Вести.net: "Яндекс.Такси" поедет без водителя

Отечественный беспилотник: Яндекс.Такси без водителя. Как его создавали, где тестируют и что, помимо машин, представил крупнейший российский поисковик – об этом прямо сейчас в программе Вести.net.

Отечественный беспилотник: "Яндекс.Такси" без водителя. Как его создавали, где тестируют и что, помимо машин, представил крупнейший российский поисковик – об этом прямо сейчас в программе Вести.net.

Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов "Яндекса":

Часть, которая содержала живую музыку, где Петр Термен, правнук великого изобретателя терменвокса, исполнял сольную партию, где была прекрасная арфа, прекрасные струнные – это то, что возможно только сегодня, возможно лишь в нескольких местах мира, где очень серьезно работают с современными алгоритмами машинного обучения, с нейронными сеточками. Музыка, которая звучала во второй части, написана нейронной сеточкой "Яндекса".

Таким образом началась ежегодная конференция "Яндекса" для разработчиков - YaC, Yet another conference. Впрочем, для поисковика это не первый эксперимент с музыкой. В прошлом году сотрудники компании выпустили целый альбом "Нейронная оборона", в котором искусственный интеллект подражал Егору Летову. В этом году специалисты по машинному обучению Алексей Тихонов и Иван Ямщиков заставили нейросеть написать композицию в классическом жанре, взяв за основу творчество Александра Скрябина. Для обучения компьютеру "скормили" около 4 гигабайт MIDI-файлов, электронных наборов нот (что составляет около 600 часов музыки), прежде чем машина приобрела способность самостоятельно сочинять.

Иван Ямщиков, Исследователь в Институте Макса Планка (Лейпциг, Германия), консультант "Яндекса":

И как и в случае со стихами процент треков автора в датасете сильно влияет на качество… Скрябин по сравнению с Бахом был не так продуктивен, поэтому нам приходилось придумывать какие-то решения, чтобы это обойти, и чтобы, с одной стороны, продукт стилистически был похож, а, с другой стороны, был бы благозвучен.

Скрябина выбрали еще и потому, что этого великого композитора называют отцом светомузыки – его симфонию "Прометей" называли "световой". Но если световое шоу от нейросети выглядит совершенно аутентично, то сочиненную ею музыку пришлось отдать на экспертизу.

Иван Ямщиков, Исследователь в Институте Макса Планка (Лейпциг, Германия), консультант "Яндекса":

Мы отдали это специалисту по творчеству Скрябина, которая работала в Музее Скрябина и которая очень его творчество любит, и спросили: похоже? Она сказала "похоже", и "так похоже, что я даже берусь взять аранжировку и разложить это на оркестр". И мы такие: "Ну если человек берется это разложить на оркестр, значит, похоже". В общем, предельно субъективно.

Впрочем, несмотря на музыкальное, в жанре ИИ, начало конференции, основной анонс состоял совершенно в другом. А именно: сервис рекомендаций "Яндекс.Дзен" превращается в издательскую платформу.

"Дзен" – это сервис, который на основе предпочтений пользователя подбирает для него новости. Причем, сервис довольно популярный. По словам главы проекта Виктора Ламбурта, "Дзен" в настоящий момент генерирует больше трафика на сайты, чем любая соцсеть в России. Имелись в виду "Одноклассники", Facebook (запрещена в РФ) и "ВКонтакте". И вот у проекта начинается новый этап: платформа предоставляет классической прессе, брендам и просто блогерам набор инструментов для размещения своих материалов в ленте рекомендательного сервиса. Причем речь идет о цифровой дистрибуции, распространении контента именно на мобильных устройствах...

Даниил Трабун, медиадиректор сервиса "Яндекс.Дзен":

Кажется, что мобильное устройство, его экран – это штука, которая должна диктовать нам, как рассказывать истории. Все нынешние попытки создать новые форматы другими платформами, это то же самое. Есть экран, что нам делать с экраном? Как нам сделать его максимально информативным и современным, для человека, который потребляет что-то с экрана? Потому что мы проверяем: вовлечение людей в "Нарратив" гораздо больше, чем в текстовую статью. Хотя мы понимаем, что остается люди, которым нужны текстовые статьи, мы этого не отменяем.

Формат "Нарратив" ориентирован на мобильных пользователей. Публикация состоит не из абзацев или строк, а из "экранов". В каждый можно загрузить фотографию, видео или короткий текст. Даниил Трабун признает, что в процессе разработки новой платформы команда внимательно изучала аналоги, и смотрела на формат не очень известного в России, но очень популярного во всем мире месенджера Snapchat. Точнее, встроенного в него сервиса для публикации контента Snapchat Discovery, где издания и коммерческие бренды пытаются рассказывать свои истории на языке, понятном молодому поколению, миллиеналам, то есть – буквально на одном экране.

Даниил Трабун, медиадиректор сервиса Яндекс.Дзен

Это не Snapchat Discovery, потому что… ну он просто по-другому устроен. У нас самое главное – вот это перелистывание свайпами экранов, это прям супер-естественно для людей сегодня. И мы вот на нем сфокусировались.

Создатели обещают, что, запустив канал в "Дзене", его автор может подключить любую рекламную сеть, которая ему удобна, и начать зарабатывать на показах рекламы. Эта опция доступна каналам с аудиторией от 30 тысяч просмотров в неделю. Кроме того, "Яндекс" будет спонсировать наиболее популярные каналы. На это в 2017-м году компания выделила один миллион долларов.

И еще: в день конференции в сети появилось видео, на котором беспилотный автомобиль "Яндекс.Такси" пробует свои силы в закрытой промышленной зоне в одном из районов Москвы. Таким образом компания подтвердила слухи о разработке алгоритма для автомобилей, который позволит ездить без водителя. Работа над проектом началась еще в прошлом году. Все алгоритмы и технологии разработаны в "Яндексе", причем многие из них – например, карты, пробки, навигация в режиме реального времени, компьютерное зрение и распознавание объектов – давно работают в других проектах компании. Сейчас автопарк беспилотных машин "Яндекса" состоит из двух прототипов. Машины оснащены всеми необходимыми датчиками, с помощью которых алгоритм изучает разные дорожные условия.

Дмитрий Полищук, руководитель направления беспилотных автомобилей "Яндекс.Такси"

Сейчас проект находится на стадии прототипирования, соответственно, мы пробуем разные датчики, которые используются в принципе для решения задачи беспилотного управления. В частности, мы активно используем лидар – это прибор, который при помощи света "видит", что вокруг автомобиля находится, сканирует окружающее пространство лучами и говорит, на каком расстоянии находятся те или иные объекты. Мы активно используем камеры: при помощи них мы идентифицируем дорожную разметку, мы в принципе понимаем, где находится дорога, полосы, где находятся другие объекты, определяем их скорость, и так далее. Также мы используем позиционные датчики, систему геопозионированния GPS-ГЛОНАСС, радары.

На городских улицах "яндексмобили" появятся в следующем году. К этому времени компания планирует получит разрешение на тесты на дорогах общего пользования и довести алгоритм беспилотного вождения если не до совершенства, то до очень хорошего уровня. А учится еще есть чему.

Дмитрий Полищук, руководитель направления беспилотных автомобилей "Яндекс.Такси"

Смотрите, наверное, говорить про ямы и определенные типы покрытия на дороге пока рано, то есть прямо сейчас мы достаточно уверенно в определенных условиях видим автомобили и людей, мы в принципе очень хорошо умеем определять, что является проезжей часть, а что газоном или тротуаром, или там посторонним объектом, который оказался на дороге. Это делается при помощи компьютерного зрения. Но, еще раз: во всех технологиях беспилотных автомобилей прямо сейчас невозможно сказать, что есть готовое решение, которое работает, и оно хорошее. Все решения требуют доработки.