У Google — новая проблема. Интернет-гигант страдает от нападений акул. Хищные рыбы повадились грызть оптоволоконные кабели компании, проложенные по дну Тихого океана. Поэтому, заявили в Google, все линии будут укреплены специальным защитным рукавом, который акуле не по зубам. Сделают этот рукав, как уточнили в Google, из материала, аналогичного по свойствам кевлару.

Сколько это будет стоить — не уточнили. Но, очевидно, недешево — ведь речь идет о работе на больших глубинах, к тому же — в условиях повышенной опасности. Все-таки, акулы кругом. Причем, судя по всему, большие. Надо пояснить, что магистральные оптоволоконные кабели — толщиной с крепкую человеческую руку. Они прекрасно себя чувствуют на глубине в несколько километров под многотонным давлением воды. То есть, и так защищены очень неплохо.

Но акулы — умудряются их прокусывать и повреждать хрупкое оптическое волокно. Любопытен, кстати, сам факт нападений акул на подводные коммуникации. Известно, что у хищников — особая нелюбовь именно к оптоволоконным кабелям. Все остальные они кусают редко, а вот оптические линии — постоянно. Этот феномен был обнаружен еще в восьмидесятых — когда, собственно, первые оптоволоконные кабели пролегли по дну океана. Но ученые до сих пор не могут точно сказать, что именно так привлекает акул.

Наиболее правдоподобная гипотеза такова: у акул есть своеобразное "шестое чувство", тонкий нерв, который проходит вдоль спины. Он, предположительно, нужен для того, чтобы отыскивать жертву по слабым электрическим импульсам, которые она производит. А оптоволоконному кабелю, в отличие от других, для работы требуется электрическое питание. Из-за этого, по мнению ученых, акула его чувствует и он, видимо, кажется ей чем-то большим и живым. Другой вопрос — почему этого не учли в Google, ведь проблема давно известна и довольно легко решается еще до того, как кабель попадет на дно океана.

***

Американское агентство DARPA, которое занимается научными исследованиями по заказу Минобороны США, приоткрыло завесу тайны над своим интересом к видеоиграм. Оказывается, еще в 2011 году секретная структура, в чьих стенах когда-то родилась сеть, названная Интернетом, запустила программу под названием ENGAGE. Цель ее — понять, как "игрушки" способны помочь военным в подготовке солдат. Для этого была выбрана группа ученых в университете Вашингтона — и началось финансирование работ.

Интересно, что одним из авторов и руководителей проекта ENGAGE стал некий Дэниел Кауфман, который до DARPA работал в студии Стивена Спилберга Dreamworks и стоял у истоков серии шутеров Call of Duty. То есть, в DARPA полезную игру, очевидно, представляли себе как некий очень продвинутый и реалистичный симулятор. Однако, после 4 лет исследований, результат работы ученых оказался весьма неожиданным. Вместо стрелялок получились развивающие головоломки для школьников.

Сейчас их уже несколько — и все они достаточно активно используются в системе образования. Принцип всех игр одинаков — это своеобразные паззлы. В одном случае нужно "распутывать" и составлять белки ДНК, в другом — собирать из конструкции из наночастиц, и так далее.

Но какой в этом прок Министерству обороны? Дело в том, что первая игра из серии, под названием Foldit, открыла такое явление, как мозговой краудсорсинг. Это как в старой шутке про то, что если 1000 обезьян будут беспорядочно стучать по клавишам печатных машинок, через некоторое время они напишут "Войну и Мир".

Сейчас американские дети, играющие в игры DARPA, представляют из себя аналог таких вот обезьян. А вот конечную цель их групповой работы — задают производители игры по своему усмотрению. Как пример — ученые всего мира около пятнадцати лет не могли "расшифровать" молекулу белка, обнаруженную в организме макаки-резус, которая делала животное устойчивым к вирусу СПИД. Собственно, из исходных данных этой задачи сделали одну из головоломок для Foldit. И игроки — простые школьники — разгадали ее всего за 10 дней.

Это явление пока мало изучено, так что эксперименты продолжаются. Собственно, подопытных в системе образования США — неограниченное количество. А вот какие еще задачи программисты DARPA готовы превратить в игры — пока секрет. Но, по их словам, такой подход может полностью перевернуть научный мир. Как заявил руководитель проекта, его мечта — сделать так, чтобы человек однажды мог получить Нобелевскую премию, просто пройдя игру.