А теперь — к событиям мира высоких технологий. И событий на уходящей неделе в этом мире было как никогда. Начать, хотя бы, с того, что нейронные сети научились обыгрывать человека в игру го — эта задача в принципе нерешаема на уровне обычных компьютерных алгоритмов. Иными словами, искусственный интеллект, похоже, уже здесь. Кроме того, крупнейшая социальная сеть купила нашумевший белорусский стартап и перевозит его основателей в Лондон, а самая популярная мобильная ОС получила неожиданное обновление. В общем, все эти (и не только) итоги недели, во всех подробностях прямо сейчас, в программе Вести.net.

Привет, планета, это программа Вести.net, а точнее — ее еженедельная версия, которую мы называем итоговой. На удивление ярких новостей у нас за минувшие семь дней было достаточно, но самая большая из них, наверное, такая: Google неожиданно для всех выкатил бета-версию своей мобильной операционки — Android.

Внезапно — новая версия: обновление самой популярной мобильной операционной системы пришло, когда не ждали. Что нового приготовили для полутора миллиардов пользователей, когда они все это получат, и главное — почему выпуск версии ОС для разработчиков оказался неожиданным?

Google в четверг неожиданно для всех выкатил новое большое обновление своей мобильной операционки Android. Разумеется, в бета-версии, рассчитанной на разработчиков, но установить апдейт для ознакомления сможет любой владелец смартфона Nexus, начиная с серии 5X.

Называется новая ОС Android N. Почему N? В Google хранят тайну и отшучиваются, мол, потому что "New, No Name" ("Новая, названия нет"). До официальной премьеры имя раскрывать категорически отказываются. Впрочем, сладостей на "N" не так много, и большинство утечек предлагают поставить на "Нутеллу".

Вообще, ежегодно выпускать превью свежего Android для разработчиков за несколько месяцев до премьеры для Google — в порядке вещей. Но обычно это происходит в мае, на конференции I/O. К чему сейчас такая спешка — пока непонятно. Старший вице-президент Google по Android Хироши Люкхеймер заявил, что в новой операционке слишком много нововведений, поэтому, мол, разработчикам не помешает дополнительная пара месяцев, чтобы во все вникнуть.

Кроме того, Google, похоже, пытается отделить I)O от больших премьер, привлекающих больше журналистов, чем разработчиков. В этом году конференция пройдет в кампусе компании в маленьком Маунтин-Вью, а не в Сан-Франциско, как все последние годы.

Что касается, собственно, операционки, Google, в первую очередь, сообщил о введении мультиэкранности. То есть можно запустить одновременно два приложения на разных половинках дисплея и работать сразу в обоих, не переключаясь, как прежде, через окно открытых программ. Собственно, по первым отзывам тех, кто уже поставил и тестирует Android N, нововведение работает неплохо, несмотря на очень раннюю бета-версию системы. Но сенсации оно, конечно, не произвело — такая же функция уже довольно давно есть и у Apple, и у Windows Phone, да и на Android она уже была, в виде надстройки на устройствах Samsung.

Главное же, чем примечательна новая система — это оптимизация. Даже без оговорок про ранний релиз, который традиционно для Google славится багами и повышенным энергопотреблением. С "N" все иначе — он, как пишут первые тестировщики, работает гладко и легко. Пользователи Android знают, сколько энергии потребляет анимация интерфейса, как подвисают окна при "свайпе" даже на мощных аппаратах. В "N" такого нет. Google основательно поработал над алгоритмом Project Svelte, который изначально был создан для того, чтобы Android работал даже на слабом "железе". Теперь он ускоряет систему и на топовых аппаратах. Кроме того, приложение для экономии батареи Doze также было усовершенствовано — оно теперь гасит нежелательную активность аппарата, не только когда тот статично лежит на столе, но и когда, например, трясется в кармане, но, при этом, так же не востребован.

Кроме электроэнергии, проще будет экономить и траффик. В настройках добавлен режим Data saver. При его включении, система будет автоматически гасить обмен данными для всех приложений, некоторых полностью, некоторых — частично. Можно будет также создать "белый список" программ, которым позволено использовать траффик неограниченно, даже когда Data saver включен.

Есть важные улучшения и в интерфейсе. Например, теперь у пользователя будет настраиваемый и гораздо более кастомизируемый, чем раньше, экран быстрых настроек. Добавились настройки "вида", с помощью которых можно регулировать размеры иконок и виджетов. Полностью переработаны нотификации. Словом, ничего революционного, но по мелочи, действительно, много нового. Официальный релиз системы назначен на третий квартал этого года.

И еще немного особенностей гугловской операционки, которые раскопали за прошедшие пару суток. Главное: судя по всему, Google нашел путь избавиться от своей главной беды — фрагментации. Сейчас обновления системы выпускает Google, а потом его "допиливают" под свои интерфейсы многочисленные производители.

В результате последняя статистика говорит о том, что больше всего проданных смартфонов работают на версии Lollipop 2014 года. Для сравнения — у Эппловцев на версии iOS 9, а она вышла полгода назад – 80 процентов устройств. И Google, очевидно, решил разделить ядро системы и надстройку, с которой работает производитель — так, что бы их можно было обновлять по отдельности, то есть превратить Android в платформу.

***

Вторая новость — самая яркая и оптимистическая для русскоговорящих айтишников — история приложения Masquerade — оскароносная в каком-то смысле.

Facebook купил белорусскую компанию, которая создала стремительно набирающее популярность приложение Masquerade. Это программа, которая позволяет снимать селфи-фото или видео с наложенными на них "масками" — анимированными картинками, которые довольно точно повторяют мимику "хозяина". Собственно, известностью Masquerade обязан американскому телеведущему Джимми Киммелу, который, за несколько дней до церемонии вручения "Оскара", продемонстрировал работу приложения в своем шоу, "надев" маску Леонардо Ди Каприо. После этого аудитория небольшого стартапа скачкообразно выросла до 16 миллионов пользователей, а сама программа за пару дней вошла в топ-3 App Store.

Теперь аудитория Masquerade — это вся аудитория Facebook. Обе компании уже подтвердили покупку. Сумму сделки не называют, но известно, что вся команда разработки Masquerade переедет из Минска в Лондон, а функционал приложения вскоре будет включен в видеоплеер Facebook. Кстати, несколько дней назад появились слухи о том, что Masquerade может продаться Apple за что-то более 100 миллионов долларов. Как видно, утечка оказалась немного неточной.

Все мы очень рады за белорусскую команду, но никто пока не может ответить на вопрос, зачем Маскарад Цукербергу. Facebook, как и любая другая огромная корпорация, покупает много небольших компаний — зачастую из соображений "чтоб было", а также – "не съесть, так понадкусывать". Это касается и WhatsApp, который за два года владения Facebook почти не изменился и никак не интегрирован с соцсетью, и Instagram, который за четыре года тоже особенно под руководством Цукерберга не расцвел.

Одна из версий покупки Masquerade также заключается в концепции "понадкусить": очень сильно растущий в США детский мессенджер Snapchat в прошлом году купил похожую разработку одесситов – Luxury. И, дескать, Masquerade — на него управа. Так это или нет, но трекинг лица у белорусов сделан гораздо лучше. И вообще можно предположить, что именно технологию трекинга и покупали.

Второй возможный сценарий — или продолжение первого — это соревнование с довольно популярной платформой видеотрансляций от Twitter — Periscope. Facebook недавно прикрутил такие живые трансляции и сам, и тогда это не лучшая новость: ленту быстро замусорят анимированными лицами.

***

А сейчас еще одно представление недели: матч искусственного интеллекта против человека. Если кто-нибудь опасается Скайнета, нашествия роботов и вот этого всего — начинать воспитывать в себе Сару Коннор можно уже сейчас. Искусственный интеллект, похоже, создан: компьютер научился обыгрывать человека в игру Го. Это очень древняя и очень простая с точки зрения правил настольная игра, в которой невозможно просчитать все ходы. То есть в ней побеждают не вычислительные ресурсы, а интуиция и субъективная оценка ситуации.

Игры между человеком и искусственным интеллектом выходят на новый уровень. На этой неделе Седоль Ли, чемпион мира по го из Южной Кореи, проиграл два матча подряд в серии игр с системой искусственного интеллекта AlphaGo, и еще одно поражение в серии приведет к победе компьютера над человеком в этой игре. От предыдущего, первого тестового поединка между AlphaGo от Google и чемпионом Европы Фан Ху (который, кстати, проиграл все пять матчей машине), эта серия игр отличается тем, что к ней приковано внимание всего мира. И суть этого поединка — далеко не столько в самом соревновании, сколько в возможном качественном скачке развития и в признании уровня искусственного интеллекта. "Почему го? Потому что это одна из самых сложных, если не самая сложная игра с точки зрения количества вариантов, — говорит Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта компании "Яндекс". — Она очень простая по правилам, но вариантов в го великое множество. Расчеты говорят, что их гораздо больше, чем атомов во вселенной. И рассчитать их, в каких-то других играх, не представляется возможным. Сделать ход и просчитать его последствия в го невероятно тяжело".

Тут стоит оговориться, что AlphaGo — это не классическая вычислительная модель, а целая система параллельной обработки информации. Пропуская данные через нейронные слои, она сразу дает ответ. И он будет правильным, если программу обучать на огромной выборке данных. Специалисты считают, что нейронная сеть AlphaGo (а с точки зрения оборудования — это кластер из 1200 процессоров и 176 специальных серверных видеокарт) обучалась стратегии го около двух лет. И если у человека с годами игровой практики вырабатывается интуиция на сильные и значимые ходы, то программу AlphaGo в Google решили обучить этой самой интуиции. В программу загрузили базу партий профессиональных игроков, пометили как хорошие ходы победителей и как плохие — ходы проигравших игроков.

"Нейронная сеть стала действовать в чем-то как человек, — поясняет Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта компании "Яндекс". — То есть в начале она высказывала некое предположение, куда нужно сходить, затем просчитывала шаги на несколько ходов вперед, как это делали другие программы до этого, пытаясь определить, верное это предположение или нет. И, придя в какую-то точку, оценивала эту позицию — хорошо получилось или нет. И так программа играет. Кроме того, обучаясь на играх лучших игроков и достигнув какого-то уровня, программа стала играть сама с собой, стала глубоко, на много ходов вперед разбирать свои гипотезы, свои предположения, и учиться на собственных играх. Когда я говорю "стала", я не хочу сказать, что это прекратилось. Это делается прямо сейчас. Вот я об этом рассказываю, а где-то нейронная сеть продолжает играть сама собой, учиться на своих ошибках и совершенствоваться".

И искусственный интеллект от Google превзошел все ожидания. Комментаторы отметили, что AlphaGo играет подобно человеку: система ищет и создает уязвимые группы камней, чтобы сделать сильные ходы. Но все-таки говорить об историческом моменте пока рано. Последняя пятая игра в серии пройдет 15 марта. Тогда же определится судьба призового миллиона долларов: или он уйдет на благотворительность, или его получит игрок-человек.

При этом значение этого поединка — в случае если победит ИИ — для мира станет столь же великим, как легендарное шахматное противостояние Deep Blue — Каспаров, проходившее 20 лет назад. Впрочем, некоторые скептики уверены, что знаменитый шахматный матч в девяностых был саморекламой IBM. Сейчас же пиарится Google.

"Впервые статья о том, как играет AlphaGo, появилась в ноябре, но появилась она тихо, на мало кому заметным ресурсе, и достоянием широкой общественности не стала, — рассказывает Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта компании "Яндекс". — В статье рассказывалось, как играет программа, говорилось, что ей удалось одержать победу над европейским чемпионом. Европейские чемпионы, конечно, слабее азиатских, но все равно это был очень сильный игрок. Раньше ничего подобного программы не демонстрировали. Но как-то никто на это не среагировал. А этой зимой Цукерберг еще раз всем сказал: Facebook работает над искусственным интеллектом, в том числе — над тем, чтобы побороть человека в го. Ну тут PR-отдел Google подсуетился и сказал: "Мы-то еще в октябре обыграли человека в го, в ноябре об этом вышла статья". И это прозвучало как гром среди ясного неба, стало полной сенсацией. Бедного этого француза Фань Хуэя прям замордовали вопросами: как же так, почему он так плохо играл, может быть, он специально поддался? Как он так — вдруг проиграл программе? Ну и закрутилось".

***

А вот еще немного картин будущего, но не на службе Апокалипсиса, а вроде бы наоборот: если Апокалипсисом считать дорожную ситуацию в городах. Компания Ford, похоже, нашла, что противопоставить вторжению технологических компаний в автомобильную индустрию. Автопроизводитель неоднократно озвучивал свои страхи — мол, скоро машина станет всего лишь аксессуаром для смартфона, и контролировать отрасль будут те, кто контролирует магазины приложений для умного авто-интерфейса. То есть, Apple и Google. В ответ компания пыталась разработать некую собственную, альтернативную платформу, которая составила бы конкуренцию Carplay и Android Auto.

Результатом стало приложение, которое получило название Ford Pass. Ford, пользуясь более чем вековым опытом взаимодействия с клиентами-водителями, оснастил его такими функциями, которые, как считают в компании, действительно полезны для автомобилиста. Впрочем, не только для автомобилиста — приложение может скачать любой пользователь мобильного устройства на iOS или Android.

"Полтора года назад мы запустили 25 различных экспериментальных программ: от решений в области парковки и кар-шеринга до мультимодальных решений, которые при прокладке маршрута пользователя включали в себя пересадки с автомобиля на поезд, автобус и даже велосипед. Мы пытались понять, что востребовано, какие решения имеют наибольшую перспективу. Из этих 25 программ 20 мы завершили. Они были переосмыслены и превратились в несколько комплексных решений", — рассказывает вице-президент и главный операционный директор Ford of Europe Барб Самаджич.

Проект этот одним "Фордом" не ограничивается: под собственным интерфейсом SYNC Ford фактически хочет объединить всех автопроизводителей вместо Apple или Google. И Pass — первый шаг в этом направлении. Кар-шеринг, дистанционные поиск, бронирование и оплата парковки — это далеко не все. Есть еще пара проектов в области анализа больших данных, задача которых — найти-таки должное применение самоуправляемыми автомобилям. В Ford считают, что именно беспилотники смогут решить проблему пробок, которая в ближайшем будущем, уверены в компании, непременно с новой силой накроет все крупные города планеты. Идея Ford — связать все машины без водителей в единую саморегулирующуюся транспортную структуру, которая позволила бы, даже при большой загруженности дорог, оптимизировать движение в мегаполисах.

"Мы сосредоточены на больших городах. То, что мы видим сейчас — это не решение проблемы. Частный транспорт перемещается с окраин в город. Я была в Москве — пробки по дороге от аэропорта до центра города довели меня до отчаяния. Примерно тоже и в Лондоне. Это не решение проблемы мобильности. Возможный выход — в сети автономных автомобилей, которые обмениваются данными и кружат по городу", — продолжает Барб Самаджич.

Если совместить это с фордовской идеей кар-шеринга, то в идеале в крупных городах вообще не останется ни общественного транспорта, ни частных автомобилей. Беспилотные машины будут общими и будут автоматически курсировать по городу, подбирая людей по требованию. Это, конечно, утопия: водители-люди в обозримом будущем все равно на дорогах останутся и явно будут мешать алгоритмам дорожного движения.

***

И — диковины, оставшиеся с закромах еще конгресса в Барселоне. На этот раз — защищенный теплофон. Название я сам придумал. CAT выпустила телефон с тепловизором.

На выставке MWC 2016 компания CAT, известная, в первую очередь, как производитель тяжелой строительной техники, показала свое видение смартфона на все случаи жизни. Новинка получила название CAT s60. Устройство работает под управлением Android, выдерживает падение с двухметровой высоты, не боится влаги, но главное — видит в темноте.

Особенно популярный у журналистов стенд — на нем показывают защищенный смартфон CAT. На первый взгляд довольно традиционная спорного дизайна машинка — когда бы не дополнительная камера. Дело в том, что помимо обычной, здесь есть камера инфракрасная. То, что называется теплового видения".

Создатели смартфона уверяют, что камера измеряет температуру с точностью до одной десятой градуса. То есть, сравнимо с дорогостоящим профессиональным оборудованием.

Говорят, что сценариев применения — неограниченное количество. Но в основном рассчитан он на людей труда. Условно говоря, какой-нибудь водопроводчик может найти текущую трубу, электрик — где находятся — может быть, под обоями — электрические провода. Уверяют, что даже охотники могут в ночи, в полной тьме найти этой камерой какую-то свою жертву.

Помимо теплового зрения инженеры из CAT снабдили телефон специальными заглушками, которыми закрываются микрофон и динамики для того, чтобы в них не проникала вода. Создатели смартфона уверяют, что его можно погружать на глубину до пяти метров.

После того, как они закрыты, можно нырять и фотографировать под водой. Понятное дело, что тач-управление работать не будет, но здесь достаточно большое количество кнопок, в том числе и программируемые. То есть, условно говоря, на одну из кнопок можно поставить снимочек. И, плавая под водой, можно фотографировать рыб. Правда, говорят, они какие-то хладнокровные.