vestihitech Читайте нас в Telegram

Воскресшие бренды, несуществующие сотовые сети, очереди за китайскими смартфонами и остальные события едва завершившегося Всемирного мобильного конгресса прямо сейчас — в итоговом выпуске программы "Вести.net".

***

Привет, планета, это программа "Вести.net", которая вернулась в Москву с только что завершившегося Всемирного мобильного конгресса. Конгрессу в этом году исполнилось уже 30 лет. Когда-то, в конце 80-х годов, он начинался как конференция зарождавшейся сотовой индустрии. Не изменяет он своей основной тематике и сейчас. Но, поскольку телефоны сначала стали "умными", а потом — фотоаппаратами и телевизорами, изменилось и главное шоу. Сейчас тут и автомобили, и гиганты интернет-экономики, и телефоны, телефоны, телефоны.

Самым шумным, конечно, было возвращение смартфонного бренда Nokia под аккомпанемент некрофильских шуточек — и "Откопали", и "А он встал и пошел", и так далее.

Едва ли не главное событие Всемирного мобильного конгресса — точнее, его нулевого дня, поскольку выставка еще не открылась, — возвращение на мобильный рынок бренда Nokia. Это, конечно, уже совсем не тот финский гигант, который был лидером на этом поле 15 лет назад. Это совместное предприятие из трех элементов. Полупосредника HMD, состоящего в основном из бывших сотрудников Nokia и Microsoft — в ее активе мощности по производству кнопочных телефонов и лицензия на бренд Nokia. Второй элемент — огромная китайская фабрика Foxconn, известная в первую очередь сборкой "айфонов". И, собственно, остатков "Нокии", которая в основном занимается сетевым оборудованием для телекома, но имеет и разношерстные субпроекты — например, недавно купленная компания носимой электроники Withings, которая к лету станет продаваться под брендом Nokia, а также направление камер для съемки кругового видео Ozo.

Собственно, интернет-трансляция анонса как раз этими камерами и велась — финнам хотелось показать сразу все свои достижения. Но главный элемент, конечно — телефоны. Как было сказано со сцены, вы так давно ждали "Нокию" на "Андроиде" — и мы решили этим заняться. Стартовая линейка состоит из трех телефонов: Nokia 6, Nokia 5, и 3. Самый дорогой, если можно так сказать — 229 евро — шестой, который, впрочем, журналисты уже видели — его представляли два месяца назад на CES. Nokia 5 стоит 189 евро. Третья модель — 139.

Это вполне средние по характеристикам смартфоны, в которые финны вложили, как им кажется, всю оставшуюся мощь своего бренда, а также свое основательное отношение к вещам — очень много говорили, как там корпуса выпиливают из алюминия.

Особые надежды, очевидно, возлагаются на дружбу с "Гуглом" — дело в том, что на смартфоны устанавливается чистый "Андроид" без доработок — такой же, как на "Нексусах" или "Пикселях", а значит, обновления системы будут приходить сразу же. В частности, на сцену вышел представитель поисковика и сказал, что на "Нокии" заработает и умный помощник Google-ассистент — впрочем, это не эксклюзивная договоренность, Google объявил, что начнет раздавать своего цифрового помощника всем уже на этой неделе — но только для английского и немецкого языков. Ну и теперь о главной рекламной приманке анонса "Нокии" — по слухам, было решено возродить легендарную неказистую модель 3310, прославившуюся своей живучестью.

По уровню шумихи ход "нокийцев" (точнее, компании HMD) по рекламе своих кнопочных телефонов был не просто успешным, а суперуспешным. Наверное, войдет в учебники по маркетингу.

"В общем да, всё серьезно. С другой стороны, не очень. Многое, скорее, идет от сердца. C рациональной точки зрения, будущее компании связано со смартфонами на Android. Но 3310 – это прикольно. Мы много раз спрашивали потребителей, чего они ждут от возвращения легендарной Nokia. И номер один по популярности в ответах – 3310. С большим отрывом. Если серьезно, то у нас и так большая часть бизнеса связана с кнопочными телефонами. Это трезвый расчет. Но с другой стороны, всё, что мы вложили в дизайн, в миниатюризацию, всё, что помогло создать этот прекрасный телефон, – это было от всего сердца", — рассказывает руководитель разработки HMD Global Юхо Сарвикас.

Но напоминаю: это совсем не тот 3310, который стал мемом из-за своего веса и прочности. Хотя бы потому, что новый — он легковесный. А старый вполне укладывался в концепцию Бориса Лезвие из фильма "Большой куш".

Во всяком случае, тактику Nokia уже взяли на вооружение китайцы из Lenovo — пообещали перевыпустить легендарную раскладушку Moto RAZR. Впрочем, на выставку они приехали совсем с другим багажом.

***

Lenovo приняла решение собрать пресс-конференцию в нулевой день Всемирного мобильного конгресса, по ощущениям, практически в последний момент. И, в общем-то, на первый взгляд особого повода для такого мероприятия не было – обычно таким образом презентуют новый флагман или что-то необычное. Здесь же представили линейку смартфонов Moto G. Металлический корпус, сканер отпечатка пальца, восьмиядерный, но не самый быстрый процессор, не самое высокое разрешение дисплея и соответствующая цена. По всем признакам — средний смартфон в модельном ряду. На самом деле для Lenovo это событие знаковое – это первый смартфон Lenovo Moto, первое устройство, разработанное и выведенное на рынок объединенными усилиями бывшей Motorola и купившей ее у "Гугла" Lenovo. Иными словами, процесс слияния длился два с половиной года, за которые концепции дальнейшего развития менялись неоднократно. На данный момент решено отказаться и от принадлежащего Lenovo смартфонного бренда Vibe и от слова Motorola. При этом логотип и даже слоган для Lenovo-Moto остались мотороловскими.

Вероятно: из-за спешки на пресс-конференцию фактически не привезли мото-моды – функциональные сменные панели для модели Moto Z. Это одна из вариаций идеи модульного смартфона и, пожалуй, единственная еще живая – проект Google Ara свёрнут, модульный LG G5 продолжения не получил.

"Это не просто изменить телефон и особенно форм-фактор телефона и то, как люди их воспринимают. Мы пытаемся сделать это более понятным пользователю — то, что называется user-friendly. И то, что мы делаем, это немного не то, что пробовали делать другие. Это не модульный телефон, moto-mods– это способ расширить возможности телефона, почти не затрагивая собственно конструкцию самого телефона", — объясняет вице-президент Lenovo Mobile Business Group Дэн Дэри.

Цифры продаж сменных модулей не называют, но, говорят, почти каждый купивший Moto Z, купил и мод к нему — и даже не один. Другой вопрос, что сам Moto Z очень уж массовым телефоном назвать сложно. Впрочем, в Lenovo обещают по мере расширения рынка расширить и список совместимых смартфонов. А пока работают над новыми модами. По слухам, счёт прототипам идет уже на десятки.

"Мы намерены делать мото-моды сами, мы продолжим наши собственные разработки. При этом, мы будем работать и с другими брендами, интегрируя технологии сторонних компаний в сменные модули для наших смартфонов. Но главное направление, то, как может вырасти рынок модулей – это создать такие условия другим компаниям, чтобы они могли самостоятельно разрабатывать и выводить на рынок мото-моды", — говорит Дэн Дэри.

То есть уже сейчас, чтобы производить сменные модули, достаточно подписать на программу разработчиков и получить всю документацию. Дальше – насколько хватит фантазии. И если сейчас моды более или менее соотносятся с прямым назначением смартфона – камера, колонки, дополнительная батарея, — то дальше обещают не просто выход за рамки привычных тем, но и выход за физические рамки смартфона. То есть, пристёгиваемый модуль может быть любого размера — вплоть до части робоконструктора. Собственно, смартфон в таком варианте, вероятно, будет мозгом такого робота.

***

Продолжая тему китайцев. Самым, наверное, популярным и скандальным событием стала презентация Huawei. Хотя бы потому, что на нее пришло людей, по-моему, вдвое больше, чем вмещает помещение. Может, это ошибка организаторов, а может, попытка создать дополнительную рекламу – "Вот, мол, какие мы желанные". Мне второе было бы особенно обидно — я (да и вся российская пресса) как раз остались за бортом и прорывались в зал с огромным трудом. Что показали? Новые часы на Android Wear 2.0. ВЯ сравниваю их со своими часами первого поколения, которые мне, кстати, очень нравятся. Но главное — это пара флагманских аппаратов серии P. Дизайнерская, что называется, красивая линейка "китайцев" — P10 и P10 Plus.

Разберем эту красоту более подробно. Продукцию кого из конкурентов обводил китайский дизайнер? Нижняя часть — точная копия Samsung — до степени слияния. Но это ненастоящая кнопка, она не нажимается. Это haptic engine — так же, как у iPhone. Она дрожит при нажатии, симулируя ощущения от реальной кнопки. И сюда же встроен сенсор отпечатков пальца. Кроме того, Huawei отказался от классического управления Android — кнопок "Дом", "Назад", "Запущенные программы" нет. Прикосновение к этой кнопке — это "Назад". Нажатие подольше – "Дом". Свайп — список задач. Прямо почти iPhone. И еще одно. Это очередная модель с камерами, брендированными Leica. Тут их три, причем основные — 20 мегапикселей черно-белой матрицы и 12 — цветной. Их комбинация позволяет Huawei посоревноваться с Apple в портретном режиме — фото с сильным размытием фона, до сих пор доступным только для фотоаппаратов с хорошими светосильными линзами. Вот так снимает iPhone. А вот так — Huawei. Причем степень размытия здесь можно регулировать.

В общем, настоящий китайский путь — дизайн упереть у одних, идеи — у других и сделать очень недурной, на первый взгляд, аппарат.

***

Теперь — к корейцам. Первой презентацией Мобильного конгресса в этом году был LG.

Удивителен он своим экраном, а именно: очень небольшая рамка заключает дисплей размерностью 18 на 9, то есть два к одному. Это даже не кинематографический формат (там 16 на 9), а тут, считай, два квадрата. Объясняли это со сцены смехотворно высокими материями: мол, Леонардо да Винчи так рисовал. Но при личном знакомстве с телефоном он оказался на диво приятным. Он меньше моего iPhone 7 Plus, но экран у него больше. При этом форм-фактор такой, что держать его удобно. Он уже и как бы выше — держать удобно, а дисплей при этом немаленький. И еще один момент: этот телефон будет первым на рынке, на который придет цифровой помощник Google Assistant.

"Прошлой осенью мы анонсировали выход Google Assistant в мессенджере Allo, телефонах Pixel и распознающих речь колонках Google Home. Потом мы заявили, что вскоре Assistant появится в машинах и телевизорах. И он уже доступен в часах на Android Wear. Начиная с этой недели, технология Google Assistаnt охватывает широкий спектр устройств на Android, а именно: теперь мы начинаем раскатывать Assistant на смартфоны, работающие на Marshmallow — Android 6 и Nougat (это седьмая версия операционки). Мы начали с телефонов Pixel потому, что их разработкой занимается наша команда, а Assistant — новый продукт, и нам хотелось убедиться в том, что все работает правильно. Начиная от программной части и заканчивая аппаратной, Assistant должен работать и при заблокированном экране. Например, что касается конкретно LG — мы работали с их командой очень тесно, чтобы быть уверенными в том, что все будет оптимизированно (я уже говорил об этом), чтобы ключевые слова "будили" телефон с выключенным экраном, чтобы настройка была легкой именно на этом устройстве. Именно это их выделяет из общего ряда. Мы убедились, что все работает как надо с камерой, с часами — со всем. Что же до всего многообразия устройств на Marshmallow и Nougat — мы раскатываем обновление. И это, скорее, технический момент — как быстро мы сможем это сделать", — рассказывает менеджер проекта Google Assistant Гумми Хафстейнссон.

***

Теперь "японцы", новые камеры, дисплеи и новые стандарты сотовой связи. Не очень понятно? Сейчас попытаемся объяснить.

Sony привезла на выставку MWC-2017 обновленную линейку своих флагманских смартфонов. Наибольший интерес в этом году вызвала модель XZ Premium. Это первый смартфон, работающий на чипе Qualcomm Snapdragon 835, который способен передавать данные с невероятной скоростью в 1 гигабит в секунду. Помимо этого новинка обладает 4k HDR-дисплеем и самой быстрой камерой на сегодняшний день.

У компании Sony Mobile есть традиция — каждую весну в Барселоне они показывают свою очередную так называемую флагманскую линейку. То есть, несколько телефонов, которые они считают лучшими в своём предложении.

Вот колода — флагманская — этого года. Начнем с самого маленького. Условный самый дешевый из флагманов называется XA1 — это продолжение прошлогоднего эксперимента. Можно посмотреть — здесь практически не видно боковых рамок дисплея. Красивенький. У него есть старший брат, который отличается только тем, что у него больше диагональ. В данном случае он у меня белый. Это XA1 Ultra. Ну и конечно как любого гика, любого человека, интересующегося технологиями и гаджетами, нас тянет к самым дорогим, самым упакованным, самым напичканным новыми функциями устройствам.

Это XZ Premium. Как явствует из названия — это премиальная модель. Я взял эту цену с неба, но говорят, что стоить в России она будет около 55 тысяч рублей. Что в ней замечательного? Так практически ничего не заметно, кроме того, что экран залапанный. А на самом деле это экран 4к, да еще и HDR. К сожалению, вещательное телевидение всё равно не даст показать все его прелести. Экран хороший, уверяю вас. Но самое главное — здесь еще и камера. В камере новый модуль со своим процессором и со своей памятью. Объясним чуть-чуть подробнее.

Новая камера Sony получила название Motion Eye. Это первая в мире камера со встроенной буферной памятью. С её помощью смартфон может начать съемку еще до того, как его пользователь нажал на кнопку. Другая интересная особенность новой камеры — супер-slow-motion. Это режим, в котором смартфон снимает видео с частотой в 960 кадров в секунду — в четыре раза быстрее, чем это делают самые лучшие камеры конкурентов.

Таких моментов супер-slow-motion в рамках одного ролика вы можете сделать, сколько захотите. Но функция post-production, то есть? по результатам готового видео, отсутствует.

Здесь стоит отметить, что, несмотря на то, что сейчас камеры со встроенной памятью установлены только в смартфоны Sony, вскоре они могут появиться и в аппаратах других производителей. Дело в том, что Sony продает свои мобильные камеры конкурентам — правда, с небольшой задержкой где-то в год. Среди основных покупателей мобильных камер Sony числятся Samsung, LG, Xiaomi и Apple. Поэтому можно ожидать появления этой технологии и на других смартфонах уже к концу этого года или к началу следующего.

И последний момент. Его здесь не видно, но сделан этот аппарат на процессоре Qualcomm 835. Довольно долго по рынку ходили слухи, что это самый последний, самый мощный процессор с самым лучшим модемом. И договоренность была достигнута между Qualcomm и "Самсунгом" такого рода, что сначала этот процессор получит тот самый знаменитый Samsung S8, которого пока еще будто бы и нет, а уж потом, через некоторое время, все остальные участники рынка. Ну так вот: вот Sony на 835-м процессоре. И самое главное — модем у него позволяет получать скорость скачивания до одного гигабита.

Надо сказать, что подобные скорости пока существуют только в лабораторных условиях. Сетей, поддерживающих такой стандарт передачи данных, в коммерческой эксплуатации сегодня просто не существует.

***

И теперь к вопросу о кепках. Вы знаете, что моя имеет непосредственное отношение к нашей программе? Я снял ее с головы бывшего главы Yota, экс-замминистра связи, а ныне — организатора первой беспилотной "Формулы".

На выставке MWC 2017 в Барселоне компания Roborace продемонстрировала рабочий прототип беспилотного болида. Конструкция массой 975 кг, выполнена преимущественно из углеволокна и достигает в длину 4,5 метра при двухметровой ширине.

"В нашей ситуации мы хотели сделать технологии, которые шли бы напрямую в машины, которые на дорогах. Поэтому мы поставили себе задачу сделать машину-платформу для разработчиков и не ограничивать разработчиков в их идеях. Поэтому наша машина имеет 4 мотора — каждое колесо управляется отдельным мотором. Можно управлять каждым колесом в отдельности, что дает невероятные возможности для управления. С точки зрения моторов — каждый мотор это 300 кВт в каждом, в сумме это 1200 кВт, если в лошадиных силах — почти 2000 лошадиных сил", — пояснил Денис Свердлов, глава Roborace.

Мощность электродвигателей позволяет достигать гоночной машине скорость в пределах 320 км/ч. Беспилотная навигация на треке и реализация безаварийного роботизированного вождения осуществляется за счёт набора встроенных датчиков, включающих: два радара, пять лидаров, 18 ультразвуковых датчиков, два оптических датчика для измерения скорости, шесть камер. Центральным компьютером, который отвечает за обработку всех поступающих данных, по словам Дениса Свердлова, выступает самый последний чип от nVidia, еще не вышедший на рынок. Вероятно, речь идет о, Xavier, который nVidia привезла на CES в этом году, и которым снабжает свои беспилотные автомобили. Правда, не гоночные.

Чемпионат Roborace, по сути, соревнование программистов только с реальным приложением. Команды разработчиков получат абсолютно одинаковые автомобили, для которых нужно будет написать программное обеспечение — автопилот или систему робопилотирования — и уже с ней на борту болиды пройдут все гоночные испытания. А так как беспилотные машины — тема очень модная и перспективная, то в качестве команд-разработчиков уже заявились крупные компании из автопромышленности, IT-корпорации, ведущие технические университеты мира.

"И что мы даем разработчикам — sdk — они получают доступ ко всем сенсорам и с помощью этого получают информацию о дороге и на основании этого дает команды машине: повернись сейчас так, затормози вот так, дай вот такую мощность на вот такое колесо. И вся магия возникает вот в этом софте, который умеет с помощью датчиков распознавать ситуации и на основании этого принимать решения. Все это происходит на огромной скорости", — продолжил Денис Свердлов, глава Roborace.

По правилам участвовать в гонках может десять команд, каждая с двумя беспилотными автомобилями. И выиграет гонку та команда, чей робопилот покажет лучший результат по итогам всех заездов в течение года.

"Мы подписали соглашение с Формулой Е, чтобы мы проводили свои мероприятия на их треках, почему это важно. Мы говорим о будущем автомобилестроения, и мы хотим, чтобы эта гоночная серия помогла понять людям, как работают роботы на дорогах и принять их. И поэтому мы хотели делать это на улицах городов, не на выделенных трассах, а на улицах. И Формула E это такое мероприятие, где электрические машины с водителями соревнуются в центре городов мира. И мы используем эти трассы, чтобы проводить нашу гонку", — делится планами Денис Свердлов, глава Roborace.

Для отладки программного обеспечения гоночных машин используются не представленные на выставке красивые машины, а испытательные болиды DevBot. Первые два тестовых заезда чемпионата Roborace уже позади, один из них состоялся в феврале в Буэнос-Айресе прямо перед второй по счету гонкой электрокаров Формула Е. В единственном заезде участвовали всего 2 робомобиля, DevBot 1 и DevBot 2. Один из электрокаров вошел в поворот слишком жестко, в результате чего автономное транспортное средство врезалось в ограждение. Полное видео гонки так и не появилось в сети, вероятно, специалисты компании изучают, что пошло не так. Впереди еще шесть тестовых гонок. Победителя в этой году не будет, это скорее, отборочный тур. Настоящий чемпионат робокаров стартует осенью 2017 года.

Тут есть два дополнительных соображения. Во-первых, вы представляете ребят, которые будут поливать друг друга шампанским на подиуме этой новой "Формулы". Если обратиться к стереотипам — это такие программисты-ботаники в очках, свитерах с катышками и сандалиях на носок. И второе — как сделать "Формулу" без людей интересной? Мои коллеги считают, что на трассах должны неожиданно возникать препятствия и всякие разрезалки пополам – ну, знаете, как в "Принце Персии".