Привет, планета, это программа Вести.net, снова из нашей ничего не означающей студии, потому что главными героями нашей программы на этой неделе являются Яндекс и Mail.Ru, и у одних я был две недели назад, а вторых – неделю назад. Главными героями программы они стали из-за сделанных объявлений.

Самым громким, хотя и не самым народным был анонс дополнительной защиты входа в облака обеих компаний — когда воспользоваться почтой, например, можно, только имея в руках свой же телефон или смартфон.

Две крупнейшие российские интернет-компании Yandex и Mail.Ru фактически одновременно заявили о внедрении в свои сервисы нового способа защиты от кражи пользовательских аккаунтов. Их подходы отличаются друг от друга, но в основе их решений лежит один и тот же принцип. Речь идет о двухфакторной аутентификации.

Этот способ защиты данных призван заменить или дополнить существующие многие годы ненадежные сложные пароли. Принцип работы этого метода заключается в запросе у пользователя двух типов данных, подтверждающих его личность.

На практике это часто означает, что у пользователя сначала спрашивают его логин и пароль, а затем требуют дополнительное подтверждение в виде кода, приходящего по SMS. Иными словами, проверяют пользователя по его памяти, а затем — по наличию у него его телефона.

Существуют и другие личностные факторы — отпечатки пальцев, персональные USB-ключи и так далее.

Ввиду большей надежности двухфакторной аутентификации ее уже многие годы используют в сфере онлайн-банкинга. С недавних пор ей обзавелись и другие интернет-сервисы, включая и популярные социальные сети. Первым почтовым сервисом, который реализовал такой двухфакторный подход, был Google.

Помимо подтверждения по SMS, Google может определять пользователя и по специальному мобильному приложению. Однако статистики его популярности нет, а есть подозрение, что его устанавливают лишь немногие гики и люди, всерьез озабоченные безопасностью.

Решение Яндекса тоже основывается на мобильном приложении под названием Ключ — оно все еще находится в режиме бета-тестирования. Отказ от использования SMS-рассылок в Яндексе обуславливают их дороговизной и ненадежностью. В компании надеются, что с помощью приложения пользователю больше не придется запоминать уникальные сложные пароли.

Используя Ключ, пользователь может войти в систему, отсканировав QR-код на сайте или введя автоматически сгенерированный приложением пароль. При запуске Ключ будет требовать ввода четырехзначного пинкода.

Альтернативно владельцы новых устройств Apple могут войти в приложение по отпечатку своего пальца. Это и есть первый фактор защиты — подтверждение личности пользователя приложения. Сканирование QR-кода в данном случае — второй фактор, подтверждающий наличие смартфона в руках этого пользователя.

В своем роде решение Яндекса уникально — пароль в виде пинкода, по сути, вводится только на мобильном. После сканирования QR-кода страница осуществляет залогинивание сама. Правда, если смартфон не подключен к Интернету, пользователю все же придет SMS с кодом.

Решение Mail.Ru, напротив, основывается на стандартной SMS-рассылке. И на это у компании есть свои причины.

По заявлению разработчиков, SMS-подтверждения позволяют охватить максимальную аудиторию, включая тех, кто не пользуется смартфонами в принципе или использует редкую операционную систему.

От идеи использования логина и пароля почтовый гигант решил не отказываться. Первым фактором все еще является сложный пароль. А в качестве второго фактора будет использоваться код, поступающий на телефон по SMS. Впрочем, по словам представителей Mail.Ru, отдельное приложение тоже увидит свет. Скорее всего, оно будет основано на уже существующем решении Google. Правда, когда оно появится — неизвестно.

Поскольку анонс двух похожих систем Яндекса и Mail.Ru был фактически одновременным, обе компании взаимно заподозрили друг друга в контрпрограммировании и выложили в сеть серию демотиваторов. Можно сказать, что мы наблюдаем за новым для российского интернет-бизнеса стилем пиара, который используют наиболее понятный интернет-пользователю формат — мемы. Как уже было сказано, компании, конечно, раздухарились. Да еще и метод какой выбрали – демотиваторы! В общем, не самое последнее слово в онлайн-шуточках. Первыми соорудили такую картиночку в Mail.Ru, когда в один и тот же день и в Яндексе, и в Mail.ru Group наняли сотрудников из рекламного агентства ББДО.

Яндекс тоже, впрочем, не дал спуску, и уже при объявлении новости назвал двухфакторную авторизацию при помощи SMS уделом компаний “нетехнологичных”. Впрочем, технологичному решению тоже досталось. В первый же день был найден способ удаленно подсмотреть QR-код с помощью смартфона и залогиниться в чужой почте. Так что Яндексу пришлось срочно исправлять уязвимость.

А вот страсть к картинкам не пропала: яндексоиды отметили свой второй анонс недели — еще одного сервиса, завязанного на городскую инфраструктуру Москвы — такой шуткой: "Морковки? Парковки!"

Яндекс теперь способен найти и оплатить парковочное место для машины в Москве. Компания запустила приложение Парковки. Сейчас оно отображает на карте более 6000 муниципальных парковок вместе с данными о стоимости и наличии мест.

"Информация о загруженности парковок обновляется каждые 10-15 минут. С Яндекс.Парковками водители могут найти свободное место не на улице, а в смартфоне — приложение покажет ближайшую парковку. И если в смартфоне установлен Яндекс.Навигатор, он проложит маршрут к ней. Оплатить парковку можно прямо из приложения, либо Яндекс.Деньгами, либо банковской картой, либо с мобильного телефона, либо с городского парковочного счета", — разъясняет механизм работы приложения директор по связям с общественностью компании "Яндекс" Очир Манджиков.

Приложение заранее предупредит, что оплаченное время подходит к концу, предложит продлить срок, либо вернуться и забрать машину. Заодно Яндекс.Парковки напомнят, где именно находится автомобиль. А если водитель уехал с парковки раньше времени, неизрасходованные средства вернутся на парковочный счет.

"Мы сделали такое приложение, которым нам самим хотелось бы пользоваться. Мы ставили перед собой задачу, чтобы им было удобно пользоваться и дома, и в дороге, и на самой парковке. Сервис работает на основе наших собственных карт, параллельно работает с Яндекс.Навигатором, и, как нам кажется, облегчает жизнь москвичей. У нас уже есть целый ряд сервисов, который облегчает жизнь москвичей: это Яндекс.Навигатор, Пробки, Такси, недавно мы запустили Яндекс.Транспорт, который прогремел и пользуется бешеной популярностью. Вот, собственно, Парковки дополнили ряд наших сервисов", — не без гордости отмечает Очир Манджиков.

О том, что приложение Парковки готовится к релизу, стало известно еще в сентябре 2014 года, когда мэрия Москвы и Яндекс договорились о сотрудничестве после трех лет переговоров.

"В рамках этого сотрудничества запустился Яндекс.Транспорт, сейчас запустились Яндекс.Парковки. У нас на подходе еще какие-то новости в рамках этого сотрудничества. В общем-то это сотрудничество стало возможным потому, что правительство Москвы открыло для сторонних компаний данные, которые у них есть. И на основе этих данных разные компании могут делать полезные сервисы для многомиллионной аудитории", — подчеркивает директор по связям с общественностью "Яндекса" Очир Манджиков.

В сентябре 2014 года стороны договорились не только по поводу данных для сервисов Яндекс.Транспорт и Парковки. Планировалось, что данные с Яндекс.Карт и Яндекс.Пробок будут интегрированы в информационные билборды Центра организации дорожного движения. А система Яндекс.Деньги будет интегрирована с городской системой начислений и платежей Москвы. При помощи сервиса Яндекс.Город москвичи смогут записываться в поликлиники и на получение водительских прав, а также пользоваться городским порталом госуслуг.

Все это выглядит логичными шагами Яндекса для закрепления своих позиций в Рунете на фоне увеличивающегося давления Google. По данным сервиса статистики Liveinternet.ru, Google медленно, но верно откусывает долю поискового рынка у Яндекса в Рунете. Происходит это как на мобильном поле — большинство смартфонов на Android распространяются с предустановленным Google, — так и в сегменте браузеров — растет количество пользователей Chrome.

Похоже, Яндекс решил сделать ставку на тотальную интеграцию своих сервисов в инфраструктуру Москвы — самого большого мегаполиса страны. И, скорее всего, в столице нашей страны это будет пилотным проектом. В будущем он распространится и на другие российские города. Снова дадим слово Mail.Ru: в начале недели компания запустила автоматическую сортировку писем в почте.

Mail.Ru выпустила инструмент для расчистки почтового ящика. Входящие электронные письма можно будет классифицировать и группировать по папкам. Новый инструмент Mail.Ru будет самостоятельно определять тип письма. Однако разбирать захламленную почту Mail.Ru будет только после согласия пользователя.

Алгоритм обучен отличать сообщения о скидках, акциях, а также определять автоматические уведомления социальных сетей и других сервисов. Словом, разбивать приходящий спам по отдельным папкам.

По словам представителей Mail.Ru, невозможность справиться с захламленностью входящих сообщений является одной из основных причин смены адреса почтового ящика.

Стоит отметить, что это необходимое нововведение не является на рынке чем-либо новым. Впервые подобную функцию реализовал Google в своем Gmail. Яндекс, в свою очередь, запустил похожий механизм полтора года назад, однако его алгоритмы заточены еще и на нахождение определенных событий во входящих сообщениях.

В частности, Яндекс умеет находить в почте всевозможные билеты и брони гостиниц, информация о которых отображается непосредственно в интерфейсе почтового ящика при помощи специальных карточек.

А теперь глобальные новости: о том, как поссорились – или начали ссориться — Google и глобальный сервис онлайн-такси Uber. Сервис онлайн-заказа такси Uber выступил с заявлением, что вместе с экспертами университета Карнеги-Меллон построит в США исследовательский технологический центр, в котором будут разрабатываться автомобили с автопилотом.

В своем блоге компания подчеркнула, что совместные исследования сфокусируются на развитии ключевых технологий, которые в долгосрочной перспективе помогут Uber реализовывать миссию обеспечения всех и везде безопасным и надежным транспортом. Специалисты будут вместе вести исследования и разработки в сферах картографии, систем безопасности автомобиля и технологий автономного управления.

По данным источников TechCrunch, Uber привлек десятки специалистов по робототехнике, что может свидетельствовать о намерении компании разработать собственный беспилотный автомобиль для использования в такси-перевозках. В прошлом году гендиректор Uber Трэвис Каланик уже заявлял, что хотел бы заменить водителей роботами.

"За беспилотными автомобилями – будущее. Похоже, именно в эту сторону мир и будет развиваться. И даже если мы в Uber не станем заниматься машинами-роботами, совсем не значит, что мы остановим это будущее — оно просто наступит без нашей помощи, — заявил гендиректор Uber. — В то же время, у сервиса Uber больше всего потенциала сделать эту технологию приемлемой и привычной. К сожалению, пути к тому, чтобы сделать мир лучше, нравятся не всем. Но мир с автомобилями-беспилотниками станет лучше: меньше пробок, меньше аварий, дешевле, в конце концов, чем обладание автомобилем".

Это довольно сильно обеспокоило водителей сервиса такси Uber. И уже после этой конференции, Каланик в своем твиттере попытался остановить возрастающую волну возмущения, заверив, что речь идет о десятилетиях для воплощения проекта. Главный менеджер Uber Джефф Холден в недавнем интервью изданию ReCode тоже заверил водителей, что им не о чем переживать, мол, на данном этапе это всего лишь исследования и эксперименты, и от водителей сервис такси не откажется.

Союз Uber с университетом Карнеги-Меллон можно расценивать как ответ компании Google — накануне стало известно, что интернет-гигант планирует разработать собственный сервис такси. И скорее всего, он будет частью проекта Google по разработке машин с автопилотом. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на информированные источники.

По данным Bloomberg, главный юрист Google Дэвид Драммонд, который также входит в совет директоров Uber, проинформировал остальных его участников о возможности разработки интернет-гигантом сервиса заказа автомобилей. В распоряжении директоров Uber уже имеются скриншоты тестовой версии приложения Google для вызова такси, которое сейчас используется сотрудниками компании. Совет директоров Uber, по слухам, решает вопрос о выводе Драммонда из команды из-за конфликта интересов. Сам Драммонд говорит, что подобных предложений ему пока никто не озвучил.

Тут надо оговориться, что венчурный фонд Google Ventures вложил 258 миллионов долларов в Uber в августе 2013 года. Это стало крупнейшей сделкой Google Ventures. Кроме того, Google одной из первых начала использовать API Uber, добавив к своим мобильным картам оценочную стоимость поездки по маршруту на такси, вызванном через Uber. То есть, пока Google и Uber было по пути -они шагали и развивались вместе и вполне успешно. И вот почти одновременно компании-партнеры, шагнув на поле деятельности друг друга, стали соперниками.

При этом все еще не понятно, будет ли раскол между Google и Uber. Обе компании в интервью журналистами выразили надежду, что их сторудничество продолжится несмотря на новый статус в их бизнес-отношениях. В общем, официального объявления войны еще не было. Ее, скорее, объявили журналисты, предрекая появления сервиса Goober от Google и рисуя комиксы на автопилотируемые машины от Google, которые оснащены всеми существующими орудиями войны с датчиками распознавания лица генерального директора Uber Трэвиса Каланика или шифратором карт от Google, заставляющим автомобили сервиса Uber использовать карты от Apple.

К слову, у Apple, возможно, заготовлен рояль в кустах. На днях на улицах Сан-Франциско и Нью-Йорка были замечены автомобили с камерами и лазерными сенсорами LIDAR на крышах. Данная технология отвечает за создание карт высокого разрешения. Также она используется для передвижения автомобилей без водителя. Журналисты издания Verge по номерам опознали, что они принадлежат компании Apple. И, похоже, что компания Джобса работает над созданием собственного сервиса интерактивных панорам, аналогичного Google Street View.

Есть, правда, еще одна версия, что это испытание беспилотных автомобилей. В официальной биографии Джобса, которую написал Уолтер Айзексон, раскрывается список проектов, над которыми думал и работал основатель Apple, но которым не суждено было воплотиться в жизнь. Среди них проект iCar – новый революционный автомобиль, который должен был появиться на свет в результате сотрудничества компаний Apple и Tesla Motors. Этот автомобиль должен быть стать уникальным, не похожим ни на какой другой созданный ранее. Планировалось оснастить его сверхнадежной электроникой. В сети даже были опубликованы изображения концепта “Эплмобиля”. Внешне авто очень похоже на громадную копию фирменной мышки от Apple — Magic Mouse. Однако после смерти Стива Джобса проект iCar был заморожен.

И вот на улицах появляются загадочные минивэны от Apple с техникой для съемки или распознавания местности. К сожалению, определить, есть ли в машинах водители, не удалось из-за глухой тонировки автомобилей. Местный департамент транспорта в ответ на запросы журналистов написал, что разрешения на тестирование беспилотных автомобилей "яблочная" корпорация не получала.

Как тут не вспомнить российскую новость о том, что автопилот приделают к КамАЗу! Причем компьютерную часть этой задачи вызвалась создать компания Cognitive technologies. Как сказано в их же релизе, решение будет базироватьсся на других принципах, потому что работать ей нужно будет на российских реалиях. В частности, цитирую, “в отсутствии какой либо разметки”. Возглавляет Cognitive technologies Ольга Ускова, а ее отец — Анатолий Васильевич — соавтор нескольких шахматных программ, в том числе — программы "Каисса", первого чемпиона мира по шахматам среди компьютеров.

Возвращаясь к непонятным машинам Apple, нельзя не упомянуть еще один "яблочный" слух недели: в Купертино ищут специалистов по поиску, и на основании объявлений о найме в прессе решили, что Apple решил делать свой поисковик. Время покажет, но, судя по всему, в компании работают над системой, которая могла бы эффективно искать данные, находящиеся не в классическом Интернете, а в приложениях. Сотрудников нанимают в команду Spotlight — это механизм поиска, встроенный в iOS и десктопную MAC OS X.

И напоследок — о микрокомпьютерах. Точнее – о конструкторах вокруг таких микрокомпьютеров. Сейчас это — область повышенного интереса: все же ждут наступления эпохи Интернета Вещей.

В продажу поступил Raspberry Pi — более мощная версия самого доступного одноплатного компьютера. Новая модель получила целый гигабайт оперативной памяти и четырехъядерный ARM процессор с тактовой частотой в 900 мегагерц.

Причем, по словам разработчиков, оверклокеры смогут без труда разогнать его и до больших скоростей. Впрочем, главной новостью стало заявление Microsoft — софтверный гигант выпустит бесплатную версию Windows 10 специально для Raspberry Pi-2. Иными словами, превратит микрокомпьютер-конструктор для гиков в фактически полноценный ПК. Причем его цена останется прежней — всего 35 долларов.

Разработчики надеются, что высокие мощности вкупе с низкой ценой позволят школам закупать миниатюрные компьютеры для обучения детей информатике. Именно этот благородный порыв когда-то и подвиг их на запуск оригинального Raspberry Pi. Однако после выхода устройства на рынок оказалось, что область его применения куда шире. За три года после запуска Raspberry Pi разошелся тиражом, превышающим 4,5 миллиона экземпляров.

Миниатюрный компьютер оказался как нельзя кстати в разнообразных встраиваемых системах, где есть ограничения по размеру и стоимости, но также существует потребность в производительности.

Российские разработчики тоже стремятся занять эту нишу. Российская компания Black Swift практически закончила сбор пожертвований на еще более миниатюрный компьютер на KickStarter. Стоимость проекта была заявлена достаточно скромная — 33 тысячи долларов. И на сегодняшний момент эти деньги уже собраны.

По заверениям разработчиков, их решение может уместиться на монете, при этом его вычислительные мощи превосходят многие конкурирующие платформы. Например, 8-битные AVR процессоры Arduino.

Нынешняя версия Black Swift укомплектована 32-битным процессором Qualcomm Atheros с тактовой частотой в 400 мегагерц и 64 мегабайтами оперативной памяти. Более того, микрокомпьютер изначально укомплектован Wi-Fi модулем, двумя разъемами микро-usb. Работает микрокомпьютер на дистрибутиве Linux OpenWRT.

В последние годы отрасль производства миниатюрных компьютеров переживает настоящий бум. Стартапы и большие корпорации готовятся к появлению новых рынков. В частности, робототехники и IoT — Интернета Вещей.

Все новые решения создаются в надежде, что именно они привлекут разработчиков в качестве основной платформы. Первые образцы микрокомпьютеров появились 10 лет назад в лице компьютерного конструктора Arduino, ориентированного на конструкторов-любителей.

В последние годы ставку на миниатюрные компьютеры сделал и Intel, продвигающий конструкторы Galileo, еще более компактный Edison, а также представленный в этом году 18-миллиметровый Intel Curie.

Переходим к традиционной десертной рубрике — фишка недели. На этом программа Вести.net завершена, встретимся через неделю! Планета, пока!