Яндекс удерживает свои позиции в российском интернет-поиске.

По данным издания "Ведомости", ссылающегося на информацию аналитического агентства Morgan Stanley, в 2015 году доля интернет-поисковика Яндекс в российском Интернете сохранилась на уровне 57%. Причем на всех устройствах — как на десктопах, так и на мобильных платформах.

В Яндексе считают, что остановить падение удалось благодаря качественным изменениям как в самом алгоритме поиска, так и в собственных продуктах компании. К примеру, обновленный Яндекс.Браузер в 2015 году сумел набрать популярность на всех платформах — до 16% на десктопах, 22 — на ноутбуках и до 17 — на смартфонах.

Однако в будущем, по мнению аналитиков, Яндекс продолжит терять долю поиска в Рунете. По прогнозам на 2016 год, российская компания сможет сохранить свои позиции, потеряв при этом около половины процента. Но уже в 2017 году эксперты прогнозируют снижение доли компании — с нынешних 57 до 55 процентов.

Стоит отметить, что прогноз аналитиков не учитывает исхода разбирательств между Google и Федеральной антимонопольной службой. Однако, именно её результаты могут значительно повлиять на успехи Яндекса в будущем.

Напомним, что до середины прошлого года Яндекс планомерно терял долю поиска в Рунете, уступая в популярности продуктам Google. За то время, пока доля Яндекса падала с 59 до 57 процентов, американская компания сумела захватить три с половиной процента российского рынка, нарастив свою долю до 35,5%.

Одним из ключевых факторов роста доли Google в России — контроль над мобильной операционкой Android — самой популярной мобильной ОС в России. По информации "Евросети", в прошедшем году на долю Android выпало 86% от всех проданных в России смартфонов. А по данным Liveinternet, почти половина российских пользователей выходят в Интернет именно с Android-устройств — больше чем с Windows-систем на персональных компьютерах. А в мобильной сфере, очевидно, Android-пользователи представляют собой абсолютное большинство.

В октябре прошлого года ФАС признала, что Google злоупотребляет доминирующим положением, запрещая сторонним производителям предустанавливать на свои устройства приложения конкурирующих компаний, в частности, программы Яндекса. ФАС обязала Google исправить соглашения с производителями и выплатить штраф в размере 7% от выручки с продажи приложений в России.

Однако американская компания оспорила решение антимонопольной службы в суде, поэтому сроки выплат штрафа могут затянуться еще на год. Правда, в таком случае в объеме штрафа будет учтена инфляция за 2014-2017 годы. Более того, если Google будет затягивать с его выплатой, то компании будет грозить максимально возможный размер штрафа, равный 15% от объема рынка.

***

Apple поднимет стоимость мобильных приложений в российском AppStore.

Повышение цен связано с изменениями в валютных курсах. Помимо России цены на приложения вырастут также и в Канаде, Мексике, Сингапуре, Новой Зеландии и в ЮАР. Напомним, что до этого Apple продавала программы в AppStore по курсу 59 рублей. А уже в ближайшие дни курс изменится на 75 рублей за доллар. Соответственно стоимость приложений увеличится с 59 до 79, со 119 до 149 и со 199 до 229 рублей. Однако минимальные цены, установленные Apple в июле 2015 года, останутся неизменными — по 15 и 29 рублей.

Всего неделю назад Apple опубликовала финансовую статистику по доходам своего магазина приложений. За весь 2015 год пользователи устройств Apple потратили в AppStore свыше 20 миллиардов долларов. При этом рост прибыли относительно 2014 года составил 40%. Аналитики отмечают в этом тренд — люди постепенно отказываются от пиратства и переходят на потребление легального платного контента.

Однако эти цифры — мировые. Объем российских продаж отчасти можно понять исходя из цифр конкурентов — Google, который также поделился статистикой своего магазина приложений Play на прошедшей в декабре конференции Mobile Day. Согласно опубликованным данным, объем российского рынка мобильный приложений в 2015 году составил 440 миллионов долларов. И около 70% этого рынка занимают мобильные игры. По большей части те, что распространяются по условно-бесплатной freemium модели.

Примечательно, что самые высокие темпы роста демонстрируют мобильные книги — в России их рынок оценивается в 19.3 миллиона долларов.

Следом за ними идёт рынок мобильной музыки, оцененный в 9 с половиной миллионов. Отмечается, что российские пользователи всё еще предпочитают покупать песни по отдельности — платными музыкальными сервисами пользуется только 8% аудитории.

Рынок российского мобильного видео, тем временем, крайне невелик — он оценивается всего в 900 тысяч долларов. При этом подавляющее большинство просмотров видеороликов — целых 73 процента — приходится как раз на мобильных пользователей.