Похоже, что искусственный интеллект создан: компьютер научился обыгрывать человека в Го — очень древнюю и очень простую с точки зрения правил настольная игра, в которой невозможно просчитать все ходы. То есть, в ней побеждают не вычислительные ресурсы, а интуиция и субъективная оценка ситуации.

Игры между человеком и искусственным интеллектом выходят на новый уровень. На этой неделе Седоль Ли, чемпион мира по Го из Южной Кореи, проиграл два матча подряд в серии игр с системой искусственного интеллекта AlphaGo, и еще одно поражение в серии приведет к победе компьютера над человеком в этой игре.

От предыдущего — первого — тестового поединка между AlphaGo от Google и чемпионом Европы Фан Ху, который, кстати, проиграл все пять матчей машине, эта серия игр отличается тем, что к ней приковано внимание всего мира. И суть этого поединка далеко не столько в самом соревновании, сколько в возможном качественном скачке развития и в признании уровня искусственного интеллекта.

Руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта компании "Яндекс" Александр Крайнов поясняет: "Почему Го? Потому что это одна из самых сложных, если не самая сложная, игра с точки зрения количества вариантов. Она очень простая по правилам, но вариантов в Го великое множество. Расчеты говорят, что вариантов в Го гораздо больше, чем атомов во Вселенной, и рассчитать, как в каких-то других случаях, не представляется возможным. Не представляется возможным не то, чтобы рассчитать игру полностью, а рассчитать хотя бы до какого-то такого момента, чтобы принять решение — стало лучше или хуже. Сделать ход и просчитать его последствия в Го невероятно тяжело".

Тут стоит оговориться, что AlphaGo — это не классическая вычислительная модель, а целая система параллельной обработки информации. Пропуская данные через нейронные слои, она сразу дает ответ, и он будет правильным, если программу обучать на огромной выборке данных. Специалисты считают, что нейронная сеть AlphaGo (а с точки зрения оборудования это кластер из 1200 процессоров и 176 специальных серверных видеокарт) обучалась стратегии игры в Го около двух лет. И если у человека с годами игровой практики вырабатывается интуиция на сильные и значимые ходы, то, программу AlphaGo в Google решили обучить этой самой интуиции. В программу загрузили базу партий профессиональных игроков, пометили как хорошие ходы победителей и как плохие — ходы проигравших игроков.

"Нейронная сеть стала действовать в чем-то как человек. То есть, в начале она высказывала некое предположение о том, куда нужно сходить, затем просчитывала шаги на несколько ходов вперед, как это делали другие программы до этого, пытаясь определить, верное это предположение или нет. И придя в какую-то точку, оценивала эту позицию : хорошо получилось или нет. И так программа играет. Кроме того, что она обучалась на играх лучших игроков, достигнув какого-то уровня, программа стала играть сама с собой, стала глубоко на много ходов вперед разбирать свои гипотезы, свои предположения и учиться на собственных играх. Когда я говорю "стала", я не хочу сказать, что это прекратилось — это делается прямо сейчас. Вот я об этом рассказываю, а где-то нейронная сеть продолжает играть сама собой, учиться на своих ошибках и совершенствоваться", — подчеркивает Александр Крайнов.

Искусственный интеллект от Google превзошел все ожидания. Комментаторы отметили, что AlphaGo играет подобно человеку: система ищет и создает уязвимые группы камней, чтобы сделать сильные ходы. Но все-таки говорить об историческом моменте пока рано: последняя – пятая — игра в серии пройдет 15 марта. Тогда же определится судьба призового миллиона долларов: или он уйдет на благотворительность, или его получит игрок-человек.

При этом значение этого поединка в случае, если победит искусственный интеллект, для мира станет столь же великим, как легендарное шахматное противостояние Deep Blue — Каспаров, проходившее 20 лет назад. Впрочем, некоторые скептики уверены, что знаменитый шахматный матч был саморекламой IBM. Сейчас же пиарится Google.

Александр Крайнов отмечает: "Впервые статья о том, как играет AlphaGo, появилась в ноябре, но появилась она тихо, на мало кому заметном ресурсе, и достоянием широкой общественности не стала. В статье, в которой рассказывалось, как играет программа, сообщалось, что удалось одержать победу над европейским чемпионом. Европейские чемпионы, конечно, слабее азиатских чемпионов, но все равно очень сильные игроки, раньше ничего подобного программы не демонстрировали. Но как-то никто на это не среагировал. А этой зимой Цукерберг еще раз всем сказал, что Facebook работает над искусственном интеллектом, в том числе, над тем, чтобы побороть человека в игре Го. Ну тут пиар Google подсуетился и сказал: мы-то еще в октябре обыграли. В ноябре вышла статья, в октябре был матч, и мы человека уже обыграли. И это прозвучало как гром среди ясного неба, стало полной сенсации. Бедного этого француза прямо замордовали вопросами: "Как же так, почему он так плохо играл? Может быть, он специально поддался, когда вдруг проиграл программе?" Ну и закрутилось".