлов, которые я когда-либо попробовал — возможно, потому, что "рельсовый" характер движения не вызывает тошноты даже через час игры.


Какие же консольные развлечения без гонок — вот и на PlayStation VR есть свой "главный автосимулятор", Driveclub VR. Графика, по-хорошему, расстраивает, видимо мощности "железа" для большей детализации и реалистичности пока не хватает. И тошнить начинает довольно быстро, но зато никто не скажет, что "для PlayStation VR даже гонок нормальных нет".


PlayStation VR – проблемы и решения

Чтобы полноценно играть в виртуальной реальности на PlayStation, нужно знать несколько правил. Так, стоит избегать полной темноты или, наоборот, яркого солнечного света, особенно когда лучи падают между шлемом и следящей за его движениями камерой – это может приводить к сбоям в отслеживании движений шлема. Ну и в принципе, использующая для трекинга лишь одну камеру система ограничивает перемещения пользователя во время игры, надежнее всего сидеть перед камерой, а если стоять, то не сходя с места.

Во-вторых, желательно отключить или унести в другую комнату любые устройства с включенным Bluetooth — они могут вмешиваться в работу контроллеров, особенно Move, приводя к нежелательным эффектам, например, дрожанию вроде бы еще не уставшей крошить врагов виртуальной руки и неточному позиционированию прицела. Кроме того, Move должны быть заряжены по-максимуму — при низких уровнях заряда могут также появляться описанные выше баги.

Если вас раздражают постоянно горящие источники света и вы решили разместить PlayStation с VR-шлемом в спальне, дополнительный блок шлема придется каждую ночь отключать от сети — полностью выключить его, чтобы погас яркий красный светодиод, можно только так.

А что с 360-градусными видео, которых на YouTube с каждым днем становится все больше и больше? В теории приложение YouTube на PlayStation 4 позволяет их смотреть и на PlayStation VR. Однако поле зрения, оказывается, очень узкое, куда уже чем в играх, картинка почему-то отображается словно на противоположном от глаз пользователя конце "трубы". В итоге впечатление куда слабее, чем когда смотришь то же самое на смартфоне с VR-гарнитурой. Если эту проблему можно исправить программными средствами, то мне решительно не понятно, почему в Sony этого до сих пор (мировые продажи PlayStation VR начались в октябре) не сделали.

Зато можно смотреть кино с PlayStation, не снимая шлема – на гигантском виртуальном экране, размер которого можно выбирать. По ощущению очень похоже на кинотеатр – но кинотеатр, который зачем-то показывает на огромном экране скачанный с торрент-трекера фильм в низком разрешении.


PlayStation VR – выводы

Так что, брать или не брать? Или лучше копить на один из шлемов, предназначенных для мощных игровых ПК? Давайте считать. Полный комплект PlayStation VR (с камерой и двумя контроллерами Move) — можно купить примерно от 35 000 рублей. Это цена "серого" комплекта с гарантией "от магазина", без официальной гарантии Sony. Сама консоль, кстати, дешевле — от 16 000 за чуть менее производительную, но суперкомпактную Slim-версию, Pro обойдется как минимум на 10-12 000 дороже. Итого минимальная цена "входного билета" составляет чуть больше 50 000 рублей. По максимуму, если замахнуться на PlayStaion 4 Pro и комплект с официальной гарантией, можно отдать почти 80 000.

Но даже в этом случае вы потратите меньше, чем приобретая высокопроизводительный ПК (учитывая требования Oculus Rift и HTC Vive, при самостоятельной сборке уложиться меньше чем в 50 000 рублей вряд ли реально, даже по максимуму сэкономив на корпусе и ограничившись механическим жестким диском) в комплекте со шлемом. Oculus Rift с контроллерами Touch обойдется минимум в 55 000 рублей (итого вместе с ПК получаем "входной билет" от 105 000 рублей), HTC Vive, к которому контроллеры прилагались с самого начала, в интернет-магазинах стоит от 64 000 рублей (с ПК получаем как минимум 114 000).

При этом в настройке, подключении и использовании PlayStation VR существенно проще и удобнее предназначенных для ПК конкурентов. Да, они обеспечивают чуть более качественную графику и, особенно HTC Vive, более глубокое "погружение" в виртуальную реальность. Но, с моей точки зрения, когда на рынке есть PlayStation VR, их покупка оправдана только в том случае, если покупатель не стеснен в финансах от слова совсем, или уже располагает соответствующим их требованиям мощным ПК.

Шлем виртуальной реальности Sony — на сегодня самый отшлифованный и дружественный к пользователю гаджет такого рода. Аргументы против покупки PlayStation VR у меня тоже найдутся — они те же, что и в случае с "компьютерными" VR-системами. А именно: технология пока несовершенна, особенно по части разрешения картинки, во многих играх укачивает, а сами игры – это пока преимущественно аркадные забавы или мультяшные квесты, чего-то эпичного типа Fallout 4 для VR ожидать в ближайшие годы не стоит.

Парадоксально, но в этом несовершенстве, возможно, кроется и сильная сторона PlayStation VR. Система со шлемом предлагает, по сути, более "гуманный" (по отношению к игроку) и безопасный с социальной точки зрения гейминг. В виртуальной реальности пока не построили по-настоящему реалистичных затягивающих миров, в которых можешь на долгие дни пропасть из реальной жизни, нет физической возможности просидеть за игрой всю ночь (через час-другой даже самый крепкий вестибулярный аппарат сдастся). При этом эмоций от VR-игр на единицу потраченного времени, как правило, больше, чем от обычных – самое то для переключения внимания или разрядки "на часик" после рабочего дня.

Итак, подведем итоги обзора шлема виртуальной реальности Sony PlayStation VR.

Плюсы:

  • Самая простая в настройке и использовании "не смартфонная" система для VR-игр
  • Низкая в сравнении с конкурентами цена, даже если покупать вместе с консолью
  • Sony PlayStation VR красив и удобен
  • Можно использовать, не снимая очков

Минусы:

  • Технологии виртуальной реальности пока не могут обеспечить качество графики, сравнимое с отображаемым консолью на телевизоре, не говоря уже о мощных игровых ПК
  • Укачивание и тошнота – пока это действительно проблема, для любых VR-систем
  • Если вам не повезло со строением лица, внутрь шлема может проникать свет
  • Судя по профильным форумам, многие пользователи до сих пор испытывают проблемы с отслеживанием контроллеров Move (в моем тестовом комплекте Move не было)
  • Провода, провода, провода....