Привет, планета, это программа Вести.net из Москвы, куда наконец вернулась съемочная группа после недели на выставке CES — самого большого шоу потребительской электроники и первого в году. Мы уже посвятили одну передачу тому, что увидели на CES, но сняли мы там, конечно же, больше — и вот, собственно говоря, продолжение.

И начнем мы, наверное с виртуальной реальности, которой на CES-2016 было, как бы это сказать — много и разной. Виртуальной реальности на выставке CES в 2016 году была отдана половина реального южного крыла выставки — и по большей части выглядела эта виртуальность — VR — как самодеятельные аттракционы или развалы цветных коробок с VR-масками под смартфоны. Отдельного упоминания все это вряд ли стоит и демонстрирует лишь тот факт, что бизнес уже не рассматривает новую виртуальность, как эксперимент — теперь это рынок, куда нужно успеть войти. Разве что среди этой VR-мелочевки в глаза нам бросилась походная версия — такой складной лорнет для просмотра стереоконтента — и даже для каких-то 3D-шутеров.

Большие игроки на выставке были представлены огромным стендом Oculus — на стенд этот нельзя было войти без очереди даже в последний день выставки. Видимо, на посетителей произвел большое впечатление старт предзаказа на шлемы — 600 долларов и начало поставок в конце марта. Второй большой игрок — Vive, совместный проект тайваньской HTC и игровой компании Valve — должен был выйти в продажу еще в декабре, но в последний момент старт был перенесен на апрель. Создатели решили внести "прорывные" изменения, а точнее, вставили в шлем камеру.

"Здесь на выставке мы представляем новый Vive Pre с передней камерой — и это на самом деле не сквозной канал. Не то чтобы мы показывали в виртуальном мире прямоугольничек с картинкой реальности — мы как бы подмешиваем видео реального мира в виртуальное пространство, накладываем его на VR. Вы можете видеть и свое тело, и комнату, в которой находитесь, такой проекцией в виртуальном мире — я уверен, что разработчики оценят эту возможность. В частности, можете подвинуть кресло и сесть в него, видеть и говорить с другим человеком — да отпить воды, в конце-концов, не снимая шлема", — говорит вице-президент НТС Дэниел О’Брайен.

И эти небольшие на первый взгляд изменения действительно привносят в пользование шлемом совсем другой уровень удобства. Вы — больше не слепой виртуальный аквалангист. Вы можете ориентироваться в окружающем мире — на джойстике просто есть специальная кнопка для подмешивания внешнего видео. И, кроме того, эта функция включается автоматически, когда вы подходите к физическим границам виртуального пространства — эти границы вы определяете сами — чтобы попросту не натолкнуться на мебель во время вашего путешествия по виртуальностям. Раньше в качестве предупреждения в нарисованном мире появлялась голубая сеть-ограничитель. Надо заметить, что это основное отличие шлема от Valve-HTC — модель по которой совмещается реальность и VR. Здесь не хотят останавливаться на сценарии, когда слепой и глухой виртуальный дайвер бьется в кресле. Игроку хотят дать хотя бы некоторую свободу. И свобода передвижения в выдуманном мире — по своему опыту могу сказать — на порядок увеличивает реалистичность VR.

"Мы определили для себя свою технологию как виртуальную реальность размером с комнату. Ну, то есть — что такое VR? Каким может быть лучший сценарий, лучшие ощущения от виртуальной реальности? Поместить человека внутрь контента, дать ему возможность взаимодействия с контентом и передвижения. Пусть места там для движения немного — или наоборот, много, — но это критично для нашего понимания концепции VR. Это и есть Holodeck, голографическая палуба, как в Стар-треке. И если мы работаем над "Холодеком" — отсюда уже и выбор вариантов того, что мы можем показывать, или с чем мы можем давать человеку взаимодействовать. Вот с этого мы начали и построили фактически виртуальную реальность для комнаты, для помещения", — говорит Дэниел О’Брайен.

И, несмотря на то, что относительно небольшая свобода передвижения по этой самой голографической палубе будто бы предполагает, что Vive будет скорее устройством для просмотра каких-то виртуальных миров или 3D-кино, создатели шлема уверены, что первыми все же придут игрушки.

"Конечно, мы считаем, что игровой вариант виртуальной реальности будет крайне важен — от него собственно и зависит, примут ли люди все эти VR-шлемы или нет. Потому что посмотрите — кто сейчас понимает, что делать для шлемов? Только разработчики игрушек. Они понимают, как создавать миры, они знают, как реализовывать движение в этих мирах. Так что, конечно, будет много игровых проектов — но будут и неигровые. Как это ни странно, дизайнеры игр это хорошо понимают и уже такими сценариями занимаются — фактически, делают инструменты для людей из других индустрий. Это и образование, и медицина, и спорт, и торговля — и неигровые развлечения, типа кино с погружением", — добавляет О’Брайен.

Большая часть так называемого "серьезного" VR — в частности, тот же шлем Vive или Oculus — зависят от продуктов одной компании — NVidia с их мощными видеокартами. Но сама NVidia здесь смотрела совсем в другую сторону.

Самый именитый производитель видеокарт и графических ускорителей — компания nVidia в 2016 году разместила свой стенд на важнейшей интернет-выставке CES-2016 в автомобильном павильоне. В прямом и в переносном смысле. То есть мало того, что соседями важнейшего игрока рынка компьютерных развлечений стали не производители игрового железа, а автоконцерны, так еще и единственным экспонатом на стенде оказался новый бортовой автокомпьютер, построенный специально под разработку беспилотных автомобилей.

"Мы, по большому счету, рассматриваем автомобиль как большой компьютер на четырех колесах. Это означает для нас большие возможности. Речь уже не идет о том, чтобы как-то улучшить наше взаимодействие с автомобилем, речь о том, чтобы изменить жизнь. Это очень любопытная задача, это то, что нас стимулирует. По большому счету, мы, как и прежде, занимаемся графическими вычислениями. Не только сбором и обработкой данных, но и тем, как это будет подано потребителям. То есть фактически задача по-прежнему в том, чтобы улучшить пользовательское восприятие. Только теперь речь, возможно, об изменении качества жизни. Вызов в том, чтобы взять автомобиль, который фактически не менялся десятилетиями, и перенести его в новую технологическую эпоху", — поясняет представитель nVidia Дэвид Андерсон.

nVidia Drive PX2 — это два центральных процессора Tegra, два дискретных графических ускорителя и вычислительная мощь в 8 терафлопс. Это в 5 раз больше вычислений в секунду, чем то, на что способны, например, игровые приставки от Sony и Microsoft последнего поколения. Или, как уверяют, в 150 раз больше, чем MacBookPro.

Платформа Drive PX2 основана на технологиях deep learning, включает в себя современные библиотеки и программы компьютерного зрения. Симбиоз этих средств способен объединять данные, полученные от 12 камер, лидара, радара и ультразвуковых датчиков. Это позволяет, как заявляют в компании, с высокой точностью оценивать окружающую обстановку вокруг автомобиля и воссоздавать еt на панели, включая статические и подвижные объекты. Drive PX2 также предлагает систему кругового обзора, которая предоставляет водителю обзор пространства вокруг автомобиля на 360 градусов. Она захватывает, обрабатывает и сшивает данные, полученные с доступных HD-камер.

В компании обещают, что максимальное энергопотребление автомобильного суперкомпьютера будет составлять 250 Вт, а вот для его охлаждения планируется использовать жидкостную систему. Первым покупателем этого монстра стала Volvo.

Собственно компьютерной техники — традиционных ПК — на выставке было немного. С одной стороны, этим уже никого не удивишь, с другой — рынок-то, в общем, не растет. Более того — уменьшается, причем не первый год.

Аналитики Gartner и IDC подвели итоги года для рынка персональных компьютеров. Они оказались ожидаемо печальными. По данным IDC, общее сокращение продаж за прошедшие 12 месяцев составило 10,4 процента. Это новый исторический антирекорд, который перебил даже показатель 2013-го — 9,8 процента. Впрочем, эти цифры никого не удивили — такое поведение рынка предсказывали изначально. По-настоящему интересны причины снижения. Кроме объективных экономических факторов — все-таки, мировой кризис движется по нарастающей — свою роль сыграли и техногенные. Во-первых, значительно замедлилось развитие "железа". Если, скажем, пять лет назад компьютерные комплектующие улучшались с каждым месяцем, и всякий раз следующее поколение значительно опережало предыдущее, то теперь разницу между последними и предпоследними поколениями, скажем, десктопных процессоров или видеокарт, можно разглядеть только с помощью специальных утилит, измеряющих производительность. На практике же, в играх или других энергоемких процессах, отличия почти не заметны. Пользователи просто не видят смысла тратить деньги на новое "железо", которое не даст очевидного прироста скорости.

Второй фактор — рукотворный, и создан он в Microsoft. Корпорация продолжает продвигать бесплатный переход на Windows 10 с более старых операционных систем. То есть, пользователь с помощью простого обновления получает новейшую ОС. Раньше "коробочные" операционки стоили приличных денег, и проще было купить новый компьютер с предустановленной системой, чем ставить свежую ОС на старый. Который, к тому же, мог еще и не потянуть ее из-за внезапно устаревшего "железа". Теперь таких проблем нет, соответственно, и лишних денег в магазины пользователи PC не несут.

В Gartner, в целом, делают те же выводы, но там статистика немного приятнее: спад всего 8,3 процента. Судя по всему, здесь учитываются и так называемые разделяемые ноутбуки — вроде майкрософтовского Surface. В IDC отнесли их к разряду мобильных устройств и в зачет не взяли. Но, тем не менее, отдельно посчитали: если такие девайсы тоже отнести к персональным компьютерам, то общее снижение продаж составит около 7,5 процентов. Словом, показатели сопоставимые.

Отдельно стоит сказать о статистике конкретных брендов. Сравнивают, традиционно, США со всем остальным миром. В Штатах на первом месте, традиционно, HP. Его доля — 27,4 процента. Следом за ним — Dell с долей в 24,1 процента. Обе компании показывают снижение продаж в 1 и 3,5 процента соответственно. А вот на третьем и четвертом местах — Apple и Lenovo с показателями 11,8 и 10,6 процента соответственно. И у обоих вендоров фиксируется довольно серьезный рост, причем Lenovo наступает Apple на пятки. Компания увеличила продажи в США на 14 с половиной процентов, в то время как Apple — всего на 5,7.

Если же брать мировую статистику, то здесь Lenovo в лидерах, на втором месте HP, а на третьем Dell. А вот дальше начинается интересное. В четвертом квартале Asustek сумел обогнать по продажам сам Apple. Правда, в общей годовой статистике по-прежнему находится на четвертом месте, хотя и показывает некоторый рост. Вообще, Asus и Apple — стоят в списке особняком. В мировом масштабе только им удалось увеличить свои продажи.

Впрочем, есть компании, которые славятся, что умеют привлекать внимание к своим продуктам — даже если это компьютеры — обычные, или планшетные. Это в первую очередь Apple со своей магической аурой инновационного бренда — и, как выяснилось в 2015 году, Microsoft, которая, против всех ожиданий, показала очень яркие продукты из серии Surface.

Теперь к модной парочке iPad Pro и Surface Pro 4 пытаются подобраться другие участники рынка, до сих пор в техногламуре не замеченные.

Тайванская компания Acer решила забраться на премиальный рынок профессиональных планшетов со своим видением того, каким должно быть такое устройство. Модный ноутбук с отделяемой клавиатурой, Aspire Switch 12S, компания показала на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Конструкция этого устройства получилась прямо-таки кричащей всевозможными брендами и цифрами, главные из которых — это цены. Acer, известный своей недорогой продукцией, явно целится в полноценный премиум-сегмент: стоить устройство будет от 1000 долларов в США и 1200 евро в Европе.

За эти деньги в планшето-ноутбук затолкали много всего дорогого. Например, основной блок с клавиатурой стыкуется с помощью позолоченных магнитных "защелок", а связь между модулями осуществляется по беспроводному принципу, с помощью двух, также позолоченных, контактов-антенн.

Еще — у устройства 4к-монитор. Вещь явно крайне престижная, но не совсем понятно, для чего она нужна при диагонали дисплея в 12 с половиной дюймов. Очевидно, что такой дисплей требует огромных аппаратных мощностей, и энергии потребляет немало. Сколько живет батарея, в Acer тактично умолчали, но внутри у Aspire — серьезный потенциал. Процессор IntelCore M шестого поколения, 8 гигабайт оперативной памяти. Учитывая наличие портов Thunderbolt и USB-C, планшет можно подключить к полноценному, большому монитору, присоединить к нему дополнительный модуль для ускорения графики и использовать как системный блок для игр или монтажа. Впрочем, тогда мобильное вроде бы устройство окажется привязанным к розетке.

Также у Aspire, первого из подобного рода устройств, появилась интеловская 3D-камера с технологией Real Sence. Установлена она с внешней стороны, что называется, "лицом к миру". Собственно, именно с ней, а никак не с описанным выше аппаратным великолепием, связан подготовленный в Acer набор приложений для профессионального использования. "Совместно с некоторыми транспортными компаниями мы тестировали приложение, которое, с помощью RealSence, сканирует коробки, определяет их форму и размеры, а потом определяет, сколько их поместится в грузовик. И, главное, как их лучше разместить. Это похоже на тетрис. Одну коробку кладем так, другую переворачиваем. Таким образом, машина загружается наиболее оптимально, и вы можете сэкономить, отправив один грузовик вместо двух, — говорит директор по мобильным продуктам Acer Джон Медима.

Анонсировали так же программы для архитекторов или дизайнеров интерьеров, которые позволяют, например, быстро создать трехмерный виртуальный макет помещения и моделировать его обстановку.

Если резюмировать, то Acer явно загорелся идеей подключать маленькое, мобильное устройство к большому монитору.

Кстати, и новый смартфон компании, Liquid Jade Primo, тоже так умеет. И вся новая линейка мониторов специально для этого имеет высокоскоростные разъемы USB-C. Однако, для чего это нужно на практике, пока не совсем понятно.

В итоге, трудно предположить, что при цене выше, чем у iPad Pro, асеровский разборный ноутбук будет пользоваться большой популярностью.

Не только Acer сделал такую попытку — Samsung на CES показывал свой вариант мощного профессионального планшетного компьютера — первый Tab с Windows 10 на борту. Стилус, обложка с клавиатурой, экран высокого разрешения — все, в общем-то, тут, но большого резонанса отчего-то вокруг этого планшета не наблюдалось.

И последний материал — довольно небольшой, но что называется, эксклюзивный, — посвящен тому, как я изучал смартфон он китайского производителя Letv, который в этом году стал тестовой площадкой для технологий Qualcomm. И вот испытание водой этот самый Letv у меня не прошел.

В этом году на CES Qualcomm представил новый процессор для мобильных устройств — Snapdragon 820. Думаю, уже к конгрессу в Барселоне мы увидим целую череду флагманов на этом чипе, а пока что в природе его можно встретить лишь в одном устройстве не самой популярной в России — да и на западе — конторы.

Поясню: почти год назад в Барселоне на мобильном конгрессе Qualcomm представил свою разработку Sense ID. Это биометрический датчик отпечтков пальцев, но сделанный не по емкостной технологии, как в "айфонах" или флагманах телефонов на Android, а такой микро-УЗИ. Фактически, он делает объемные слепки пальцев, и грязь или вода ему не страшны — в жидкостях ультразвук вообще распространяется лучше, чем в воздухе.

В общем — открытие небольшое, конечно, но, по чести говоря, я ждал появления новой интересной биометрической технологии и был расстроен, когда раз за разом телефон Letv отказывался работать с моими мокрыми руками. Либо китайцы не научились пока работать с новым сенсором, либо не так уж и надежна технология Qualcomm — а возможно, просто-напросто к выставке не успели и поставили старые, емкостные. Но в спецификациях-то написали про ультразвук! Так что — будут рекламировать новое техночудо — вы сначала проверьте.

На этом переходим к нашей неновостной, десертной — но обязательной — рубрике: фишка недели. Итоговая программа Вести.net прощается с вами на неделю, не забываем про наши короткие ежедневные новостные выпуски. Планета — пока.