Mail.ru Group запустила сервис по райдшерингу BeepCar, который предоставляет систему поиска пассажиров и машин для совместных поездок между городами и за город. В BeepCar пользователь может зарегистрироваться как водитель или как попутчик. Водитель должен сообщить, куда он едет, сколько свободных мест в машине и сколько стоит одно место. Пассажир, который ищет способ добраться в другой город подешевле, в поиске указывает маршрут и выбирает водителя с подходящей ценой, днем и временем отправления.

Вице-президент Mail.ru Group Анна Артамонова поясняет: "Работает сервис сейчас в Казахстане, Белоруссии , Украине и нескольких странах СНГ, в ближайшее время начнет работать во всем русскоязычном Интернете. Там вопрос только в подгрузке городов списком по странам, но мы сейчас этим занимаемся. Работает он меньше суток, история у нас не очень большая, но уже есть ощущение и понимание того, какие направления будут популярными. Это Москва-Питер — большая трасса. Плюс южная часть России достаточно активная — Краснодар, Ростов-на-Дону и так далее. И на Урале есть свои маршруты, например, Екатеринбург. Челябинск очень популярный маршрут".

BeepCar работает так же, как и другие подобные сервисы. В русском языке пока нет слова, которое бы точно описывало это понятие, иногда для этого используют кальки с английского: райдшеринг (от английского ride — "поездка" и share – "делиться") и карпулинг (от английских car – "автомобиль" и pool – "объединение"). Несмотря на путаницу в названиях, суть остается одинаковой – это совместные поездки на автомобиле, во время которых участники делят расходы между собой.

Райдшеринг постепенно завоевывает мир как часть популярной сейчас "экономики совместного потребления" — Sharing Economy. По аналогичному принципу, например, работает AirBnb – популярный сервис для поиска временного жилья, а также BlaBlaCar — международный райдшеринговый проект и один из основных конкурентов нового сервиса от Mail.ru Group. BlaBlaCar — французский стартап, запустившийся в 2006 году. Он работает в 22-х странах мира, в России стартовал в 2014, начал монетизироваться в сентябре 2016 года – с пассажиров теперь берут 20 процентов от суммы поездки. Пока монетизация тестово запущена по маршруту Екатеринбург–Челябинск, в дальнейшем планируется подключить все города России. По данным самого сервиса, его общая аудитория составляет более 40 миллионов человек.

"В принципе, это некая модель, а не запатентованное изобретение BlaBlaCar. Он действительно существует в России, из того, что есть в России, он действительно самый большой. Но если взять в принципе население России, и даже только пользователей Интернета, то проникновение самой идеи очень маленькое. Мы проводили опрос среди пользователей Mail.ru. О существовании подобных сервисов знает меньше 15 процентов аудитории Интернета. То есть, потенциал для роста огромный, и мы со своей огромной аудиторией как раз можем популяризовать это направление", — отмечает Анна Артамонова.

Иными словами, Mail.ru Group может задействовать свой главный козырь – колоссальную аудиторию их проектов: соцсети (ВКонтакте и Одноклассники), портал, почту, которая все еще "номер 1" в Рунете. Свой рынок, точнее, рынок пригородных и междугородных сообщений России (автобусы, электрички и поезда, не считая самолетов), куда и заходит сейчас Mail.ru Group, эксперты компании оценили примерно в 300 миллиардов рублей. И это довольно лакомый пирог, кусок которого холдинг уже пытается отхватить. Другой вопрос, что пока (по словам Анны Артамоновой, в ближайшие пару лет) монетизировать сервис не будут. Хотя уже сейчас в компании есть идеи, как можно заработать с помощью той же рекламы внутри системы. Но все это будут обсуждать, когда сервис завоюет свою аудиторию и гармонизируется все, что еще требует доработки и внимания: и способы оплаты (сейчас расчет за услугу возможен только наличными, и пока корпорация не контролирует эту сторону сервиса), и варианты решения спорных вопросов и обеспечения безопасности пользователей.

"Вообще безопасность и вопрос доверия — краеугольный и ключевой для такого рода сервиса в Shared Economy. Мы будем работать с ним постоянно, мы начинаем с него и будем всякие улучшения вводить. То есть, главное, что есть на подобных сервисах — AirBnb, Ebay — это пользовательский рейтинг. Когда люди вступают во взаимоотношения, то они друг друга оценивают, и у них копится рейтинг доверия, который ему накопили контрагенты. И еще мы решили пойти таким простым способом, снимающим какие-то страхи, — это страхование. И спасибо большое "Альфастрахованию" за то, что они быстро и гибко под нас сделали страховку на момент поездки", — подчеркивает вице-президент Mail.ru Group.

Эксперты считают, что в случае роста популярности подобным проектам понадобится госрегулирование, в том числе, для обеспечения безопасности пассажиров. В холдинге к этому готовы. "На самом деле, большинство интернет-сервисов возникают в зоне, где законодательство еще не успело ее настигнуть. Соответственно, со временем, если это действительно превращается в какой-то бизнес, конечно, законодатели посетят своим вниманием такие зоны. Пока рано об этом говорить. Пока это, скорее, площадка взаимопомощи между пассажирами и водителями", — уточняет Анна Артамонова.