Еженедельная программа Вести.net от 28 марта 2015 года

Свежесозданный Институт развития Интернета начинает заявлять о себе в России. Facebook (запрещена в РФ) тестирует дронов, которые раздают Интернет. Свою воздушную интернет-сеть готов развернуть и Google. Vessel намерен потеснить Youtube и заставить платить за видео. Зоопарк роботов пополнился муравьями и бабочками.

Привет, планета, это программа Вести.net, с еженедельным отчетом о событиях в российском и глобальном интернет-IT-бизнесе. И начнем мы с темы последних трех недель — с новоявленного российского Института развития Интернета, который оказался на диво прытким.

Свежесозданный Институт развития Интернета начинает заявлять о себе. Его руководитель, основатель сервиса LiveInternet Герман Клименко имеет теперь возможность говорить о проблемах Рунета напрямую с российскими законотворцами.

В минувшую среду, 25 марта, на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Клименко поднял больной вопрос экспорта товаров из российских интернет-магазинов и особенно — от частных продавцов. Вот цитата из его выступления: "А где наш "русский Amazon"? Alibaba есть, eBay есть, они завозят сейчас на территорию России сотни тысяч посылок, а в обратную ничего сторону не идет. Создается впечатление, что в России ничего не производится, ничего не продается".

По мнению Клименко, причина в том, что для этого не существует отлаженного бюрократического механизма. Его-то и предстоит создать. Напомним, что эту же тему Герман Клименко затронул и в последнем эфире радиопрограммы нашего ведущего Павла Кушелева "Интернет-кафе "Собака". "В Америке человек выставляет свою поделочку на eBay, мы покупаем за 300 долларов, продавец приходит на почту, отправляет и забывает обо всех проблемах. Он просто получает от eBay 6 процентов комиссии, — рассказал Клименко. — У нас на "Почте России" сперва попросят заполнить таможенную декларацию, а затем начнутся проблемы с экспертизой: а вдруг я продаю произведение искусства".

Уже после совещания на своей странице в Facebook (запрещена в РФ) Клименко написал, что идею создания механизма экспорта одиночных посылок за рубеж комитет Госдумы вроде бы поддержал. И уже в ближайшее время по инициативе главы Почты России Дмитрия Страшнова начнутся консультации между всеми потенциальными участниками этой схемы: собственно "Почтой", Федеральной таможней, Минкультом, Центробанком и, возможно, налоговой.

Новость довольно широко разлетелась по Интернету и, само собой, нашлись критики инициативы, которые заявили, что России, в общем-то, и экспортировать-то нечего. О том, что это не совсем так, Клименко, опираясь на данные своего же Liveinternet, также говорил в эфире "Интернет-кафе "Собака". "У нас есть такой прекрасный совершенно ресурс Livemaster, — напомнил он. — Там около двухсот тысяч рукодельцев зарегистрировано. Ежедневная посещаемость там под 500 тысяч посетителей. Я уверен, что если бы они могли сейчас продавать свои товары за рубеж, если бы, гипотетически, Livemaster был интегрирован с eBay просто или с Amazon, цифры продаж измерялись от сотен миллионов долларов и выше".

Кстати, в пятницу представители ИРИ встречались с президентом , так что можно считать, что ресурсом — по крайней мере, доверия — они обладают.

*** ***

А основные глобальные игроки в течение недели демонстрировали свои глобальные же претензии. Интернет-пользователи в Северной Америке и Европе поделены, теперь идет борьба за тех, кто еще не охвачен, потому что Интернета-то особенно в глаза не видел.

Google готов начать разворачивать свою воздушную интернет-сеть.

Компания завершила очередной эксперимент своего проекта Loon. Воздушный шар вылетел из Новой Зеландии в Чили, затем вернулся в Австралию и успешно приземлился всего в 500 метрах от цели.

Поисковой гигант запустил Project Loon в июне 2013 года. Суть проекта заключается в дешевом распространении беспроводного интернета в самых труднодоступных местах планеты. По задумке Google, его должны раздавать укомплектованные роутерами воздушные шары, курсирующие в нижних слоях стратосферы.

Такие аэростаты могут перемещаться за счет предсказуемых воздушных потоков, стабильно дующих на высоте в 20 километров. Воздушные шары могут менять высоту и, таким образом, ловить ветра, дующие в другие стороны.

Когда проект только запускался, воздушные шары компании были не слишком надежными — некоторые из них падали, лопаясь на большой высоте, а другие не могли работать дольше 100 дней. Однако за последние годы качество аэростатов заметно улучшилось. В ходе последнего эксперимента один из них продержался в воздухе свыше 180 дней. Воздушный шар развивал скорость до 290 километров в час и переживал холод в минус 75 градусов Цельсия.

Ввиду того, что аэростат постоянно находится в движении, он не может обеспечить долговременное соединение с Интернетом. Последние опыты Google обеспечивали связь с проплывающим мимо шаром только на два часа. Впрочем, проект рассчитывает использование не одного, а нескольких сотен, если не тысяч воздушных шаров. По задумке Google, они должны сменять друг друга таким образом, чтобы над заданной местностью постоянно находился хотя бы один воздушный роутер.

В компании считают, что Project Loon станет полноценным телеком-оператором с возможным доходом в десятки миллиардов долларов. О сотрудничестве с ним задумываются крупнейшие сотовые компании — Vodafone в Новой Зеландии и Telefonica в Латинской Америке.

А в январе 2015 года поисковой гигант направил письмо в Федеральную комиссию по связи США с запросом на разрешение использования высокочастотного спектра радиоволн выше 24 гигагерц.

Иными словами, Google уже готов к запуску своего воздушного интернета в США.

*** ***

Интересно, что очень похожий проект Facebook стартовал практически одновременно, боролся за покупку одних и тех же контор, разрабатывающих дроны — и всего на несколько дней позже провел свои тесты.

Компания Facebook провела первое успешное тестирование дронов, которые раздают Интернет. Об этом сообщил Марк Цукерберг на своей странице в соцсети.

По словам Цукерберга, работа над летательным аппаратом еще не закончена. Финальный вариант дрона будет иметь размах крыльев как у самолета Boeing737, но его вес будет меньше, чем у легкового автомобиля. При этом аппарат сможет в течение нескольких месяцев находиться в воздухе на высоте около 20 километров. Это будет возможно за счет солнечных батарей, установленных на крыльях дрона.

Проект разработки летательного устройства под кодовым названием Aquila – один из аспектов программы Facebook Internet.org, которая обещает подключить к Интернету почти 3 миллиарда человек, живущих в местах без доступа к Всемирной паутине. В программе также участвуют Ericsson, Samsung, Nokia и другие крупные IT-компании.

В марте 2014 года Facebook приобрела компанию Titan Aerospace, которая занимается производством беспилотников. Сумма сделки составила 60 миллионов долларов. Тогда же представители социальной сети анонсировали создание летательных аппаратов, обеспечивающих доступ в Интернет.

Facebook не единственная компания, ступившая на этот путь "как бы благотворительности". Google инициировал собственный проект Loon, в рамках которого планируется построить сеть связи с использованием воздушных шаров, что позволит, по их мнению, провести Интернет в отдаленные регионы с отсутствующей инфраструктурой. Первый шар поднялся в стратосферу над Новой Зеландией. В этом году в Google собираются интернетизировать таким образом всю 40-ю параллель южной широты (бесконечный океан, Патагония, Анды). Из недостатков — воздушные шары слишком зависят от погоды и направления ветра.

Дроны, безусловно, более надежный вариант, они дороже шаров, зато дешевле космических спутников связи, а живут практически вечность. Ну, по крайней мере, так говорят.

И вот эти самые дроны, вероятно, принесут людям из стран третьего мира Facebook, Twitter, Youtube, тот же Google и даже Яндекс, "ВКонтакте" и демотиваторы с котиками, предположительно, на скорости до 1 гигабит в секунду, что намного больше, чем есть сейчас дома у большинства пользователей Интернета.

Кстати, возможны другие сценарии работы дронов, начиная с аэрофотосъемки для карт и генерации электричества, заканчивая, по версии фанатов теории заговора, использованием их по прямому назначению — для глобальной слежки. Но это лишь предположения.

В реальности же до полноценного запуска проекта команде Facebook предстоит преодолеть еще кучу препятствий — построить окончательный вариант дрона, получить разрешение от регуляторов и решить проблему ночных полетов, когда солнца нет. Дрон питается от батарей, накапливающих заряд за день, при этом ему еще надо тратить энергию на транслирование Интернета.

Надо заметить, что это не единственный непрофильный проект Facebook — самая большая в мире соцсеть пытается заниматься сразу всем. В частности, на этой неделе стало известно, что мессенджер соцсети станет отдельной платформой для сервисов, в том числе и перевода денег.

*** ***

Новые свойства мессенджера Facebook утекли в Сеть раньше срока.

Крупнейшая мировая соцсеть собирается превратить свою программу для обмена сообщениями в открытую для разработчиков платформу, тем самым максимально расширив его функционал.

Подробностей, правда, пока практически нет – информация об этом попала на новостные ленты раньше срока. Дело в том, что сейчас проходит собственная конференция Facebook для разработчиков F8, и специальное приложение для этого мероприятия раньше времени разослало анонс.

Очевидно, что открывая сторонним компаниям API своего продукта, Facebook старается максимально нашпиговать его новыми функциями. Первыми ласточками стали голосовые и видеозвонки. Буквально на прошлой неделе компания анонсировала еще одну функцию – возможность перевода денег между пользователями. Возможно, что совсем скоро, не выходя из мессенджера, можно будет покупать билеты, вызывать такси, и заказывать пиццу. Тем более что подобный функционал уже есть у конкурирующих решений – у тех же WeChat и Line.

Отметим, что встраивать финансовые решения в свои сервисы сейчас – всеобщий тренд. Совсем недавно Google сообщил, что открывает свой платежный сервис для сторонних разработчиков, чтобы они могли использовать возможность оплаты в свои продукты. Подобный функционал также доступен и пользователям российских социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники".

*** ***

В то же время, устоявшиеся лидеры глобальной сети не могут чувствовать себя совсем уж вольготно в и областях своего основного бизнеса — что ни день появляются новые проекты, которые тут же нарекают убийцами прежних — вот, на этой неделе вызов брошен гугловскому Youtube.

Во Всемирной сети появился еще один видеохостинг. Называется он Vessel, а его автор — бывший гендиректор и основатель стримингового телесервиса Hulu, Джейсон Килар. Концепция нового проекта,на первый взгляд кажется странной. Килар хочет заставить пользователей платить за бесплатные видео, чтобы увидеть их немного раньше других. Пользователь может перечислить 3 доллара в месяц и выбрать 3 канала на свой вкус. И когда там будут появляться новые видео, они будут сначала показываться подписчикам. И только после этого, через 3 дня, станут доступны всем остальным. Исключение составляют новостные каналы, которые и в платной, и в бесплатной версии будут выдавать актуальную информацию вовремя.

Пользовательских роликов на Vessel не будет. Весь контент предоставят уже раскрученные youtube-каналы. К моменту публичного открытия, а до вторника Vessel работал в тестовом режиме по приглашениям, на ресурсе представлены 165 таких каналов. На YouTube они, само собой, тоже продолжат работать, но "предпремьерные" показы пользователям гугловского видеохостинга доступны не будут. Хочешь увидеть новый ролик раньше других — придется подписаться на Vessel.

Чем Джейсон Килар сумел заслужить такую лояльность догадаться нетрудно. Каналам примитивно предложили больше зарабатывать. На Vessel, в трехдневный период раннего доступа автор канала получает 60 процентов доходов от подписок и 70 процентов доходов от рекламы. При этом, на самих платных аккаунтах рекламу показывать не будут. Таким образом, как обещают в Vessel, автор канала сможет получать в среднем около 50 долларов за каждую тысячу просмотров.

Для сравнения, на YouTube, при средней цене рекламного клика в 5-6 центов, каждая тысяча просмотров приносит всего 3 доллара. То есть, работать на Vessel выгоднее не просто в разы, а в десятки раз. Если, конечно, пользователи согласятся ежемесячно платить по 3 доллара. Впрочем, тем, кто поторопится и зарегистрируется на сайте в первые 3 дня после его открытия, годовую премиум-подписку дарят бесплатно. Так что, надо думать, при хорошей рекламе, в первые часы существования сервис существенно увеличит свою аудиторию.

Самое интересное, что тем, кто подпишется на Vessel, открывать главную страницу YouTube придется уже разве что по привычке — к сервису "прикручен" поиск по гугловскому видеохостингу.

Конечно, любому "весселу" будет нелегко — Youtube — это фактически синоним видео в Интернете, там и сети доставки данных, позволяющие почти мгновенно получать ролики, и куча технологий управления, а теперь еще и вещание в немыслимых разрешениях. Пусть и пока что экспериментальное — от 1080p, 60 кадров в секунду, и до 4К, которое впрочем, на наших компьютерах работает ужасно.

*** ***

Ну, и на прощание — немножко странных роботов:

Немецкая компания Festo создала роботов-муравьев и роботов-бабочек.

Эти два вида роботизированных насекомых появились в рамках проекта Bionic Learning Network: рой муравьев, которые могут взаимодействовать между собой, а также бабочки, для которых характерна вся легкость и грация этих насекомых.

Муравьев-роботов в компании назвали BionicANTS. Все свои действия и движения муравьи координируют друг с другом. Каждый робомуравей, длиной в 13,5 сантиметра, имеет на своем "животе" радиомодуль, с помощью которого и осуществляется точная координация.

3D-стереокамера в голове муравья позволяет ему видеть, а установленный снизу инфракрасный оптический сенсор отслеживает передвижение мини-робота. Две бортовых батареи обеспечивают до 40 минут беспроводной работы муравьев. Подзаряжаются они в доке с помощью своих усиков.

Что касается бабочек-роботов, то их назвали eMotionButterflies. Вес каждой составляет всего 32 грамма — это два сервомотора, пара маленьких аккумуляторов, сделанный с помощью лазера корпус и огромные крылья.

На одной зарядке бабочки могут порхать около 4 минут, при этом время подзарядки — 15 минут. Сам полет робота выглядит весьма впечатляюще.

Впрочем, все намного сложнее. За полет каждой бабочки отвечает целая система из десяти высокоскоростных инфракрасных камер, которые устанавливаются в помещении. Они отслеживают установленные на роботах инфракрасные маркеры и передают данные в режиме реального времени на центральный компьютер. Таким образом происходит координация бабочек в пространстве, и, даже учитывая 50-сантиметровый размах крыльев, они не столкнутся.

Новые механизированные муравьи и бабочки пополнили обширный робозоопарк компании Festo, в котором уже есть робокенгуру, который довольно реалистично имитирует прыжки своих сородичей.

Также есть робострекоза, робопингвины, робомедузы, робоскаты, робоакулы и smartbird, которую, благодаря плавности движений крыльев в воздухе, довольно легко спутать с настоящей птицей. И на первый взгляд, большинство аппаратов выглядят как чистые арт-проекты. Однако инженеры утверждают, что устройства — не просто демонстрация возможностей компании, вскоре большинство из опробованных в них технологий пригодятся в промышленности, науке и прочих сферах.

Так, разработчики Festo полагают, что радиоуправляемый скат Aqua Ray, копирующий биомеханику манты, самого крупного ската в мире, найдет применение а океанографии, позволив ученым шпионить за морскими обитателями. А вот робомуравьи, наверное, пригодятся в военной сфере — смогут по-настоящему следить за врагами государства и собирать важную информацию.

*** ***

На этом я прощаюсь с вами до следующих выходных, не забываем про наши ежедневные короткие выпуски и радиоприложение — программу “Интернет-кафе "Собака”, которая выходит на волнах "Вести-FM" по воскресеньям, в 17:05. Планета, пока!