В ближайшем будущем иномарки могут заговорить голосом "Яндекса". Российская компания планирует экспортировать свою технологию распознавания и синтеза речи. Продуктом уже заинтересовались некоторые автопроизводители, в том числе европейские. Ну а в самом Евросоюзе начинается новый виток войны за права СМИ в Интернете. Парламентарии готовят к публикации законопроект, который обяжет новостные агрегаторы и соцсети платить авторам за публикацию их статей.

***

"Яндекс" выводит свои речевые технологии на международный рынок. Для этого российская компания наняла топ-менеджера американского разработчика лингвистического ПО "Ньюанс" Виталия Юрченко. Он возглавил подразделение Яндекс SpeechKit, которое и занимается всем, что связано с распознаванием и синтезом речи.

Как сообщается, одним из приоритетных направлений станет автопром — компания уже подписала соглашение с "КамАЗом", а также сотрудничает с Toyota и Honda. По словам представителей "Яндекса", речь идет о создании продукта, который позволит управлять мультимедийными устройствами, климат-контролем и навигацией, не отвлекаясь на нажимание различных кнопок. Причем, система сможет не только принимать сообщения, но и сама общаться с водителем.

"На данный момент у нас есть полный стек речевых технологий, которые включают в себя распознавание речи, синтез речи, понимание смысла сказанного текста, технология для ведения диалогов, и сейчас мы этот стек дополняем технологией голосовой биометрии — когда по голосу можно узнать, кто с нами разговаривает, какой конкретный человек", — рассказывает Денис Филиппов, глава направления речевых технологий "Яндекс".

Конечно же, создание программного обеспечения для автомобилей — это лишь одно из направлений. В "Яндексе" планируют разработку продуктов для телекоммуникационных компаний, которые все больше стараются механическую работу сотрудников колл-центров перенести на плечи искусственного интеллекта. Кроме этого, как заявляют в "Яндексе", продукт может быть интересен и для медицинской отрасли.

"Все действия врачей должны быть зафиксированы, — добавляет Денис Филиппов. — Сейчас в разных странах применяются разные способы. В некоторых странах традиционно сидят помощники врача, которые все набирают на компьютере или даже записывают от руки. Это дорого, неэффективно".

Многие компоненты речевой технологии от "Яндекса" уже успешно работают. В феврале этого года компания запустила совместный проект с "Мегафоном", в рамках которого как раз и был создан виртуальный оператор колл-центра. По словам представителей "Яндекса", российский рынок речевых технологий находится фактически на стадии создания, и спрос только формируется — в то время как международный уже нуждается в подобных продуктах. Согласно оценкам, его объем сейчас оценивается от 2 до 5 миллиардов долларов в год, и уже в ближайшем будущем эта цифра может удвоиться.

***

За репосты придется платить. Власти Евросоюза обещают к концу сентября подготовить проект поправок к закону об интеллектуальной собственности. Согласно ему, новостные агрегаторы, такие как Google News, и соцсети — больше не смогут безвозмездно публиковать у себя статьи и даже цитаты из газет и журналов.

Согласно документу, средствам массовой информации будут даны примерно такие же права, какие сейчас есть у музыкальных и киностудий. То есть хочешь использовать контент, оформляй соглашение с автором и плати. Причем эксклюзивные права издательствам планируют выдавать то ли на 20, то ли на 50 лет. Битва оффлайновых медиа-гигантов за место в Интернете идет уже не один год.

Получить всю информацию на одном сайте простому пользователю действительно гораздо проще, чем ходить по множеству ссылок. В Британии, например, посчитали, что местные СМИ теряют из-за новостных агрегаторов и соцсетей около 15% выручки. В то же время погоня за трафиком сильно бьет по так называемой серьезной журналистике — желтые заголовки привлекают гораздо сильнее, чем какое-нибудь расследование.

Однако борьба с такими гигантами как Google или Facebook может оказаться весьма затратной и еще неизвестно, принесет ли плоды, учитывая историю конфликта. В 2006 году один из бельгийских судов встал на сторону нескольких местных газет и запретил Google публиковать ссылки на их статьи. Ответ был вполне ожидаемым: сайты этих газет были попросту исключены из результатов поиска. Посещаемость страниц рухнула, и в 2012 году бельгийцы все-таки пошли на мировое соглашение.

Точно так же воевать с Google пытались по очереди Франция, Германия и Испания. Все три страны потерпели сокрушительное фиаско и были вынуждены спасать свой трафик и договариваться с поисковиком. Теперь, видимо, на онлайн агрегаторы попытаются навалиться всем Евросоюзом. Впрочем, даже в самом Европарламенте далеко не все уверены в том, что это правильный подход. Как пишет в своем блоге одна из парламентариев, чтобы контролировать соблюдение авторских прав, придется создавать целые структуры наподобие ContentID у YouTube. А в отличие от Google, таких денег на защиту своего контента у Евросоюза может просто не оказаться.