В Испании прошел Всемирный мобильный конгресс — крупнейшая выставка, на которой становится понятно, в какую сторону будет дальше развиваться прогресс. Чего ждать в нашей жизни уже в ближайшие месяцы и какие идеи закладывают инженеры в прототипы и концепты — об этом прямо сейчас в итоговом выпуске программы Вести.net из Барселоны.

Привет, планета, это программа Вести.net из Барселоны, куда каждый год в конце февраля собирается весь цвет мобильного рынка, потому что тут проходит Международный мобильный конгресс, MWC. Если взять все новые гаджеты, которые появляются за год — наверное, треть из них впервые показывают именно здесь, в Барселоне.

Сразу предупреждаю: программа не резиновая, все в нее все равно не поместиться — поэтому Барселона растянется на несколько выпусков — а этот мы построим по хронологическому принципу и расскажем только о больших парнях.

Итак, первая презентация нулевого дня — то есть, за сутки до открытия собственно выставки, — LG. Не темная лошадка, конечно, но и не Пегас какой-нибудь.

Появление нового цельнометаллического и одновременно модульного телефона от LG стало первой сенсацией — и одновременно первой пресс-конференцией Всемирного мобильного конгресса в Барселоне — WMC. Эта корейская компания, известная скорее как середнячок, вечно догоняющий, внезапно выпустила телефон не только современного и очень неплохого дизайна, но еще и с претензией на новую инновационную экосистему вокруг него.

"Сегодняшний покупатель с восторгом смотрит на экшн-камеры или на дроны. Значит ли это, что эра смартфонов прошла? Мы думаем, что лучшие дни смартфонов впереди. Это слишком мощные устройства для того, чтобы только снимать ими фото и "постить" их в соцсети. И LG G5 больше этого. Мы дали ему прозвище "парк развлечений в кармане". Разрешите мне показать, почему я с этим согласен?" — предлагает президент компании LG Electronics Mobile Communications Джуно Чоу.

В зале хлопали бы сильнее, если бы фотографии G5 и слота в его нижней части не утекли в Интернет за несколько недель до анонса. Однако предполагалось, что сделан этот слот просто для того, чтобы менять батарейку. Задумка корейцев оказалась неожиданнее.

На самом деле это не камера, а блок управления уже существующей камерой смартфона — с дополнительной батарейкой и физическими кнопками — для съемки фото, видео и управления зумом. Камер у G5 две — одна классическая, для смартфона, вторая — широкоугольная, 135 градусов. Вы видите, насколько различаются ее снимки и снимки "айфона".

Понятно, что ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь музыки от Bang & Olufsen — и модуль камеры задумывались корейцами, как демонстрация — примеры использования слота телефона. Спецификация и самого слота, и шины управления открыты, и если G5 станет популярным, то сторонние компании наделают и других модулей — если станет. Но даже и сейчас решение выглядит интересно — это, конечно, не гугловский лего-телефон, но анонс в Барселоне придал LG ауру смелой инженерной компании, которой у корейцев никогда не было. Даже несмотря на то, что уже в первый же день на стенде я обнаружил подтверждение того, о чем говорили скептики — слот на нижней грани можно достаточно быстро расшатать вплоть до зияющей щели.

Впрочем, помимо модулей LG показали и другие элементы экосистемы вокруг смартфона: шлем VR — как говорят, самый компактный, потому что телефон не вставляется в него, а соединяется проводом, — а также еще одну модную вещицу — камеру, снимающую круговые фото и видео. Причем рекламировал ее представитель гугловского сервиса Street View — панорамных фотографий на Google Maps: "Ой, посмотрите, это мир вокруг! Настоящие 360!"

Это, впрочем, тоже не все: был еще представлен безумный продукт — некий робошар, с трудом управляемый со смартфона, которым, в свою очередь, можно управлять бытовой электроникой с помощью инфракрасного порта, играться с котом с помощью лазерной указки и смотреть, что происходит вокруг — с помощью камеры.

В общем, выступили в LG так, что я, по чести говоря, думал: это будет самым ярким анонсом Барселоны. Думал, пока не увидел имперский марш в исполнении соотечественника и злейшего врага LG — "Самсунга".

Презентация Samsung, и без того традиционно масштабная, на этот раз просто поражала размахом, технологичностью и уровнем приглашенных. Шутка ли — самого Цукерберга заполучили. То есть, организаторы сделали все, чтобы это шоу просто нельзя было бы не заметить или хотя бы поставить в один ряд с другими. Начать хотя бы с того, что часть презентации была виртуальной: каждому пришедшему, а это несколько тысяч человек, выдали по шлему виртуальной реальности. Разумеется, Samsung VR.

И вот в какой-то момент тысячи людей одновременно надевают эти шлемы и начинают вращать головой в разные стороны, либо сидеть неподвижно и с очень серьезным видом. В общем, завораживающее зрелище. Но для начала вполне предсказуемо показали новую — уже седьмую — версию Galaxy S. Оба телефона — и традиционных форм, и Edge, который с загнутым у краев дисплеем — проектировали, очевидно, очень аккуратно, но не скупясь. То есть, нет никаких удивительных революционных решений, которые могли бы отпугнуть, но каждая строка в технических характеристиках начинается с превосходных слов.

Внешне телефоны седьмой серии не так просто отличить от таких же телефонов серии шестой. Они тоже очень красивые. Но как человек, который имеет возможность пощупать эти телефоны, должен вам сказать, что он стал очень приятным в руке — не таким скользким. Теперь обе грани у него скошенные, почти не чувствуется металлическая основа. Он очень удобный, теперь у него совсем не "цыганская" крышечка. В общем, очень приятный на ощупь телефон.

Говорят, что он лучше, говорят, что он водонепроницаемый, что у него значительно мощнее процессор. Но показать этого сейчас я не в состоянии. Единственное, что мы можем показать – то, как работает вот его невероятно быстро фокусирующаяся камера. Давайте попробуем... Ну вот, пожалуйте: он фокусируется за доли секунды.

Но все же главной темой всей презентации стала виртуальная реальность — как в плане погружения в нее, так и в части создания панорамного или сферического контента. И гвоздем программы тут выступил Марк Цукерберг. Его появление вызвало настоящий фурор: кто-то кинулся к сцене его фотографировать, кто-то кричал или яростно аплодировал. Благо, появление его было во всех смыслах слова неожиданным — он прошел совершенно незамеченным через весь зал, пока все сидели в VR-шлемах.

Надо заметить, что к этим шлемам Цукерберг имеет прямое отношение -- созданы они компанией Samsung в сотрудничестве с Okulus, которая, в свою очередь, принадлежит Facebook. "VR- это следующая платформа, где любой может создать все, что захочет. Сейчас VR используется по большей части для игр и развлечений, но он очень быстро эволюционирует. И однажды вы наденете шлем, и это изменит и вашу жизнь, и вашу работу, и ваше общение. Представьте, что у вас есть возможность сидеть напротив огня и встречаться с друзьями тогда, когда захотите. Или посмотреть кино в своем собственном кинотеатре в то время, когда захотите. Представьте себе, что устраиваете встречу в любой точке мира, какой только пожелаете. Все эти вещи будут возможными". – уверен Марк Цукерберг.

По словам главы Facebook, для просмотра в Gear VR уже доступно около миллиона часов панорамного видео. Для сравнения, обычного видео только на самом Facebook пользователи просматривают 100 миллионов часов каждый день.

Глава Samsung Mobile Russia Аркадий Граф отмечает: "Да, действительно технология не имеет 100-процентного охвата аудитории, о ней надо рассказывать. Но как пример того, что о ней уже знают, московские торговые центры, где Gear VR уже предлагается в качестве аттракциона, он используется платно некоторыми компаниями. То есть, люди начинают коммерциализировать эту историю, а это значит, что она приобретет популярность. И увидев подобное устройство на аттракционе, покупатели захотят иметь его у себя дома".

Впрочем, главное для любой подобной истории — контент. Будет куда этот или любой аналогичный шлем применить — будут и продажи. VR-производством уже заинтересовались несколько серьезных студий и новостных изданий, есть некий набор разработчиков игр. Но основной объем контента должны создавать сами пользователи. И они за один день получили сразу две 360-градусные камеры от двух корейских брендов — простые, понятные, из категории "снял котика — залил на YouTube". Предположительно, не очень дорогие.

Вот специально для таких как мы, то есть, для журналистов, на специальной стеклянной палочке установили камеру. Мы можем посмотреть, как она работает. Если сравнивать ее с камеркой от LG, то она явно побольше. Будем надеяться, что и снимает получше. Собственно говоря, вот тут у нас есть приложение, которое этой камерой управляет, причем его можно масштабировать, крутить вокруг. Ага, это сейчас lifeview А если мы нажмем? Но почему-то стоит на нулях. Ну, хорошо, будем считать, что оно работает. И потом на эту картинку можно будет смотреть, надев Gear МК — крутить там головою и смотреть под ноги. И бог знает куда еще. Больше показывать нечего.

Тут интересно, конечно, что корейцы в первую очередь соревнуются друг с другом, и вот этот принцип — пусть у меня будет все то же самое и даже чуть больше — похоже, главный двигатель корейского хайтека. Ну, чем бы ни тешились, лишь бы не плакали — ни инвесторы, ни покупатели.

Еще один игрок мобильного рынка с именем даже погромче, чем у корейцев — Sony — приехал в Барселону с довольно радикальным набором новинок.

А теперь отступление нетелефонного жанра. Выставку в этом году посетил не только основатель "Фэйсбука", но и человек, которого называли российским Цукербергом — Павел Дуров. И приехал он в Барселону с новостью: активная аудитория дуровского мессенджера "Телеграм" достигла 100 миллионов человек и пересылают они 15 миллиардов сообщений в день. По словам Павла, отметки этой "Телеграм" достиг еще в декабре — с анонсом тянули, чтобы приурочить в мобильному конгрессу. Для сравнения — по их же собственной статистике в декабре 2014 года пользователей было вдвое меньше, а количество сообщений год назад равнялось всего миллиарду.

Конечно, охват у лидеров больше — Whatsapp говорит о миллиарде, но не сообщений, а пользователей, Facebook Chat — о 800 миллионах. Но для стартапа — а Telegram все еще стартап, первая его версия вышла 2,5 года назад — юбилей очень серьезный.

По этому случаю в барселонском музее мореплавания состоялась вечеринка, на которой, впрочем, было крайне немного россиян. Будем считать, что дело не в количестве, а в качестве — потому что там был, например, основатель "Яндекса" Аркадий Волож.

Ну и последний сюжет программы — снова о гаджетах. От очень крупного игрока — Lenovo. Это самый большой в мире производитель ПК, пятый по размеру на рынке смартфонов — но речь сейчас не совсем об этом. И вообще, главное слово тут — Танго.

Проект Tango переходит в разряд потребительских технологий: главное событие от компании Lenovo в рамках Всемирного мобильного конгресса было посвящено смартфону, который представят только летом.

Точнее, его возможностям. Собственно, речь идет о машинном стереозрении для мобильных устройств, которое Google отрабатывает уже несколько лет под кодовым названием Project Tango. И поскольку сам будущий смартфон или его предсерийный вариант в Lenovo решили не показывать, все демонстрации проводили на единственном известном на данный момент Tango-устройстве — безымянном планшете для разработчиков.

Машинное зрение в мобильном варианте Tango — это в первую очередь способность устройства в реальном времени создавать трехмерную карту окружающего пространства. И если два года назад, когда Tango только представляли общественности, речь шла о задачах специфических, например — создании трехмерных моделей объектов или помещений, то сейчас подход кардинально изменился. С помощью модуля Tango, как выяснилось, можно решить задачу до сих пор неподъемную — навигацию внутри помещений, то есть там, где недоступны сигналы спутниковых систем или иные способы позиционирования.

Если к этому добавить, например, элементы дополненной реальности, то можно очень точно определять местоположение нужных людей даже в плотной толпе внутри огромного здания Музея Каталонии.

Каждый из виртуальных, видимых на экране смартфона "кубов" висит над человеком, у которого в руках есть некое устройство с приложением Glimpse. Люди выбирают в меню пункт Sharing — это значит, что они хотят сообщить всем вокруг место своего положения. Причем некоторые из них могут находиться очень далеко, даже за стеной. К примеру, если потерялся ребенок, то ему следует вынуть телефон с приложением Glimpse, нажать на кнопочку “найди меня” — и его можно будет увидеть сквозь толпу, сквозь стены, очень издалека.

Есть возможность переключиться в режим карты, на которой видно пользователя и его друзей, даже если они находятся очень далеко. Достаточно 4G или WiFi.

Картографирование зданий, как выясняется — не очень сложная задача. Достаточно несколько раз обойти здание для создания первоначальной схемы, а потом она будет уточняться по мере пользования другими людьми.

"Я не знаю, какую точность заявляет Google, но, по моему опыту, речь идет о миллиметрах, — говорит Стив Миллер, технический директор Glimpse. — А работает это так: оно анализирует то, что видит в помещении — конструкции, мебель, поверхности. По этим данным и по движению устройства Tango и вычисляет точное местоположение в пространстве. То есть оно записывает, как далеко вы прошли в том или ином направлении и непрерывно получает свои координаты в пространстве. В нашем же случае мы имеем еще и возможность создавать карту помещения заранее, и тогда навигация становится еще точнее: устройство начинает сверяться еще и с известными ключевыми точками в помещении. То есть мы можем создать карты музеев, магазинов, стадионов и дать вам точные данные о вашем положении внутри этих зданий".

Такую карту музея тоже показали. На ней можно прокладывать маршрут и пользоваться полноценной пошаговой навигацией. Кроме того, эта карта — с элементами дополненной реальности, то есть устройство распознает, например, картины и дорисовывает на них ссылки на подробную информацию.

С аппаратной точки зрения Tango — это несколько камер, в том числе широкоугольная, дальномерная, инфракрасная плюс датчики движения и мощнейший процессор, способный все это обрабатывать локально, внутри мобильного устройства.

И если инженерный планшет довольно громоздкий, то Lenovo обещает смартфон сделать вполне компактным — насколько компактным может быть фаблет с диагональю экрана больше 6 дюймов.

Интересно, что и цена обещана не заоблачная. Вообще идея заключается в том, что бы устройство могло быть для человека основным. Тогда можно рассчитывать на некоторую массовость и, соответственно, на то, что карты помещений по всему миру будут создавать сами пользователи, а потом делиться ими. Своего рода индор-картографический краудсорс.

"Мы видим три направления использования технологии Tango, — рассказывает Джефф Мередит, вице-президент Lenovo по маркетингу. — Это навигация в помещении – то, что мы сегодня показываем, это игры — вам понравятся игровые возможности Tango. И третье – утилиты, самое практичное применение технологии с бытовой точки зрения. Это, например, все, что касается планирования домашних работ: ремонт, перестановка мебели, покупка нового дивана. В любом случае, вы можете создать трехмерную карту своей квартиры и примерить разные варианты улучшений".

Как я уже говорил, это не весь наш багаж из Барселоны, ждите продолжения, а сейчас — фишка недели. На этом итоговая программа Вести.net прощается с Вами до следующих выходных, не пропускаем наши короткие ежедневные выпуски, планета — пока!