Google установил новую планку перед разработчиками искусственного интеллекта. Его нейронная сеть DeepMind сумела обыграть человека в одну из наиболее древних и сложных игр, которая ранее считалась невозможной для освоения компьютерными системами. Речь идет о китайской "Вэй Ци", в мире более известной под японским названием го. Дословно с китайского это переводится как "окружающие шашки". Цель игры — заблокировать в кольце как можно большее количество фишек противника.

Несмотря на довольно простые, по сравнению, например, с шахматами, правила, игра считается одной из сложнейших, если не самой сложной в мире. Она ведется на очень крупном поле. Стандартные размеры — 19 на 19 квадратов. Но бывает и больше — например, 21 на 21. В стандартном наборе — 181 черная фишка и 180 белых. Это приближает число возможных ходов и комбинаций к числу с более чем 150 нулями. Это больше, чем атомов во Вселенной. Соответственно, в отличие от тех же шахмат, где компьютер можно, грубо говоря, "руками" обучить всем возможным игровым ситуациям, в случае с го машина должна "думать" сама и принимать решения, исходя из сложившейся обстановки. Самое интересное, что гугловский DeepMind никаким специальным образом не готовили — ему просто "объяснили" правила игры, а дальше — сеть "набивала руку" в бесконечных играх с самой собой. То есть, самообучалась.

В итоге, DeepMind одержал победу над вторым игроком мирового рейтинга, чемпионом Европы, французом по имени Фэн Ху. Нейросеть выиграла во всех пяти матчах, не оставив человеку ни единого шанса. Теперь на очереди мировой лидер по игре в го, представитель Южной Кореи Ли Седол.

Кстати, именно игры, по мнению инженеров Google, имеют решающую роль в очеловечивании нейронных сетей. Ученые из лаборатории DeepMind уверены, что игры способны научить машину думать и принимать решения почти по-человечески. Речь идет о классических игрушках вроде Arkanoid или Pinball/ В каждой из них нужно либо уворачиваться от объектов, либо, наоборот, ловить их. Это, по мнению исследователей, позволит создать базовый алгоритм, который в будущем поможет роботам ориентироваться в реальном мире и реагировать на внезапно возникшие обстоятельства. Причем, искусственный интеллект играет с живыми людьми. И все чаще выигрывает. Отметим, что такой метод развития применяют и в другой компании, работающей над созданием искусственного интеллекта — Osaro.

Отметим, что Google с его DeepMind пока (по крайней мере, если судить по обнародованной информации) оказался впереди всех остальных компаний, которые пытаются создать искусственный интеллект. А среди них и Microsoft, и IBM, и многие другие. Пока конкуренты трудятся в лабораториях, Google уже выпускает технологии искусственного интеллекта в массы.

В сентябре 2015 года интернет-гигант передал разработчикам исходный код движка машинного обучения TensorFlow, сделав его доступным всем, кто желает принять участие в развитии искусственного интеллекта. Что довольно необычно — до сих пор технологии машинного обучения, кто бы их ни разрабатывал, а делают это многие, считались страшной коммерческой и технологической тайной. А сейчас с открытием кода начнется новый этап: к работе присоединится большое сообщество — от университетских исследователей до инженеров и любителей, а значит, развитие пойдет гораздо более высокими темпами.

Правда, хитрый Google свою технологию открыл не полностью — пока доступен только код для использования на одном компьютере. То есть, объединить несколько машин в сеть и таким образом увеличить расчетные мощности не получится.

* * *

Samsung сохранил лидерство на глобальном мобильном рынке, но отрыв сокращается.

По данным исследовательской компании IDC, в четвертом квартале прошлого года, корейская компания поставила на рынок 85,5 миллиона смартфонов. То есть на 10 миллионов больше, чем уверенно занимающая второе место Apple.

Если брать результаты за весь год, то разница составит более 93 миллионов штук. Чтобы понимать масштаб: за год Samsung продала смартфонов больше, чем Apple и идущая на четвертом месте Lenovo вместе взятые. Впрочем, столь впечатляющие показатели, на самом деле, не очень порадовали инвесторов – дело в том, что отрыв Samsung от Apple сократился на треть. Соответственно, снизилась за год и доля корейского бренда на рынке. Как результат, Samsung зафиксировала сокращение чистой прибыли в четвертом квартале корпорация заработала на аж 40% меньше, чем годом ранее. Прочие показатели при этом выросли, в том числе и продажи, но очень незначительно – всего 2% по итогам года. И это худший результат в первой пятерке производителей смартфонов.

Надо заметить, что в ноябре прошлого года, Samsung сменила руководителя мобильного направления – у руля встал ДиДжей Кох, ранее отвечавший за разработку операционной системы Tizen и платежного сервиса SamsungPay. Одновременно с публикацией не самого лучшего квартального отчета, руководство Samsung объявило, что корпорация намерена сосредоточиться на мобильном программном обеспечении и перспективных дисплеях, в том числе для прозрачных панелей, носимой электроники и для автомобилей.