Кроссовки из принтера: обувь научились печатать относительно быстро и не очень дорого. О том, что мешало делать это до сих пор и чем лучше напечатанные кроссовки, и о том, с какого рубежа пришлось отступить самой популярной операционной системе для компьютеров — прямо сейчас в программе Вести.net.

Кроссовки Adidas могут оказаться первым массовым продуктом, который будет напечатан на 3D-принтере. Во всяком случае, частично — печататься будут подошвы. В этом году в продаже появится первая партия из пяти тысяч кроссовок, на следующий год планируется выпуск 100 тысяч пар печатной обуви. Это крайне небольшая доля от общего объема — в прошлом году германский концерн выпустил около 360 миллионов пар кроссовок, — но это не умаляет того факта, что принтеры впервые приходят в серийное производство обуви.

3D-печать уже давно используется всеми основными игроками, включая Nike и New Balance, но лишь на этапе проектирования, создания прототипов. Печатать обувь — даже, казалось бы, такую несложную деталь, как подошва — еще вчера было дорого и долго. Во всяком случае, по сравнению с классическим процессом отливки подошв из резины.

Немецкие обувщики пытались оптимизировать технологии 3D-печати к производству, начиная с 2015 года, но пока до прилавков дошла только микроскопическая партия из нескольких сотен пар кроссовок, которые к тому же стоили по 333 доллара — в частности из-за того, что подошва печаталась по десять часов и получалась, конечно, инновационной, но не слишком гибкой и удобной. Поменяв нескольких партнеров, Adidas остановились на стартапе Carbon из Силиконовой долины.

Это команда, получившая инвестиции от Google и General Electric, работает над промышленными принтерами, печатающими из жидкой резины, которая потом запекается. Carbon сумел сократить время печати подошвы до полутора часов и обещает довести его до 20 минут. Причем, уверяют, что продукт получается очень легким, гибким и прочным — и его внешний вид и дизайн легко можно менять, вплоть до выпуска кроссовок, созданных с учетом индивидуальных особенностей покупателя — веса и походки.

То есть резко снижается стоимость перехода на новую модель: раньше обувь не имело смысла выпускать партиями меньше, чем в 10 тысяч пар, иначе формы для отливки подошв просто не окупались. Пока что проект печатных кроссовок — скорее инновационный пиар для Adidas, но известно, что Nike также работает над внедрением подобных технологий в партнерстве с Hewlett Packard. Здесь ставка сделана на классическую модель послойной печати из пластикового порошка, но в десять раз быстрее, чем раньше, и вдвое дешевле. Вообще же рынок 3D-печати через пять лет обещает вырасти до 25 миллиардов долларов, причем рост будут задавать автомобильная промышленность, медицина и ювелирное дело.

***

Операционная система Android впервые опередила Windows по количеству интернет-пользователей. По данным сервиса веб-аналитики StatCounter, Android стал самой популярной операционкой в мире на компьютерах, ноутбуках, планшетах и мобильных устройствах, вместе взятых. Причем разница с прошлым лидером — операционкой Windows — составляет всего две сотых процента. Согласно StatCounter, в марте Android пользовалось 37,93 процента интернет-пользователей во всем мире, а Windows – 37,91 процента. Но даже такой минимальный отрыв — настоящая веха в истории технологий. Это конец мирового лидерства Microsoft на рынке операционных систем, которое компания с помощью Windows удерживала больше трех десятилетий. И это судьбоносный прорыв для операционки от Google, которая всего пять лет назад занимала лишь 2,5% мирового интернет-рынка.

На самом деле это был вопрос времени, когда Windows уступит место мобильным операционкам. Компания Microsoft всеми силами старается сделать операционную систему Windows 10 самой популярной на персональных компьютерах и потеснить с первого места Windows 7, но в глобальной картине мира интернет-устройств это не имеет большого значения. Дело в том, что рынок персональных компьютеров падает всё больше, и в качестве основного устройства пользователи используют смартфоны: iPhone или Android-аппараты.

По значимости этот рубеж можно сравнить с моментом, когда мобильный трафик превысил десктоптный. Это произошло совсем недавно: по данным StatCounter, в октябре 2016 года объем использования Интернета с планшетов и смартфонов впервые превысил показатель для ПК. На самом деле и этот "переход через электронные Альпы" тоже был ожидаем — в течение семи лет доля десктопного трафика неуклонно снижалась, Google пару лет назад стал отдавать предпочтение сайтам с мобильной версией. И по идее все участники рынка следили за тенденцией и готовились. Ну, или не все. Доля Windows составляет 84 процента на рынке ПК, то есть Microsoft всё ещё король мира настольных компьютеров. Windows давно выиграла десктопную войну, но не заметила, как поле битвы переместилось в мобильную сферу.