Еженедельная программа Вести.net от 24 января 2015 года

Еженедельная программа Вести.net от 24 января 2015 года
Главное событие недели в сфере технологий - презентация новой операционной системы от Microsoft - Windows 10. Текущая - восьмая - версия в свое время произвела фурор своей революционной сменой интерфейса, но сказать, что она завоевала сердца пользователей, нельзя.

Привет, планета, это программа Вести.net. То, что можно видеть вокруг меня и за мной — это знаменитый офис Mail.ru, точнее, спортзал и конференц-зал. А недавно здесь был крытый каток интернет-компании. Но начнем мы с главного события недели в сфере технологий — еще одна презентация новой операционки от Microsoft — Windows 10. Текущая версия – "восьмерка", точнее, 8.1 — в свое время произвела фурор своей революционной сменой интерфейса. Но сказать, что она завоевала сердца пользователей, наверное, нельзя.

Microsoft презентовала новую Windows. После не самой удачной Windows 8 и ее мобильной версии Windows RT, работающей на планшетах с ARM-процессорами, Microsoft анонсировала новую, единую для всех Windows под номером 10.

Новая версия операционки, выходящая под присмотром нового СЕО Сатьи Наделлы, после реструктуризации Microsoft должна стать ядром, некой отправной точкой для будущих продуктов компании и, фактически, работой над ошибками своей предшественницы.

Windows 10 стала универсальной. Она более не имеет отдельных мобильных или десктопных версий. Теперь под ее управлением будут работать и планшеты, и компьютеры, и игровые приставки, и даже шлемы виртуальной реальности.

Однако пользовательские интерфейсы на разных устройствах будут отличаться: на планшетах Win 10 будет управляться касаниями, на десктопах — мышкой. Если к планшету можно подключить мышь, то устройство автоматически перейдет в десктопный режим, причем сделать это можно на лету. Microsoft рассказывала об этой концепции в прошлом, но продемонстрировала свою задумку впервые на примере Office 365, где работу начали в одном режиме, а продолжили в другом, а все файлы подгружались в приложение из облачного сервиса One Drive.

Microsoft не первый год идет к мечте об универсальных приложениях — пытается создать условия для того, чтобы разработчик, однажды написав код, мог бы запустить программу на любом устройстве экосистемы — на десктопе или планшете. Эта возможность также демонстрировалось на примере Office. Универсальным, впрочем, будут только приложения, написанные для так называемого Modern — плиточного тач-интерфейса.

Windows 10 пока не имеет точной даты выхода. Известно, что выйдет она в 2015 году, а у пользователей старших версий операционки, начиная с Windows 7, будет около года для того, чтобы бесплатно обновиться до десятки.

Будут ли Microsoft предоставлять Windows 10 бесплатно и позже — неизвестно. В компании говорят об ОС как о сервисе, подразумевая, что версия операционной системы будет поддерживаться в актуальном виде за счет обновлений. И неизвестно, будут ли они предоставляться по платной подписке или заплатить за Windows 10 потребуется лишь однажды.

Впрочем, главная цель Microsoft тут — как можно быстрее перевести на "десятку" пользователей старых версий операционки. На данный момент более 56 процентов ПК по всему миру до сих пор работают на Windows 7, на Windows 8 — только 15 процентов, а многие и вовсе продолжают пользоваться далее более не поддерживаемой Windows XP.

Десятая версия Windows поступит с двумя новыми продуктами. Впрочем, новыми — только отчасти. Microsoft анонсировала новый браузер Spartan. Своим названием он обязан киборгам из компьютерной игры Halo. По словам представителей компании, Spartan — это абсолютно новый, написанный с нуля браузер, имеющий, однако обратную совместимость с одиннадцатой версией Internet Explorer. О самом Internet Explorer, правда, на мероприятии не упоминали. Возможно, он останется в портфолио Microsoft в качестве корпоративного браузера. Однако существуют и опасения, что больше Internet Explorer мы не увидим.

Еще в операционку встроят цифрового ассистента Cortana, дебютировавшую в 2014 году на Windows Phone. Cortana — это персонаж компьютерной игры Halo, искусственный интеллект в образе голографической девы, основанной на поисковой системе Bing. Ее предназначение — отбить у пользователя боязнь голосового общения с компьютером.

Практические функции Cortana сводятся к выполнению голосового управления и осуществлению голосового поиска на устройстве и в Интернете. А при серфинге в Сети она будет выдавать всевозможную справочно-вспомогательную информацию. По обещаниям, уже в феврале 2015 года Cortana заговорит на 25 языках.

Несмотря на то, что сейчас такой интерфейс взаимодействия человека с компьютером кажется излишним, все IT-корпорации, как кажется, уже определились с тем, что в будущем мы все будем разговаривать со своими гаджетами.

Другой мировой тренд, который в Microsoft решили поддержать — повальное увлечение дополненной реальностью. Компания показала прототип Hololens — шлема, совмещающего идеи Oculus Rift и Google Glass. Виртуальная реальность в представлении Microsoft — интерактивные голограммы, проецируемые на стекла шлема таким образом, что виртуальные объекты как бы накладываются на реальные.

Взаимодействовать с голограммами предлагается жестами — клик указательным пальцем заменяет клик мышки — и голосом. Во втором случае на помощь и приходит Cortana. В целом интерфейс здесь это, фактически, Xbox Kinect.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь проект курирует его разработчик Алекс Кипман. Представители Microsoft уверяют, что Hololens не будет требовать подключения к компьютеру или телефону. Все вычислительные модули, по их словам, будут встроены в сам шлем. Впрочем, говорить о технических спецификациях пока еще рано — у Hololens нет и примерной даты выхода. "Где-то в пределах жизненного срока Windows 10", — говорят в компании. Зато разработкой программ для дополненной реальности можно заняться уже сейчас — соответствующий набор API уже выпущен, называется он Microsoft Holographic.

Сказать, что для Microsoft это важный фронт — ничего не сказать: корпорация получает от продаж операционной системы четверть своих доходов. И работа над ошибками, вероятнее всего, эту цифру увеличит, тем более, что встроенного в систему голосового помощника пока нет ни у кого.

Удивительно еще и то, что происходит с Explorer. Есть даже подозрение, что так Microsoft начинает строить браузер-систему для предоставления всех своих сервисов — от Office и Messenger до корпоративных программ, как это сделано в гугловских Chrombook. И нельзя забывать, что Windows 10 теперь и на игровой приставке Xbox. Он же — медийный центр. Пока нового тут не много — только то, что приставка начала "стримить" игры на десктоп, что, впрочем, конкурент от Sony умеет уже давно.

***

Вторая глобальная история недели — космический Интернет от Илона Маска, который, правда, рождается в толчее и несогласии. Постройка и вывод на орбиту группировки из 70 спутников, способных обеспечить доступом в Сеть самые отдаленные и изолированные уголки планеты, обойдется главе SpaceX в 10 миллиардов и потребует несколько лет. Один миллиард уже найден – он поступил от Google и финансовой компании Fidelity. Тем самым обе компании совместно получают 10-процентную долю в SpaceX

По словам Маска, аппараты будут располагаться на высоте 750 миль, то есть, чуть более 1000 километров. Это выше орбиты МКС, но ниже, чем обычно летают спутники связи. Это значит, что сигнал от них будет поступать на Землю быстрее. Планируется, что весь свой путь интернет-пакеты будут преодолевать по воздуху, вернее – по космосу, перепрыгивая от спутника к спутнику и приземляясь только в месте назначения. В идеале, учитывая, что скорость распространения света в вакууме гораздо выше, чем при передаче по оптоволокну, сигнал будет идти быстрее.

Для любого другого предпринимателя подобная цель могла бы считаться суперамбициозной, но не для Илона Маска, за которым прочно закрепилось звание самого инновационного бизнесмена современности. Действительно, Интернет в странах третьего мира – это лишь начало: доставлять трафик со скоростью света Маск собирается на Марс – туда, куда он в ближайшее десятилетие планирует организовать пилотируемые полеты.

Пока проект будет находиться в начальной стадии, конкурентами Маска будут Google и Facebook (запрещена в РФ), которые будут организовать доступ в Интернет не только при помощи спутников, но и воздушных шаров и дронов.

Несмотря на то, что обе компании уже тестируют некоторые свои решения, в запасе у главы SpaceX куда больше козырей. Речь идет, в первую очередь, о собственных технологиях доставки грузов на орбиту. Капсула Dragon пристыковывалась к МКС, а буквально на прошлой неделе первая ступень ракеты Falcon совершила удачное возвращение на Землю. И хотя назвать приземление на плавучую платформу 100-процентно удавшимся нельзя – ракета после приземления разрушилась, — в перспективе возможность повторного использования позволит Маску значительно снизить стоимость вывода спутников на орбиту. Сами спутники Маск также планирует делать собственными силами. Для этого будет создана команда из 60 сотрудников, которые также будут заниматься и другими космическими проектами бизнесмена.

Интересен не только сам проект, но и его история и закулисные перипетии, с ним связанные. За несколько дней до того, как Илон Маск озвучил свои амбициозные планы, был озвучен, был анонсирован другой подобный проект от компании Грега Вайлера OneWeb, одним из инвесторов которой является Ричард Бренсон и колмпаний Quallcom.

Интересно, что Вайлер не только хорошо знаком с Маском, но и собирался вначале делать свой проект совместно с главой SpaceX, но ввиду разногласий решил в итоге пойти собственным путем. Несмотря на это, Бренсон, комментируя свою новую инвестицию, заметил, что для обоих проектов было бы лучше, если они развивались совместно. При этом он добавил, что права на спектр, в котором могут работать спутники на такой орбите, принадлежат OneWeb, и у Маска нет другого выхода, как все-таки объединить оба проекта. Сам Маск, правда, придерживается иного мнения: есть сведения, что для передачи сигнала он собирается использовать оптические лазеры.

***
А теперь расскажем, зачем же мы приехали в Mail.Ru Group. Как известно, этой компании сейчас принадлежать все российские социальные сети – "ВКонтакте", "Одноклассники", "Мой Мир". А наш телевизионный холдинг в конце прошлого года попробовал себя на новом поле — создателя интерактивных игр-романов по мотивам телевизионного сериала. И небезуспешно.

Компьютерное продолжение "Пока станица спит", созданное по мотивам одноименного популярного телесериала ВГТРК, насчитывает 700 тысяч пользователей, и каждый день к виртуальной "Станице" присоединяются 14-15 тысяч человек. При этом проект был запущен в крупнейших российский соцсетях в конце декабря минувшего года.

Руководитель ресурса Games.Mail.Ru Александр Кузьменко отмечает: "Самая простая цифра, которую надо знать про игру "Пока станица спит" — это количество регистраций в соцсетях. Меньше всего — в "ВКонтакте", побольше — в "Моем Мире", и больше всего в "Одноклассниках". То есть, какая соцсеть, такая и игра. Вот "Одноклассники" — это аудитория 30+, соответственно, большинство зрителей сериала "Пока станица спит" — это домохозяйки или люди старше 40 лет.

Всплеск интереса к квестовому продолжению сериала “Пока станица спит” в компании Mail.Ru Group объясняют грамотным запуском сразу в нескольких соцсетях – "ВКонтакте", "Мой мир", "Одноклассники" — в самом разгаре новогодних праздников, когда у россиян довольно много свободного времени. Действие в компьютерной версии идет частично в сюжетной связке с сериалом, но, в отличие от телепроекта, который создан по четкому сценарию, игра имеет возможность развиваться в соответствии с желаниями пользователей.

"Кто зрители сериала "Пока станица спит"? Это пользователи "Одноклассников", которые обмениваются фотографиями с рыбалок и своих собственных повзрослевших детей, которые заканчивают школу. Это очень правильное позиционирование. "Пока станица спит" — это, возможно, уникальный случай в мире. Потому что в США, которые известная медиастрана, я не знаю подобных прецедентов, по крайнее мере, в социальной сети. То есть, на самой популярной платформе для людей старшего поколения создавался такой продукт, который поддерживал изначальную франшизу", — поясняет Александр Кузьменко.

Кроме очевидной цели – привлечения внимания к сериалу, игра может самостоятельно зарабатывать. Она создана по принципу Free-to-Play – сама по себе бесплатна, но позволяет покупать внутриигровой контент или виртуальные предметы, которые дают определенные преимущества. Тут надо отметить, что в среднем топовые игры в соцсетях собирают аудиторию в 15-20 миллионов пользователей, но это потенциальное и довольно далекое будущее. В ближайшее же время пользователей ожидает появление мобильных приложений игры "Пока станица спит" на платформах iOS и Android.

***
На этой неделе в прессу просочились данные о том, как именно в прошлом году была взломана cеть корпорации Sony. Деталей почти нет, но общий смысл – "безопасники" Sony не смогли бы защитить свою сеть, даже если бы очень хотели.

С момента самой крупной хакерской атаки в истории — речь идет о нападении на сервера Sony Pictures — прошло практически два месяца, однако до сих пор не известно, кем же на самом деле являются хакеры из группировки "Хранители мира", стоявшие за атакой. Власти США обвиняет в нападении правительство Северной Кореи, но никаких доказательств этой теории предъявлено не было — материалы дела держатся в секрете. Впрочем, журналистам издания re/code все же удалось узнать, какая уязвимость позволила хакерам обрушить внутреннюю сеть Sony.

По информации источников re/code, злоумышленники воспользовались так называемой "уязвимостью нулевого дня" — ошибкой в коде неназванной программы, которую разработчики не замечали с момента написания. Сам термин "уязвимость нулевого дня" означает, что с момента обнаружения ошибки у разработчиков уже не было времени на ее исправление. То есть, править ее нужно было еще вчера, когда об уязвимости еще не было известно.

Исправить такую ошибку вовремя не представляется возможным в принципе. Единственный способ ее убрать — выпустить "заплатку". Однако за время ее написания и распространения злоумышленники успевают не только воспользоваться уязвимостью, но и замести свои следы. Самая известная атака такого рода — Stuxnet, направленная против Ирана, — использовала сразу несколько ZeroDay-дырок.

У каждой крупной корпорации есть так называемые Bounty Programm — программы по выкупу информации об ошибках, в том числе, и нулевого дня. В частности, они имеются и у Mail Group, и у Yandex, однако больше всех платят крупнейшие компании, такие, как Microsoft или Google. Именно размеры их вознаграждений и формируют цены на белом рынке уязвимостей. Цена на них варьируется от 5 до 250 и более тысяч долларов — в зависимости от актуальности данных. На черном рынке суммы могут быть как меньше, так и больше.

Надо заметить, что, помимо софтверных корпораций, за информацию о ZeroDay-ошибках охотно платят и госорганы. Обычно — агентства спецопераций. Известен случай, когда VupEn — компания-торговец из Франции — отказалась продавать Google информацию об "уязвимости нулевого дня", обнаруженную в браузере Google Chrome. "Мы не поделимся этим с Google даже за миллион долларов" — сказал глава VupEn журналисту Forbes. — Мы не хотим делиться с ними знанием о том, как исправить эту и другие ошибки. Мы хотим оставить эти данные нашим клиентам".

Кстати, именно ценовой фактор поддерживает мнение властей США о том, что за атакой могло стоять правительство другой страны — провести такую операцию по силам разве что структурам, имеющим государственное финансирование. Хотя это суммы, подъемные и для крупного бизнеса.

По данным АНБ, в атаке на Sony принимало участие до шести тысяч хакеров, причем операция началась еще в сентябре. Прежде, чем обрушить сервера компании в конце ноября, злоумышленники на протяжении двух месяцев изучали строение внутренней сети японской корпорации, распространяли вирусы и копировали содержимое почты топ-менеджеров. По заявлению "Хранителей мира", им удалось украсть свыше 100 терабайт данных, из которых лишь сотни гигабайт были позже выложены в Интернет.

Я уделяю особое внимание этой теме и вот еще почему: после выхода одного из сюжетов о взломе один малознакомый сотрудник Sony пожурил меня за ехидный тон материала в то время, как для работников Sony это огромная дополнительная работа — восстановление документов, договоров, контактов, потому что хакеры стерли все, до чего могли дотянуться, в том числе, и внешние диски самих сотрудников, подключенные к рабочим машинам во время последней атаки.

***

Возвращаемся к социальному сегменту интернета. Фэйковые — ненастоящие — новости — неотъемлемая часть нашего присутствия в Сети. Шум вокруг несуществующих событий поднимается едва ли не каждый день. Сеть в этом смысле оказалась чем-то вроде чашки Петри, в которой перемешано все — и свидетельства очевидцев, и взятые с потолка истории. Отличить их с первого взгляда невозможно, а фильтровать… Ну кто, скажите, должен все это фильтровать?

Facebook объявил войну лженовостям. Обновленная новостная лента социальной сети обзавелась алгоритмом, прячущим новостной спам. Теперь посты сомнительного содержания, например, предлагающие что-либо выиграть, а также нарочито недостоверные новости, будут скрываться из ленты пользователя при помощи специального краудсорсинг-фильтра.

Со слов представителей компании, пойти на этот шаг их вынудил тот факт, что люди продолжают доверять новостному спаму, невзирая на его откровенно обманчивую суть. Пользователи понимают, что их обманули, лишь когда их друзья оставляют им соответствующие комментарии в их новостной ленте. В Facebook этот момент хотят автоматизировать — у пользователей появится новый инструмент, позволяющий маркировать новость как ложную по аналогии с тем, как маркируются записи, призывающие к насилию. Если достаточное количество людей усомнится в достоверности новости, публикация будет скрыта. Представители Facebook уверяют, что сатирические посты не будут попадать под действие алгоритма.

Существуют, правда, и опасения, что новый инструмент для пользователей станет настоящим оружием в информационных войнах. Противоборствующие группировки могут начать "снимать" вполне реальные новости путем массового проставления признака "недостоверные".

Содержательная часть программы завершена, теперь визуальная — фишка недели.

***

На этом программа Вести.net прощается с вами до следующих выходных. Не забываем про радиоприложение к нашей передаче, которое называется "Интернет-кафе "Собака" и выходит на волнах Вести-FM по воскресеньям в 17:00. Планета — пока.