Панорамное, сферическое или просто "видео 360" — новый формат, который решили активно поддержать крупнейшие игроки IT-индустрии. Да и отечественные компании тоже не стоят в стороне. Как создается панорамное видео, в чем прелести и сложности, и как оно меняет саму структуру документального кино или репортажа — об этом прямо сейчас в программе Вести.net.

Google планирует запуск на видеопортале YouTube новой платформы с поддержкой стримминга с панорамным обзором. Об этом сообщили сразу несколько IT-изданий со ссылкой на источники, близкие к Google. Сроки запуска проекта пока остаются в тайне. В случае старта сферического "живого" вещания Google фактически полностью завершит создание экосистемы для 360-градусного видео.

В марте прошлого года корпорация Брина и Пейджа начала поддержку этого нового формата, и уже в июне обеспечила пользователей Google Cardboard возможностью просмотра таких видеороликов на смартфонах. В феврале 2016года IT-гигант принял на работу VR-евангелиста — им стал Скотт Брук, сооснователь стартапа Jaunt, специализирующийся на кинематографическом VR-контенте. Именно ему предстоит собрать вокруг Google партнеров, разрабатывающих ролики для виртуальной реальности.

Тут стоит добавить, что в прошлом году многие компании добровольно, по своей инициативе, включились в эту тему: NewYork Times, телеканалы ABC и Russia Today стали создавать репортажи в формате панорамного видео.

Однако этого явно мало — даже с учетом профессионалов и фанатов-любителей новых видео-технологий. Вероятно, поэтому в Google решили в том числе самостоятельно создавать ролики в формате 360 градусов.

Большая часть подразделений корпорации — Google Maps, Google Street View, Google Cultural Institute, Google Expedition, Spotlight Stories и другие — наравне со своим обычным контентом (фотографиями, мультфильмами, сканированием книг и оцифровкой картин и музеев) стали создавать и видео в формате 360 градусов. Причем они делают это вместе с крупными, узнаваемыми партнерами.

Например, Google Expedition выпустила ролик о процессе украшения Белого дома к рождественским праздникам, а затем буквально через месяц представила прогулку по Букенгемскому дворцу — все это в формате 360 градусов. То есть поворачивать видео можно наклоном смартфона или мышкой, если при просмотре использовать десктопный компьютер.

Google Cultural Institute стал выкладывать видео постановок оперных произведений в исполнении ведущих мировых коллективов. Записи опубликованы в формате 360°, что позволяет создать у зрителя полный эффект присутствия.

И это далеко не все. Нашей программе удалось побывать на съемке целого цикла видеоэкскурсий в формате 360 градусов, над которым Google работает вместе с разработчиком симулятора World of Tanks, студией Wargaming. В английском Чатеме на территории исторических доков снимаются передачи о военных кораблях Второй мировой в поддержку новой игры World of Warships. На съемках используется решение на базе двух экшен-камер GoPro и специальных линз типа "рыбий глаз" от японских производителей. Углы обзора камер – в 250 и 280 градусов – перекрывают друг друга, в результате чего выходное 4K-видео получается безшовным. Более того, двухкамерное решение — достаточно бюджетное, его цена не превышает тысячи долларов.

"Получается микс того, что мы делаем в медиапроизводстве, и отдельных элементов из геймдизайна, — поясняет Мэтт Дэли, главный продюсер спецпроектов компании Wargaming. — Главное отличие для зрителя в том, что вместо того, чтобы смотреть на шоу, вы, по сути, участвуете в нем".

"Таким образом, это видео даст зрителю возможность почувствовать себя в кают-компании, где отдыхали офицеры и моряки, — комментирует проект Александр Бобко, руководитель отдела глобальных спецпроектов компании Wargaming. — Почувствовать, как будто ты действительно побывал в моторном отделении или на мостике, откуда капитан руководил всем кораблем".

Желание инженеров свести число камер к минимально необходимым двум неслучайно. Сегмент бытовых камер круговой съемки развивается стремительно. Со своими вариантами камер в 360 градусов месяц назад в Барселоне выступили Sony, LG, Nikon и Samsung. Однако все еще остается множество вопросов в сценарном и контентном наполнении такого кругового видео, особенно если это цикл передач с ведущим. Довольно сложно предугадать, куда зритель захочет посмотреть в определенный момент, и тут, по сути, рождается новый формат, можно сказать, даже новый теле- или видеожанр.

"Как теперь ведущему общаться с аудиторией? Возможно, вы хотите услышать, что я буду постоянно всех окликать. Типа "эй, взгляни-ка сюда" и после держать паузу, чтобы даже стоящий ко мне спиной зритель успел развернуть камеру на голос, — говорит Дэн Сноу, телеведущий программ BBC. — Но правильный ответ я не знаю. Мы — пионеры направления, и как это будет работать, пока неясно".

Актуальным этот вопрос станет, если Google все-таки запустит свое потоковое вещание в формате 360 градусов. Технологически уже есть возможности для реализации такого вещания в реальном времени.

Другой вопрос в том, что сейчас качество такого видео оставляет желать лучшего, и не каждому устройству — смартфону или компьютеру — хватит мощности его воспроизвести. Однако, несмотря на сложности и кажущуюся непопулярность, кажется, на рынке все понимают, что создавать ролики и пробовать вещать в формате 360 градусов нужно.

Ведь на подходе век VR, а сферические видео оптимально подходят для просмотра в шлеме виртуальной реальности — будь то Cardboard от Google или Gear VR от Samsung, Vive от HTC, Oculus Rift и прочие. И когда VR-шлемы станут такими же привычными для нашей реальности, как смартфоны, вполне возможно, именно у Google окажется самая большая площадка с VR-роликами.

Если, конечно, Facebook ее не подвинет: соцсеть чуть позднее, но тоже активно взялась за поддержку сферического видео — и технологическую, и контентную. Да и сам Цукерберг слишком уж часто в последнее время говорит о виртуальной реальности.