Вести.net: обучаемый Zeroth и Институт развития Интернета

Вести.net: обучаемый Zeroth и Институт развития Интернета
Qualcomm приоткрыл завесу тайны над своей системой когнитивных вычислений Zeroth, построенной на основе нового процессора Snapdragon 820. Речь идет об обучаемой платформе, которая запоминает, что и как делает пользователь со своим смартфоном и, в зависимости от этого, самонастраивается.

Qualcomm во время Всемирного мобильного конгресса в Барселоне приоткрыл завесу тайны над своей системой когнитивных вычислений Zeroth, построенной на основе нового процессора Snapdragon 820. Речь идет об обучаемой платформе, которая запоминает, что и как делает пользователь со своим смартфоном и, в зависимости от этого, самонастраивается.

Пока в прессе пытались представить, как это будет выглядеть на практике, родилось множество гипотез, среди которых есть и апокалиптические. Тем более что в Qualcomm не скрывают: смартфон со Snapdragon 820 будет внимательно следить за своим пользователем и учиться. Впрочем, как утверждают в компании, дальше чипсета сохраненная информация не пойдет. Да и обучение это довольно прозаично — телефон запомнит, какие приложения вы открываете, какими настройками камеры пользуетесь, куда и во сколько передвигаетесь с навигатором.

То есть этакий Google Now, но встроенный прямо в "железо" и управляющий всеми функциями смартфона. Теоретически, это должно также здорово оптимизировать его работу, так как неиспользуемые процессы чипсет попросту "забудет", оставив лишь нужные. Есть, впрочем, и более понятные и приятные побочные эффекты. Например, система распознавания образов. Задача давняя и сложная, и Qualcomm предлагает интересное решение.

"Идея состоит в том, что система обучаемая, и нужно определенное время, чтобы научить ее распознавать эти образы, — рассказывает директор по развитию бизнеса Qualcomm в России Сергей Коробов. — Устройства, которые мы здесь представляем, чтобы распознать картинки, которые в них не заложены, не связываются с Интернетом или "клаудом", вся информация уже заложена внутрь чипсета, который уже установлен на этих устройствах".

Поясним: обычный смартфон для распознавания образов полезет в "облако". И если нет Интернета — ничего не получится. Ну, и батарейку это сжигает нещадно. А когнитивный процессор Qualcomm хранит образы в памяти. У него внутри — распознавательная матрица, так называемый классификатор, созданный с использованием классической нейронной сети — большого, промышленного вычислительного кластера из сотен компьютеров.

Zeroth в результате распознает 55 категорий образов — виды животных, пейзажи, транспортные средства и так далее. Но система способна и самостоятельно дообучаться — правда, в ограниченном сравнительно небольшой мощностью объеме.

***

В России уже в этом году появится так называемый Институт развития Интернета. У него — 5 учредителей: Российская ассоциация электронных коммуникаций, Фонд развития интернет-инициатив, Медиакоммуникационный союз, РОЦИТ и лично основатель сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко, который и возглавит структуру. Главная задача, которая возлагается на новый институт, — стать мостом между представителями власти, интернет-сообщества и интернет-бизнеса. До сих пор эту функцию пытался выполнять РАЭК. Но для одной организации ноша оказалась неподъемной.

"Этот пирог под названием Интернет стал настолько большим, он действительно залез уже на все смежные отрасли — автомобилестроение, банковская сфера, электронная коммерция и оффлайновая коммерция, — отмечает директор РАЭК Сергей Плуготаренко. — И нельзя весь этот пирог проглотить".

Теперь совместно ИРИ должен сделать так, чтобы руководство страны, которое старается регулировать Рунет, делало это максимально эффективно, стараясь соблюдать интересы всех участников рынка.

"Вот, например, сейчас намечается некий конфликт между "Яндексом" и Google, — добавляет основатель сервиса Liveinternet Герман Клименко. — Ну кто-то же должен государству экспертно сформулировать, что "да, "Яндекс" прав. Или "нет, "Яндекс" не прав". Идея основная в том, чтобы на каждое направление было сформировано определенное количество независимых экспертов, у которых было бы свое мнение, они могут быть разными. Но государство нажало на кнопочку — "Защищать мне "Яндекс" или нет?", а эксперты говорят: "Да, надо защищать". И тут как у судьи, когда говорят, виновен или невиновен. Судья обычно принимает экспертизу. И мы хотим стать тем, чья экспертиза бы принималась".

То есть, в теории, все решения относительно Интернета, которые появляются в руководстве страны, будут проходить через экспертную комиссию ИРИ. Так же, как и все запросы к власти пользователей и бизнеса — одной из главных задач будет продвижение их интересов.

"В слове "лоббизм", с моей точки зрения, нет ничего плохого, особенно когда речь идет о защите интересов российских компаний, — рассуждает председатель правления РОЦИТ Леонид Левин. — Мы должны защищать их не только в сельском хозяйстве или машиностроении, но также и в интернет-сфере".

Пока в планах института — формирование того самого экспертного сообщества. Всего рассматривается 25 направлений интернет-деятельности, на каждом из которых будут работать по 10 экспертов. Кроме консультативной функции, конечно, ИРИ займется и многим другим — например, социологическими исследованиями, созданием собственных законодательных инициатив и других проектов.