Привет, планета, это программа Вести.net. На этот раз — из Петербурга, куда я ездил, чтобы посмотреть на финал всемирного конкурса Imagine Cup. Это такое состязание IT-проектов, спонсируемое Microsoft. Финал, кстати, Россия принимала впервые.

Вообще, сказать, что событие было пышное — ничего не сказать. Для гуляний снимали Петергоф, результаты объявляли в Александринском театре. Но, к сожалению, ни одна наша команда, а их тут было три, в число победителей не вошла. Жалко. Тем более, что за победу не только статуэтку, но и чек дают. Общий призовой фонд — миллион долларов.

Подробнее об этом Imagine Cup расскажу в следующих выпусках, а пока — к самому громкому анонсу недели, тоже, в общем, связанному с Microsoft, но не напрямую. Nokia показала новый смартфон. То есть, в традиции финнов — камерофон.

Nokia будто бы зачастила с анонсами, но, с другой стороны, куда деваться — распространенность "виндоусфонов" пока невелика, и двигает ее, по ощущению, только серия Lumia, но не то, чтоб быстро. Рынок смартфонов близок к насыщению, так что проблемы даже у тех, у кого с долей на этом рынке все в порядке.

Инвесторам не понравился отчет Samsung. Южнокорейский гигант обнародовал свои показатели за второй квартал финансового года. Корпорация сообщила о росте операционной прибыли до 8,5 миллиарда долларов — за аналогичный период в 2012 году Samsung заработала 8,2 миллиарда. Это рекордный показатель для компании. Тем не менее, рынок отреагировал на отчет более чем прохладно — аналитики ожидали, прибыли на уровне девяти миллиардов. По итогам торгов на Корейской фондовой бирже акции Samsung потеряли 3,9 процента от стоимости, а капитализация упала на 6,5 миллиарда.

Многие аналитики связывают это с продажами флагмана Samsung Galaxy S4: во втором квартале корейская компания продала на два миллиона меньше устройств, чем прогнозировала — 74 миллиона. Это почти на 3,5 миллиона больше, чем в первом квартале, но темп роста продаж замедлился. Как пишет Forbes, хотя бизнес Samsung в значительной степени диверсифицирован, инвесторов беспокоит динамика развития ее мобильного подразделения, которое обеспечивает корпорации около 70 процентов прибыли. Впрочем, флагманский смартфон Samsung все равно успешнее своих предшественников — за первые два месяца корпорация реализовала 20 миллионов аппаратов, что приближается к показателям главного конкурента корейцев Apple.

Как пишет издание "Ведомости" со ссылкой на представителей отечественного ритейла Inventive Retail Group, "Евросеть" и МТС, темпы реализации Samsung Galaxy S4 не вызывают нареканий, он продается лучше, чем предыдущая модель. Кроме того, пика интереса со стороны покупателей ожидают немного позже, когда корейская компания снизит цену на свой "флагман".

Сравнения Samsung c Apple не заканчивается на количестве проданных устройств — технологические СМИ наперебой пишут, что реакция инвесторов на квартальный отчет Samsung идентична тому, как рынок воспринимает отчеты Apple. Сходство действительно присутствует: хотя в первом квартале 2013 финансового года выручка купертинской корпорации составила рекордные 54,5 миллиарда долларов, а чистая прибыль — 13,1 миллиарда. Инвесторы восприняли отчет Apple без оптимизма, а акции обвались аж на 10,5 процента. При этом в последние годы падение бумаг происходит после каждого финансового отчета корпорации. Apple стала заложником своего имиджа пионера мира высоких технологий и "магической компании", поэтому каждый раз от нее ждут каких-то невероятных результатов.

В то же время складывается ощущение, что к Apple завышенные требования предъявляют не только инвесторы, но и эксперты, и обычные пользователи. Недостатки продуктов приводят к затяжным обсуждениям в СМИ и блогах, а также судебным искам — достаточно вспомнить antenna-gate и неудачный запуск собственных карт Apple. В случае Samsung дело обстоит иначе: в первый месяц после начала продаж Galaxy S4 было трудно пользоваться — он тормозил и перезагружался, пока не выпустили новую прошивку с исправлениями. Бури негодования данный факт не вызвал и в принципе прошел практически незамеченным. Возможно, причина в том, что покупатели продукции корейской компании менее требовательны, а также, по-видимому, такие проблемы конкурента оставляют без внимания в Apple, ведь зачастую именно конкуренты подогревают интерес к неудачам других игроков. Корпорация Тима Кука давно стала любимым объектом для подобных нападок — возможность уколоть Apple не упускают ни Microsoft, ни Google, ни Nokia, ни, само собой, Samsung — очередной рекламный ролик с намеком на купертинскую компанию появился неделю назад.

***

Впрочем, страхи тех, кто работает на мобильном фронте ничто, по сравнению с сегментом классических ПК. Там не то, что рост продаж сокращается, падает все, уходят люди от ноутбуков и настольных компьютеров.

ПК покупают все меньше. Сразу две ведущие аналитические конторы – IDC и Gartner – после подсчета продаж компьютеров за второй квартал текущего года пришли к неутешительным выводам: падение, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составило почти одиннадцать процентов. Замедление отрицательной динамики на пару процентов по сравнению с первой четвертью 2013 года вряд ли можно считать большой удачей.

Объяснение сложившейся ситуации все то же: планшеты продолжают канализировать рынок ПК. Но если раньше аналитики просто констатировали факты, то в свежих отчетах появились более развернутые объяснения. "Таблетки" заменяют не любой персональный компьютер, а низшего ценового диапазона, которые использовались по преимуществу для потребления, а не создания контента.

Тут стоит привести данные другой аналитической фирмы — NPD Group, согласно которым, четверть проданных дешевых, ниже 300 долларов, ноутбуков – это хромбуки, то есть портативные ПК, на которых установлена облачная ось от Google, что подразумевает, что все данные хранятся в на серверах Google, а не на жестком диске ноутбука.

Возвращаясь к отчетам Gartner и IDC, стоит отметить несколько важных моментов. Во-первых, второй раз за все историю подсчетов, крупнейшим мировым производителем компьютеров стал Lenovo, оттеснив с первого места HP, которая, правда, сохранила лидерство на американском рынке. Третье и четвертое место у Dell и Acer, соответственно. Замыкает пятерку лидеров Asus. Отметим, что падение продаж обоих дальневосточных гигантов максимальное среди крупных игроков, которое аналитики объясняют тем, что компании переориентировали свой бизнес на выпуск планшетов и трансформеров.

Еще одна интересная деталь – на фоне падения, которое уже год демонстрируют рынок ПК, продажи дивизиона Microsoft, ответственного за Windows, остаются на прежнем уровне. Причина – увеличение популярности устройств, на которые установлена Windows 8. Внешне такие устройства, благодаря разнообразию форм-факторов, очень сильно отличаются друг от друга. И хотя многие из них напоминают, да и по сути являются ноутбуками, из-за сенсорного интерфейса аналитики относят их к планшетам, и, следовательно, их продажи на цифры рынка ПК не влияют.

***

Так, теперь — о России. На этой неделе состоялся новый запуск главном почтовике нашей страны — Mail.ru Group. Такой, интересный — для бизнеса, но бесплатно.

Mail.ru Group запустила почту для бизнеса. Самый популярный почтовый провайдер на территории России и стран СНГ Mail.ru до сих пор не предоставлял своего решения для бизнес-почты. Эту проблему компания решила только сейчас, анонсировав запуск beta-версии сервиса для создания корпоративной почты на базе своей платформы "Почта Mail.ru".

"У вас есть бизнес, допустим, ООО "Рога и Копыта", допустим. Вы по счастливой случайности приобрели домен Рога и Копыта, теперь ваши сотрудники друг другу и во внешний мир могут писать письма с этого домена. В остальном вся инфраструктура наша, то есть это сервис под ключ", — подчеркивает вице-президент Mail.ru Group Анна Артамонова.

Любой владелец собственного домена сможет создать до 5000 почтовых аккаунтов и управлять ими: регистрировать новые адреса, удалять старые, менять пароли. Это и без того немалое число при желании можно увеличить. Помимо, собственно, управления почтой, бизнес-пользователям доступен ряд дополнительных сервисов. А именно: инструмент для подготовки общих почтовых рассылок в рамках своего домена, месседжер с возможностью создания рабочих контакт-листов, календарь, смс-уведомления. Про смартфоны тоже не забыли: приложения доступны для всех популярных платформ.

Для того чтобы реализовать новый функционал, Mail.ru заключила соглашение с Reg.ru – компанией-регистратором доменов. За последнее время Mail.ru активно тестировала технологию, регистрировала множество доменных имен, больше 30 тысяч.

Теперь корпоративная почта стала доступна и широкой общественности. На сайте biz.mail.ru пользователь сможет зарегистрировать домен и сразу же связать с ним почту.

Надо сказать, управлять почтой на собственном домене пользователям предлагают практически все крупнейшие игроки — Google, Microsoft, Yandex. В России, к тому же, многие владельцы сайтов до сих пор зачастую пользуются услугами небольших провайдеров, в том числе для связи почты с доменом. В Mail.ru Group считают, что предложение компании найдет свою аудиторию, во-первых, за счет привычного интерфейса, а во-вторых, по причине того что за сервис не надо платить.

"На самом деле на данном этапе нет цели брать деньги. И это точно надолго. Точно не через два-три месяца. Пересадив вас на наши услуги, мы не придем со счетами. Мы, естественно, думаем про монетизацию, какая она могла бы быть. Пока кажется, что это должна быть не оплата за каждый аккаунт, а, возможно, какие-то премиальные сервисы когда-либо. Например, 24/7 — поддержка с выездом в офис. Людям разные вещи в бизнесе требуются", — поясняет Анна Артамонова.

Известно, что многие пользователи Рунета начинают свой день со стартовой страницы Mail.ru. И если переход на новый поисковый движок заметят немногие, то корпоративная почта точно найдет свою аудиторию.

На сегодняшний день в доменной зоне .ru абсолютным лидером является Яндекс.Почта, занимающая 17% рынка. Это примерно 200 тысяч доменных имен. Для сравнения, аудитория reg.ru в четыре раза меньше – чуть более 50 тысяч. Международный лидер почтовых сервисов Gmail на территории России уступает "Яндексу", занимая 15% рынка.

Спрос на почтово-доменные сервисы растет с каждым годом. Держать собственные почтовые сервера дорого и не очень удобно, многие компании переходят на решения от почтовых провайдеров. Поэтому решение Mail.ru Group о создании собственной корпоративной почты выглядит вполне оправданным.

Кстати, этот анонс Mail.ru — еще один образец того, как ревностно относятся к конкуренции друг с другом два главных российских интернет-гиганта — Mail.ru и "Яндекс". В день пресс-конференции Mail.ru "Яндекс" не упустил возможности разослать всем справку о том, что его почта для доменов — лидер. Mail.ru уколол в ответ: на вопрос, кто главный конкурент для бизнес-почты, ответ от вице-президента Mail.ru Group Анны Артамоновой я получил такой: "На самой деле, я бы сказала, скорее, Google. Хотя "Яндекс" выпускал пресс-релизы о том, что у них большее количество доменов развернуто на их почту для доменов. Но как мы видим по трафику, входящему и исходящему, больше писем из них двоих пишется на гугловские сервисы. "Яндекс", видимо, для более мелких, тех, кто потестировал и бросил, поэтому у них таких доменов больше".

***

Так, теперь — страничка поздравления юбилярам. Поздравляем с первой круглой датой цифровой магазин App Store и его родителей из Apple.

App Store исполняется 5 лет. Большинство сегодняшних владельцев iPhone вряд ли помнят, что магазин приложений Apple существовал не всегда: он появился 10 июля 2008 года, спустя год после презентации первого iPhone. "Это App Store — программа, которую мы создали, чтобы доставлять пользователям приложения. Со следующим обновлением ПО она будет работать на каждом iPhone в мире", — представлял ее тогда Стив Джобс.

App Store запустился всего с пятью сотнями приложений, однако их количество стало резко увеличиваться — запрос со стороны пользователей был очевиден. Только за первые выходные число загрузок из магазина достигло 10 миллионов, а спустя 2 месяца эта цифра увеличилась в 10 раз. В первый год существования App Store самым популярным у пользователей приложением стал Facebook-клиент. Таковым он остается и сегодня — в категории бесплатных приложений.

В App Store Apple впервые реализовала модель распространения контента, которая сегодня кажется привычной, хотя поначалу многим идея покупки программы за 1 доллар казалась смешной. С тех пор собственные магазины приложений появились у всех основных игроков на рынке мобильных операционок — Google, Microsoft и Blackberry — а приложения стали неотъемлемой частью пользования смартфонами. Отсутствие возможности установить сторонние приложения в совокупности с невысокой ценой программ практически полностью искоренили пиратство в этом сегменте, что открыло путь на рынок небольшим группам разработчиков и программистам-одиночкам.

В 2010 году в App Store появилась игра Angry Birds, вскоре ставшая одной из самых успешных франшиз в мире. Атрибутика со злыми птичками есть чуть ли не у каждого ребенка, на родине игры в Финляндии открылся развлекательный парк по мотивам Angry Birds, появился тематический мультсериал. Разработчик игры Rovio делал мобильные игры задолго до того, как Apple открыла свой магазин, однако именно появление Angry Birds в App Store принесло финской компании известность, многомиллионные заработки и ускорило экспансию на другие платформы.

Еще одна история успеха — российская компания ZeptoLab, которую основали братья Ефим и Семен Войновы. Придуманная ими игра Cut the Rope стала четвертым по популярности платным приложением за всю историю iPhone, обойдя даже What’s App.

Официальных данных о доходах разработчиков топовых приложений App Store нет, однако известно, что за 5 лет суммарно девелоперы получили от Apple 10 миллиардов долларов.Сколотить состояние на приложениях мечтают многие: чего стоит один лишь факт, что официальных разработчиков App Store почти в 7 раз больше, чем самих приложений — 6 миллионов против 900 000 тысяч.

"В следующем месяце App Store отмечает свое пятилетие — до этого в мире не было подобных магазинов, он изменил мир. На сегодняшний день пользователи загрузили 50 миллиардов приложений. Это невероятно!" — говорит нынешний глава Apple Тим Кук.

В Apple пытаются распространить систему, которая успешно работает в App Store, и на обычные компьютерные программы — они также доступны централизованно в онлайн-магазине, впрочем, пока без особого успеха — пользователей по-прежнему отпугивают высокие цены. Тем временем, по случаю дня рождения App Store пользователи iOS устройств могут бесплатно загрузить ряд популярных приложений, которые обычно доступны в магазине за деньги.

***

Еще один интернет-бизнес пятилетнего возраста — Dropbox, сервис для хранения файлов в облаке и синхронизации этого хранилища с вашей техникой. На этой неделе он объявил о том, что претендует на еще один рынок.

Dropbox собирается стать главным игроком индустрии мобильных приложений. На прошедшей конференции DBX 2013, которую создатели самого популярного облачного хранилища впервые собрали в Сан-Франциско, было объявлено о целом ряде нововведений, которые должны не просто упростить жизнь разработчикам мобильных приложений, а кардинально ее изменить.

Главное объявленное новшество – функция Datastore API, превращающая Dropbox из простого облачного хранилища в центр мобильной инфраструктуры. Теперь разработчики могут встроить в свои приложения возможность синхронизации данных между различными устройствами, работающими под управлением разных операционных систем. Иными словами, закончив на полпути мытье крокодильчика Свомпи на своем iPhone, пользователь сможет довести дело до конца, но уже на android-планшете. Все достижения, очки и артефакты сохраняются в облаке.

Конечно, полная кроссплатформенность игр – это не единственное применение Datastore API. Возможность синхронизации контактов, документов и любого пользовательского контента – все эти функции, в случае их внедрения, будут очень востребованы на рынке.

Как посмотрят на это владельцы мобильных платформ – Apple, Google и Microsoft, пока неясно. Также непонятно, каким образом Dropbox собирается монетизировать свои нововведения. По словам гендиректора компании Дрю Хьюстона, дополнительных денег с создателей приложений сервис брать не собирается. При этом Хьюстон добавил, что компании вполне достаточно тех денег, которые она получает от своего основного бизнеса – продажи премиальных аккаунтов с большим объемом облачного хранилища. Означает ли это, что за возможность полной синхронизации своих данных между всеми устройствами будет в итоге расплачиваться сам пользователь, пока не ясно.

Два других новшества – функции Saver API и Chooser API, которые дают возможность разработчиками добавлять в меню пункты "сохранить в Dropbox" и "загрузить из Dropbox", по сути, не так уж и новы, так как уже были опробованы в Интернете – их использует в своей новой почте Yahoo.