Привет, планета, это программа Вести.net, вновь из Москвы, и начнем мы сегодняшнюю программу с самого эффектного, самого футуристичного — по картинке, во всяком случае, — сюжета недели. Страшноватые творения Boston Robotix ищут себе нового хозяина. А может быть, уже нашли.

Трудно не припомнить в этой связи и другие очевидные приметы нашествия роботов. И, кстати, тоже гугловских — его нейросеть AlphaGo обыграла на этой неделе чемпиона мира по игре го, утешительно сдав ему лишь одну партию из пяти. Говорят, следующим полем битвы для AlphaGo может стать StarCraft, где стратегия должна быть иной, потому что, в отличие от го, с начала игры все игровое поле не видно и ходы соперника поначалу остаются тайной. В общем, опять война.

Ну, и нельзя не обмолвиться о том, что некий Skynet тоже уже существует — так называется принадлежащая Агентству нацбезопасности США нейросеть, которая следит за Пакистаном и Афганистаном, мониторит поведение 55 миллионов человек — точнее их местоположение, передвижение и сценарии использования сотовых телефонов — и на основе анализа этих данных решает, кто из них может быть террористом и за кем должны охотиться роботы-беспилотники Raptor.

Ну и если кому-нибудь все это не кажется достаточно кошмарным — на этой неделе умная винтовка на "Линуксе" победила чемпиона-снайпера с каким-то разгромным счетом. Причем для пущей убедительности умной винтовкой управляла женщина — Тайя Кайл, вдова самого известного снайпера-спецназовца Криса Кайла — это его биография легла в основу фильма "Американский снайпер".

Теперь к другим приметам будущего, не робототехническим. На этой неделе в Сан-Франциско проходила конференция разработчиков игр, GDC и там был анонсирован выход в продажу шлема виртуальной реальности от Sony.

Sony объявила цену и дату начала продаж шлема виртуальной реальности. Устройство, получившее название Playstation VR, должно появиться на прилавках уже в октябре этого года и обойдется покупателям в 400 долларов или евро — в зависимости от региона.

Дизайн финальной версии Playstation VR практически не отличается от прототипа, показанного двумя годами ранее. Устройство оборудовано OLED дисплеем с диагональю 5,7 дюйма и Full HD разрешением.

В комплект виртуальной реальности Sony помимо самого шлема войдут наушники и некий дополнительный модуль, соединяющий приставку Playstation 4 с устройством виртуальной реальности. Примечательно, что необходимая для правильной работы Playstation VR камера в комплект не входит.

Так же, как и контроллеры Playstation Move — их тоже придется покупать отдельно. Представители Sony утверждают, что камеры якобы и так имеются у всех пользователей Playstation 4. Так это или нет — сказать сложно, но сразу после этого заявления, цена на камеры Playstation Eye за границей вернулась к изначальным 60 долларам, хотя на протяжении последнего года их ценник не превышал 20.

Впрочем, несмотря на необходимость докупать периферию, виртуальная реальность Sony все равно оказалась существенно дешевле конкурентов. Так, цена на Oculus Rift начинается от 600 долларов. Шлем Vive, разрабатываемый HTC совместно с Valve, стоит больше 700. При этом, для работы им необходим мощный игровой компьютер, цена которого сегодня — не меньше 1000 долларов. В то время как для работы виртуальной реальности Sony нужна только консоль Playstation 4.

И, в продолжение темы виртуальных щлемоскопов и вообще, контента, в котором можно оглядываться — следующий сюжет. Панорамное, сферическое или просто "видео 360" — новый формат, который решили активно поддержать крупнейшие игроки IT-индустрии. Да и отечественные компании тоже не стоят в стороне. Как создается панорамное видео, в чем прелести и сложности, и как оно меняет саму структуру документального кино или репортажа — об этом прямо сейчас в программе Вести.net.

Google планирует запуск на видеопортале YouTube новой платформы с поддержкой стримминга с панорамным обзором. Об этом сообщили сразу несколько IT-изданий со ссылкой на источники, близкие к Google. Сроки запуска проекта пока остаются в тайне. В случае старта сферического "живого" вещания Google фактически полностью завершит создание экосистемы для 360-градусного видео.

В марте прошлого года корпорация Брина и Пейджа начала поддержку этого нового формата, и уже в июне обеспечила пользователей Google Cardboard возможностью просмотра таких видеороликов на смартфонах. В феврале 2016года IT-гигант принял на работу VR-евангелиста — им стал Скотт Брук, сооснователь стартапа Jaunt, специализирующийся на кинематографическом VR-контенте. Именно ему предстоит собрать вокруг Google партнеров, разрабатывающих ролики для виртуальной реальности.

Тут стоит добавить, что в прошлом году многие компании добровольно, по своей инициативе, включились в эту тему: New York Times, телеканалы ABC и Russia Today стали создавать репортажи в формате панорамного видео.

Однако этого явно мало — даже с учетом профессионалов и фанатов-любителей новых видео-технологий. Вероятно, поэтому в Google решили в том числе самостоятельно создавать ролики в формате 360 градусов.

Большая часть подразделений корпорации — Google Maps, Google Street View, Google Cultural Institute, Google Expedition, Spotlight Stories и другие — наравне со своим обычным контентом (фотографиями, мультфильмами, сканированием книг и оцифровкой картин и музеев) стали создавать и видео в формате 360 градусов. Причем они делают это вместе с крупными, узнаваемыми партнерами.

Например, Google Expedition выпустила ролик о процессе украшения Белого дома к рождественским праздникам, а затем буквально через месяц представила прогулку по Букенгемскому дворцу — все это в формате 360 градусов. То есть поворачивать видео можно наклоном смартфона или мышкой, если при просмотре использовать десктопный компьютер.

Google Cultural Institute стал выкладывать видео постановок оперных произведений в исполнении ведущих мировых коллективов. Записи опубликованы в формате 360°, что позволяет создать у зрителя полный эффект присутствия.

И это далеко не все. Нашей программе удалось побывать на съемке целого цикла видеоэкскурсий в формате 360 градусов, над которым Google работает вместе с разработчиком симулятора World of Tanks, студией Wargaming. В английском Чатеме на территории исторических доков снимаются передачи о военных кораблях Второй мировой в поддержку новой игры World of Warships. На съемках используется решение на базе двух экшен-камер GoPro и специальных линз типа "рыбий глаз" от японских производителей. Углы обзора камер – в 250 и 280 градусов – перекрывают друг друга, в результате чего выходное 4K-видео получается безшовным. Более того, двухкамерное решение — достаточно бюджетное, его цена не превышает тысячи долларов.

"Получается микс того, что мы делаем в медиапроизводстве, и отдельных элементов из геймдизайна, — поясняет Мэтт Дэли, главный продюсер спецпроектов компании Wargaming. — Главное отличие для зрителя в том, что вместо того, чтобы смотреть на шоу, вы, по сути, участвуете в нем".

"Таким образом, это видео даст зрителю возможность почувствовать себя в кают-компании, где отдыхали офицеры и моряки, — комментирует проект Александр Бобко, руководитель отдела глобальных спецпроектов компании Wargaming. — Почувствовать, как будто ты действительно побывал в моторном отделении или на мостике, откуда капитан руководил всем кораблем".

Желание инженеров свести число камер к минимально необходимым двум неслучайно. Сегмент бытовых камер круговой съемки развивается стремительно. Со своими вариантами камер в 360 градусов месяц назад в Барселоне выступили Sony, LG, Nikon и Samsung. Однако все еще остается множество вопросов в сценарном и контентном наполнении такого кругового видео, особенно если это цикл передач с ведущим. Довольно сложно предугадать, куда зритель захочет посмотреть в определенный момент, и тут, по сути, рождается новый формат, можно сказать, даже новый теле- или видеожанр.

"Как теперь ведущему общаться с аудиторией? Возможно, вы хотите услышать, что я буду постоянно всех окликать. Типа "эй, взгляни-ка сюда" и после держать паузу, чтобы даже стоящий ко мне спиной зритель успел развернуть камеру на голос, — говорит Дэн Сноу, телеведущий программ BBC. — Но правильный ответ я не знаю. Мы — пионеры направления, и как это будет работать, пока неясно".

Актуальным этот вопрос станет, если Google все-таки запустит свое потоковое вещание в формате 360 градусов. Технологически уже есть возможности для реализации такого вещания в реальном времени.

Другой вопрос в том, что сейчас качество такого видео оставляет желать лучшего, и не каждому устройству — смартфону или компьютеру — хватит мощности его воспроизвести. Однако, несмотря на сложности и кажущуюся непопулярность, кажется, на рынке все понимают, что создавать ролики и пробовать вещать в формате 360 градусов нужно.

Ведь на подходе век VR, а сферические видео оптимально подходят для просмотра в шлеме виртуальной реальности — будь то Cardboard от Google или Gear VR от Samsung, Vive от HTC, Oculus Rift и прочие. И когда VR-шлемы станут такими же привычными для нашей реальности, как смартфоны, вполне возможно, именно у Google окажется самая большая площадка с VR-роликами.

Если, конечно, Facebook ее не "подвинет": соцсеть чуть позднее, но тоже активно взялась за поддержку сферического видео — и технологическую, и контентную. Да и сам Цукерберг слишком уж часто в последнее время говорит о виртуальной реальности.

И, в общем, все эти рассказы — не то чтобы дело далекой перспективы и сказки для аналитиков. Вот, на этой неделе в Москве состоялся анонс Samsung, например. Конечно, анонс был посвящен не только и не столько Gear VR — хотя его активно использовали на мероприятии и не только на нем. Дело в том, что первые результаты нового флагмана "Самсунга" Galaxy S7 — а они очень недурные — в Европе он продается в два с половиной три раза лучше, чем S6 год назад, в России предзаказов собрали в три-четыре раза больше — отчасти завязаны на тот же самый шлем. Во время предзаказа Gear VR придавался к смартфону в качестве бонуса.

А теперь вернемся на игровую конференцию GDC. Не одними же VR-шлемами живет сейчас техносфера. Впрочем, и следующая тема тоже выводит нас в виртуальность — но дело не в этом.

На проходящей в Сан Франциско конференции разработчиков игр GDC 2016 компания CryTek продемонстрировала новую версию своего движка CryEngine и объявила о переходе на новую модель его распространения.

Пятая версия движка CryEngine — математической модели мира, на которой строятся игры CryTek — станет фактически бесплатной. Разработчики будут платить за него столько, сколько посчитают нужным.

Помимо этого CryTek открывает магазин CryEngine Marketplace, где разработчики могут покупать всевозможные заготовки для своих проектов. К примеру, 3D модели, звуки или текстуры.

Новый подход CryTek практически полностью наследует принципы популярного движка Unity 3d. Он тоже распространяется бесплатно, и тоже имеет магазин, где участники сообщества могут купить и продать разные компоненты для своих игр.

Таким образом, CryTek хочет привлечь к своему движку еще больше разработчиков. И для этого уменьшают порог входа для новых создателей игр. Однако, если вокруг Unity уже сложилось достаточно обширное сообщество разработчиков, то CryEngine пока только начинает свой путь в этом направлении. Поэтому сначала в магазине CryEngine Marketplace можно будет приобрести только то, что создали сами разработчики CryTek и несколько выбранных ими продавцов. Когда там появятся пользовательские заготовки, и будут ли они там вообще — пока неизвестно.

Среди других крупных нововведений в CryEngine стоит отметить появившуюся поддержку DirectX 12 и обновленный инструментарий для работы с устройствами виртуальной реальности: Oculus, Playstation и HTC Vive. Также компания CryTek выпустила приложение VRScore, которое определяет, хватит ли мощности у ПК для того, чтобы работать с виртуальной реальностью.

Традиционно перед тем, как приступить к работе над игрой, разработчики выбирают, будут ли они самостоятельно программировать свой собственный движок или купят права на использование уже существующего решения от сторонних производителей.

На рынке существует множество готовых игровых движков, но наиболее известные среди них можно пересчитать по пальцам. К лидерам можно отнести популярный среди независимых разработчиков Unity 3D и движок Unreal Engine от студии Epic Games, на котором основано большинство известных крупнобюджетных проектов. Примечательно, что оба инструментария сейчас доступны бесплатно. Разработчикам нужно платить роялти только в случае успешного выхода их игры в продажу.

Для некоторых студий, занимавшихся до этого исключительно собственными играми, разработка движков на продажу становится фактически основным родом деятельности. Так, к примеру, произошло с Epic Games и CryTek.

Последние прославились первой игрой из серии Far Cry и технологическим блокбастером Crysis. Но в последнее время в CryTek больше уделяют внимание не разработке игр, а своему движку, лицензию на использование которого они продают, частности, mail.ru group и tencent. Именно на CryEngine работают, помимо прочих, Armored Warfare: Проект Армата, популярный в России шутер Warface и рпг Monster Hunter Online.

И последняя история — горячий нынче тренд на ботов в мессенджерах. В Силиконовой долине мода на искусственных собеседников, которые предоставляют какую-то услугу, расцвела пышно года два назад, но до сих пор в пользовательских западных, по крайней мере проектах как-то серьезно к тренду отнесся лишь Павел Дуров со своим "Телеграмом", в котором для ботов существует платформа. Кстати, на днях тут появился восхитивший многих сценарий применения бота — запрещенная в Рунете пиратская библиотека "Флибуста" доставляет книги прямо в мессенджер по запросу — в обход блокировки. Шум в соцсетях это может и хорошо, но бот-пират долго просуществовать не сможет, да и привлекает внимание только специфической аудитории — что пользователей, что девелоперов.

Между тем уже 12 апреля начнется ежегодная конференция "Фэйсбука" F8 и там, по слухам, будет представлен бот-стор для мессенджера соцсети. Результатом может стать стремительное развитие новой индустрии — сравнимое по значению с появлением Эппстора на для айфона 8 лет назад. Только "айфонов" тогда было на руках шесть миллионов, а сейчас только у мессенджера "Фэйсбук" 800 миллионов активных пользователей. Сравнение с "эппстором" — не мое, автора статьи на Techcrunch и гендира Promptapp — одной из компаний, разрабатывающих ботов. Но, могут быть у этой микрореволюции и моменты, которые сейчас сложно представить.

Например бизнес-мессенджер "Слак" — а у него тоже есть своя платформа — разрабатывает бота-менеджера, который бы периодически присылал запрос сотруднику о состоянии дел — чем тот занимается — и рассылал бы потом ответ начальству, например — отсюда статистика рабочей эффективности и фактически большой брат по переписке. представляю, как будем всемы дергаться от сообщений бота-начальника, а также оправдания — что телефон сел а мессенджер все время вылетает.

А теперь время нашей постоянной десертной рубрики — "Фишка недели". На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами на неделю, не забываем про наши ежедневные новостные выпуски. Планета — пока!