Twitter теряет значительную часть своего высшего руководства. Гендиректор компании Джек Дорси подтвердил, что уходят сразу четыре топ-менеджера — глава инженерного отдела, директор по продуктам, директор по глобальным медиа и начальник кадрового отдела. Дорси в своем сообщении написал, что они "предпочли покинуть" микроблог. До сих пор неизвестно, состоялись ли эти увольнения по собственному желанию или Дорси таким образом "чистит" ряды подчиненных, пытаясь оптимизировать работу микроблога. Эта версия не лишена основания, так как все уволенные были приняты на работу не самим Дорси, а его предшественниками на посту гендиректора — Еваном Уильямсом и Диком Костоло. И именно при них у Twitter начались проблемы.

Нельзя, конечно, исключать, что люди массово бегут из компании, которую считают лишенной всяких перспектив. За последний год акции Twitter подешевели на 55 процентов. На этой неделе они в очередной раз побили собственный исторический антирекорд, который оказался в 4 раза ниже рекорда всего лишь двухлетней давности. Почему падение оказалось столь резким и чувствительным — единого мнения в индустрии нет. То есть, из многих проблем Twitter основную не может выделить даже руководство компании.

В целом, с точки зрения потенциального пользователя, до сих пор не совсем понятно, зачем Twitter нужен. Изначально он представлял собой некую свежую концепцию "публичных SMS", когда размещенные там короткие сообщения были доступны для просмотра абсолютно всем и легко группировались и разыскивались по хэштегам. Такая модель распространения информации поначалу действительно работала и казалась крайне перспективной.

Например, во время знаковых и массовых событий, вроде уличных протестов или стихийных бедствий, один пользователь за несколько секунд получал доступ к тысячам коротких комментариев, которые позволяли по кусочкам выстроить в уме общую картину происходящего. В Twitter ринулись миллионы людей, которые мечтали о раскрутке своих аккаунтов.

Но потом в сообществе, не без участия его же собственного руководства, начала выстраиваться своя иерархия, которая резко изменила принцип генерации твиттер-контента. Теперь тысячи сообщений не стекались в единый информационный поток. Вместо этого появились популярные аккаунты и их читатели. А все остальное перешло в разряд "информационного шума".

Причем, произошло это довольно быстро. Вот статистика от 2009 года. Уже тогда 94 процента всех пользователей Twitter имели менее ста подписчиков, а более тысячи подписчиков были примерно у половины процента пользователей. Налицо явный дисбаланс между "читателями" и "писателями".

Руководство микроблога дополнительно усугубило ситуацию, призвав в виртуальный мир знаменитостей из реального. Поп-звезды, актеры, новостные СМИ, политические деятели окончательно захватили аудиторию Twitter и легко затмили собой всех наиболее популярных микроблоггеров, которые так и не успели стать известными вне своих аккаунтов и повторить феномен "Живого журнала" с его блоггерами-тысячниками или YouTube, который сделал суперзвездами многих простых ребят с веб-камерой.

Что и говорить о простых пользователях, которые, фактически, оказались не у дел. И быстро привыкли, что все, что они пишут, вообще никому не интересно. При этом для общения и самовыражения теперь есть Facebook. Да и для всего остального тоже — абсолютно все крупные твиттер-каналы имеют страницы в крупнейшей соцсети и дублируют информацию туда.

Руководство Twitter отчаянно пытается спасти положение, но пока получается только хуже. Джек Дорси, например, заявил, что изначальных 140 знаков сообщения уже недостаточно и нужно расширять этот формат до 10 тысяч знаков. Впрочем, рынок на это отреагировал очередным обвалом акций — инвесторы не поверили, что это поможет. Зато, как только в прессу попали утечки о возможной покупке Twitter News Corporation Руперта Мэрдока, котировки пошли вверх. Но эти слухи оказались неправдой.

Впрочем, как бы плохо ни шли дела у Twitter, сбрасывать его со счетов не стоит. Все-таки это одна из крупнейших и старейших интернет-компаний с солидным запасом прочности, которая действует с 2006 года и, несмотря ни на какие убытки, имеет 316 миллионов пользователей и годовой рекламный оборот почти в 2 миллиарда долларов. Дорси уже объявил о планах на будущее — обязанности четырех уволенных руководителей будут выполнять два человека. Кроме того, компания нанимает гендиректора по маркетингу, который ранее в Twitter явно недооценивали. Например, последний рекламный ролик микроблог выпускал аж 3 года назад.