"Сбербанк" и "Яндекс" создадут "русский Alibaba" за миллиард долларов

"Сбербанк" и "Яндекс" объявили в среду о договоренности, призванной кардинально преобразить отечественную онлайн-торговлю. Они вложат по 30 млрд рублей (то есть, в сумме, около миллиарда долларов) в совместное предприятие на базе существующего сервиса "Яндекс.Маркет".

Крупнейший российский банк и поисковик №1* в России объявили в среду о договоренности, призванной кардинально преобразить отечественную онлайн-торговлю. "Сбербанк" вложит 30 млрд рублей в совместное предприятие на базе существующего сервиса "Яндекс.Маркет". Новую компанию, в которой у банка и поисковика будут равные доли, они оценивают в 60 млрд рублей – то есть, миллиард долларов.

Экосистема на миллиард

Компании сообщили в пресс-релизе, что собираются объединить свои наработки в области финансовой и сетевой инфраструктуры, а также другие технологии, для развития "экосистемы электронной коммерции". Она будет включать покупку и продажу товаров, в том числе цифровых, а также связанные с этим продукты и услуги.

По условиям соглашения "Сбербанк" вкладывает в "Яндекс.Маркет" 30 млрд руб. На момент сделки партнеры оценивают все предприятие в 60 млрд руб. без учета будущей синергии. Стороны будут иметь равные доли в компании. До 10% акций компании пойдут на формирование опционного фонда для сотрудников "Яндекс.Маркета".

"Яндекс.Маркет" продолжит работать под управлением текущей команды во главе с генеральным директором Максимом Гришаковым. Он войдет в совет директоров "Яндекс.Маркета" вместе с еще тремя представителями от "Яндекса" и тремя от "Сбербанка".

На данный момент стороны подписали необязывающие документы по созданию совместного предприятия. Сделка будет закрыта, после того как будут подписаны обязывающие документы, проведена комплексная инвестиционная проверка "Яндекс.Маркета" и получены необходимые регуляторные разрешения.

Яндекс.Express, благословленный Путиным

В результате сделки "Яндекс.Маркет" может превратиться в российский аналог Amazon — универсальной площадки, где можно не просто сравнивать цены в разных магазинах, а в минимальное количество кликов купить все, что угодно. Такой вектор развития позволит поисковику диверсифицировать доходы, начав зарабатывать значительные суммы не только на интернет-рекламе, но и на торговых транзакциях. Не исключено, что розничной торговлей проект не ограничится и станет универсальным онлайновым инструментом для ведения бизнеса, аналогичным китайской Alibaba.

"Сбербанк" может помочь "Яндексу", например, встроить в "Маркет" систему потребкредитования и обеспечить гарантии доставки — пользователям площадки станет комфортнее. Главная цель поисковика, похоже — как можно раньше (по крайней мере, быстрее, чем будет расти в России популярность AliExpress) привлечь максимально возможную сумму на быстрое создание дорогостоящей логистической инфраструктуры будущего гиганта онлайн-торговли.

"Сбербанк" и "Яндекс" близки давно: в 2009-м году банк получил от поисковика символическую "золотую акцию", позволяющую блокировать продажу ключевых активов или пакетов акций более 25%. В 2012-м "Сбербанк" получил под свой контроль сервис "Яндекс.Деньги", заплатив поисковику 60 млн долларов. В ноябре прошлого года появилась информация, что "Сбербанк" совместно с крупной российской интернет-компанией уровня "Яндекса" или Mail.Ru Group будет создавать "российскую Alibaba" — "национальную экосистему" для оказания услуг в различных областях потребителям и бизнесу.

О необходимости создать подобную экосистему в ноябре 2016-го говорил на совещании по вопросам развития электронной торговли и президент Владимир Путин. "Считаю важным, чтобы в России работали свои авторитетные, сильные площадки для электронной торговли. В том числе это позволит более эффективно продвигать и отечественные товары и услуги не только на собственном рынке, но и на зарубежные рынки", — заявил тогда глава государства.

Источники: "Сбербанк", "Коммерсант", официальный сайт Президента России