Еженедельная программа "Вести.net" от 27 мая 2017 года

Победы российских программистов, голосовой помощник от "Яндекса", еще один мессенджер от Mail.ru, интервью гендиректора Viber, а также очень разные премьеры портативных компьютеров от новичков и старожилов: главные IT-события недели прямо сейчас в программе Вести.net.

Победы российских программистов, голосовой помощник от "Яндекса", еще один мессенджер от Mail.ru, интервью гендиректора Viber, а также очень разные премьеры портативных компьютеров от новичков и старожилов: главные IT-события недели прямо сейчас в программе Вести.net.


И начнем мы с чувства гордости. Российская математическая школа, которую многие хоронили, все же сопротивляется и вполне успешно. Питерский ИТМО — Институт информационных технологий, механики и оптики – вновь выиграл международную олимпиаду по программированию. Ни один институт или университет в мире не подошел даже близко к ИТМО по количеству чемпионских титулов.

Российская команда поставила новый рекорд, в седьмой раз заняв первое место на международной олимпиаде по программированию ACM ICPC 2017. Команда петербургского университета ИТМО верно решила десять из двенадцати задач, опередив в скорости всех своих соперников. За это участники: Иван Белоногов, Илья Збань, Владимир Смыкалов и их тренер Андрей Станкевич, получили золотую медаль и денежный приз в размере 12 тысяч долларов. Читать дальше.


А теперь у нас будет блок мессенджеров. В четверг неожиданно "Одноклассники" взяли и выкатили продукт, внешне будто бы со своей соцсетью не связанный. Mail.ru Group выпустила новый мессенджер для Android и iOS устройств на основе сервиса обмена сообщениями в "Одноклассниках". Новинка получила название TamTam.

Пользователи могут зарегистрироваться в новом мессенджере, войдя через свою учетную запись в "Одноклассниках" или через почту Google. Помимо чатов с друзьями сервис позволяет запускать собственные информационные каналы для подписчиков, как в Telegram. В скором времени разработчики обещают добавить в свой мессенджер видеосообщения, аудио- и видеозвонки. А также выпустить веб-версию TamTam.



Ключевое отличие нового сервиса от конкурентов заключается в уже существующей многомиллионной пользовательской базе. К настоящему времени в Одноклассниках зарегистрированы свыше 290 миллионов учетных записей. По словам представителей Mail.ru, число активных пользователей социальной сети превышает 73 миллиона человек, из которых 34 миллиона заходят в Одноклассники со своих смартфонов. Но любопытно, что развивать мессенджер решили отдельно от бренда соцсети – до некоторой степени отстроиться.

Владимир Кочетков, руководитель проекта TamTam:

Мы проверяем интересную такую гипотезу: сможет ли самостоятельный сам по себе бренд привести к нам людей, которые раньше изначально не пришли бы в "Одноклассники". Поэтому мы действительно совмещаем базу пользователей, которая у нас есть сейчас, для того, чтобы можно было пообщаться с большим количеством людей. И, с другой стороны, делаем самостоятельный бренд, чтобы он не притягивал определенную имиджевую составляющую, которая потенциально могла определенных пользователей отпугнуть.

Примечательно, что это уже третий мессенджер Mail.ru group после Агента и ICQ. Или четвертый, если считать О.Life, который также приписывают Mail.Ru – и который можно назвать калькой Снэпчата – то есть, созданным специально для подростков. Но, как ни странно, молодежь не является локомотивом использования мессенджеров, во всяком случае, так говорит глава проекта ТамТам

Владимир Кочетков, руководитель проекта TamTam

Мессенджеры на самом деле намного лучше и интереснее, скажем так, «заходят» более возрастной аудитории. Грубо говоря 30, 35+ и дальше – им намного комфортнее общаться в мессенджере, чем в социальных сетях. Они понимают, кому они пишут, они понимают, что этого никто больше не увидит. Молодежь, она общается интенсивнее, но ее может быть не так сильно останавливает публичность, которая есть в социальных сетях, и которую не так легко контролировать

В любом случае, если предположить, что эксперимент "Одноклассников" признают удачным, то похожий сервис можно будет отпочковать и от сети "Вконтакте". Тогда Mail.Ru обгонит по количеству мессенджеров даже Google, у которого есть Hangouts и Allo с цифровым ассистентом внутри.


Кроме того, на этой неделе Роскомнадзор подтвердил, что направил мессенджеру Telegram письмо с просьбой предоставить необходимые данные, чтобы внести Telegram в реестр организаторов распространения информации. Детище [сооснователя "ВКонтакте" Павла] Дурова известно своей непримиримой позицией относительно сотрудничества с государством – во всяком случае, в публичном поле. Да и все прочие игроки в этом пространстве относятся к регулированию с большой осторожностью. На этой неделе в Москву приезжал новый гендиректор Viber – второго в мире по размеру аудитории сервиса коротких сообщений. И мы с ним поговорили.

Джамел Агауа, генеральный директор Viber

Наша политика очень простая. Наша задача в том, что бы предоставить безопасный и бесплатный сервис. И мы обязаны уважать тайну частной жизни наших пользователей. В тоже время, мы должны уважать правительства, с которыми мы работаем. И законодательство в странах, где мы присутствуем, должно соблюдаться. Но временами мы получаем запросы, которые мы технически не способны удовлетворить. Надо понимать, что наша технология предполагает шифрование переписки. Сквозное, "энд-ту-энд". Это означает, что чаты, хранящиеся на наших серверах, не могут быть прочитаны. У нас нет ключей шифрования – ключи на устройствах. Это ограничивает наши возможности. Мы уважаем правительство России. Ровно так же мы уважаем власти Франции или США. Я не понимаю, когда прячутся, не идут на контакт с регулятором – это странная позиция. Потому что для правительства вполне разумно защищать своих граждан. А для нас, как коммуникационной компании, естественно защищать частную жизнь наших пользователей. Но найти общий язык можно.

По словам Агауа, доход Viber – а компания после приобретения японским торговым гигантом Rakuten пытается стать прибыльной – складывается из трех источников. Телеком услуги (звонки на телефонные номера из Viber платные), продажа стикеров и игр, и, третье, – возможность что-то заказывать прямо в чате, искать, покупать. То есть доступ к абонентской базе, к нам с вами для компаний. И здесь вот всплывает одна из самых серьезных проблем мессенджера – спам. Это ж тоже доступ к нам для тех, кто зарабатывает деньги. Оборотная сторона.



Джамел Агауа, генеральный директор Viber

Это большая проблема… для нас это ключевой вопрос… потому что это как допинг в спорте. Ты придумываешь технологию, чтобы защитить себя, а эти ребята придумывают технологию, чтобы обойти защиту. В истории Viber у нас такие горки. Есть моменты, когда мы были очень хороши, потому что выстроили классную защиту от спама, а потом спамеры нашли новую лазейку и так – раз за разом. И это бесконечная история. Почему? Потому что у нас огромная аудитория. Если ты хочешь продавать секс или наркотики, у тебя огромный рынок в WhatsUp, в Facebook (запрещена в РФ). У тебя колоссальная аудитория, к которой ты можешь обратиться легко и бесплатно. Вот они и пытаются. У нас невероятное количество парней, которые лезут во все щели, чтобы рассовать свои объявления. Мы много инвестируем в борьбу со спамом и многого достигли. Мы видим, что в прошлом году мы потратили кучу денег на то, чтобы перестроить наши ресурсы и возвести новые барьеры. И мы можем сказать, что сейчас всё очень неплохо, в последние 6 месяцев количество спама пошло вниз. Но это, повторюсь, бесконечная история. А маленькую компанию спамеры не атакуют, потому что им там нечего искать, там нет обилия пользователей.

А теперь к еще одной и довольно неожиданной новости – приложении Яндекса, находящемся в стадии открытого тестиролвания был так тихонько представлен миру голосовой помощник поисковика. Точнее – "была" и "представлена". Женский род.

"Яндекс" выпустил своего голосового ассистента из лаборатории. Помощник теперь доступен в приложении "Яндекс.Бета" для тестирования всеми желающими. Зовут его (точнее, её) Алиса. По крайней мере, так она сама представляется. Но на обращение по имени пока не реагирует: ключевые фразы, запускающие распознавание голосового запроса, построены вокруг слова "Яндекс".

Стартовый набор способностей вполне традиционный: рассказать про погоду, маршрут по городу, выдать несколько шуток. Ну и разумеется, поиск в "Яндексе". Этим заканчиваются все диалоги, в которых ассистент не нашел что ответить сразу и голосом. С запуском приложений пока не очень – отправить сообщение кому-нибудь из контактов, например, не получается. Даже Яндекс.Музыку, если попросить запустить именно ее, ассистент открывает в веб-версии, в браузере, а не установленное на смартфон приложение. Но в "Яндексе" нас уверили, что Алиса гораздо сложнее и умнее, чем можно было бы ожидать от тестовой версии.

Михаил Биленко, Руководитель отдела машинного обучения и исследований "Яндекса"

Она действительно довольно просто выглядит, при этом этот вид довольно обманчив. Дело в том, что каждый запрос обрабатывается большим количеством моделей для самых разных типов запросов, которые построены с помощью машинного обучения. И, соответственно, внутри каждого запроса все сущности, все упоминания каких-то объектов – они также обрабатываются нейросетями. Поэтому там довольно много технологий, которые были созданы и развиты в последние годы, что позволяет делать это гораздо лучше и гораздо точнее.

Впрочем, что эта версия голосового помощника тестовая – никто и не скрывает. Более того, от пользователей всячески ждут отклика и пожеланий. Причем, не только рядовых. Очевидно, это еще и сигнал бизнесу – что появляется новая платформа, и на нее в скором времени можно будет расчитывать. Официально говорят "уже в этом году", но, скорее всего, речь идет об осени. Ну и, вполне возможно, что вслед за полноценным стартом Алисы на смартфонах в наших домах появятся и желтые умные колонки с красным логотипом.

Михаил Биленко, Руководитель отдела машинного обучения и исследований "Яндекс":

Ничего не исключено, мы безусловно смотрим широко на все сценарии, потому что понятно, что часто людям легче разговаривать голосом, если они на кухне, что-то готовят и у них руки в муке. Или в машине – мы, конечно, хотим сделать так, чтобы было удобно всегда. И если мест, где удобнее голосом, много, то мы хотим, чтобы во всех этих местах было удобно с помощью наших устройств.

Теперь хардверные, железные новости недели. И начнем с моего китайско-немецкого вояжа. Huawei взял, да и подался на рынок ПК, хотя тот рынок стагнирует уже бог знает какое время, да и компании с него скорее уходят, чем наоборот. Очевидно, что Huawei пытается построить под своим брендом целую экосистему. Есть планшеты и телефоны, в наследство от своего промышленного подразделения – всякие роутеры. Теперь вот – ПК. Не удивлюсь, если следующим шагом станет выход на рынок производства телевизоров, каких-нибудь колонок и домашнего интернета вещей.



А пока китайцы показывали свои "Хуабуки", Microsoft в Китае показал очередной Surface. Вообще, корпорация ведет себя до странности игриво. Три недели назад показала один Surface – лэптоп, потом созвала журналистов и разработчиков на свою коyференцию и не показала ничего железного, а неделю спустя выкатила анонс – но уже в Шанхае. Стоит ли за этим что-то осмысленное – неизвестно. Читайте далее

И еще одно замечание. На Surface огромный и богатый Microsoft почти ничего не зарабатывает. И, мне кажется, цель у производства этих устройств – показать, что компания из Редмонда – инновационная и модная, а не что-то скучное из прошлого века. И результат этот, хотя бы отчасти, достигнут.