PayPal совместно с аналитической компанией Data Insight обнародовали отчет о состоянии российской электронной коммерции за прошедшие 12 месяцев. Соответствующее исследование проходило в форме интернет-опроса. То есть, речь идет не о каких-то точных рыночных величинах, а именно об изменении покупательской активности российских интернет-пользователей во Всемирной сети. Впрочем, и она довольно интересна. Во-первых, исследователи заявляют, что число людей, покупающих или оплачивающих товары и услуги в Интернете — растет. В первую очередь это касается электронного банкинга. Россияне все чаще переводят друг другу деньги через интернет. Для примера, если год назад p2p-переводы производили 49 процентов пользователей, то теперь — 69 процентов. Сильнее всех растут платежи через электронные кошельки — за год на 42 процента. При этом, 46 процентов респондентов отметили, что p2p-транзакции помогают им заработать. То есть, речь идет о том, что россияне чаще продают друг другу товары из рук в руки. Это и ремесленная продукция, от пива до украшений и одежды, которая, действительно, по ощущениям, получила серьезное распространение за последний год. И, не в последнюю очередь, играет роль кризисный эффект, который отправил покупателей на вторичный рынок в поисках более дешевой альтернативы новым товарам. Самое интересное, что продается все это, по словам исследователей, почти исключительно через соцсети — а не известные сайты "из рук в руки", чьим уделом остаются в основном крупные товары, такие, как автомобили и недвижимость.

И вот еще один примечательный факт. Значительный рост платежей из-за рубежа. То есть, из России за границу нарастающим потоком двинулись товары. Причем, довольно неожиданных категорий. И на довольно неожиданные рынки сбыта.

"Основные корридоры это США, с огромным отрывом, дальше за ним идет Великобритания, Германия, Канада, Австралия. Скорее всего, это то, где живет русскоязычное население. То есть это вот основные такие страны. Покупают, в первую очередь, если мы говорим о категории товаров, это одежда, аксессуары, обувь. Это электроника. Дальше — развлечения, образование, все, что связано с диджитал, игры и так далее. Потом тревел. И физические товары, которые связаны с развлечением и образованием", — считает Ольга Лоншакова Коммерческий директор PayPal в России

Имеются в виду в основном книги и информационные носители с контентом. Так, у магазина Ozon около 70 процентов продаж за рубеж — это электронные и физические издания и фильмы на CD. Что довольно удивительно, если учесть быстрое отмирание формата CD, особенно на западе. Точных показателей роста продаж за рубеж исследователи не называют, но говорят, что речь идет о двузначных числах в процентном выражении. Главная причина очевидна — падение курса рубля, которое делает крайне выгодной покупку российских товаров за иностранную валюту.

Впрочем, опять же, никаких точных значений не называют. То есть, сравнить объем торговли в абсолютных показателях не с чем — оперируют только процентным ростом.

Любопытно, что в феврале Data Insight провели еще одно исследование, на этот раз независимо от PayPal, в котором оценили состояние рынка электронной коммерции уже на основании объективных данных — среднесуточного числа заказов в крупных интернет-магазинах. И внезапно оказалось, что за первые три месяца 2016-го года объем заказов вырос, по сравнению с аналогичным периодом прошого года, аж на 30 процентов. Большинство ритейлеров сумели увеличить продажи чуть ли не в полтора раза. Такие показатели исследователи объясняют шоковым фактором, который заставил российских покупателей резко снизить объем потребления после снижения курса рубля на стыке 2014-2015 годов. Выходит, что уровень роста онлайн-ритейла вышел, фактически, на докризисные показатели. Но, например, глава ассоциации дистанционной торговли России, Александр Иванов, считает, что объективных условия для такого роста нет. На своей странице в Фейсбуке он написал:

"Никакой статистики "против" у меня лично, правда, нет, но — мы что, не в одной стране живем? Да просто оглянитесь вокруг — что такого случилось, чтобы продажи скакнули на 30 процентов??? Рубль укрепился? Зарплаты выросли? Безработица "кончилась"? Потребительский шок, конечно, прошел, это — факт. Но это не сейчас случилось, а осенью, что чуточку скорректировало падение. С тех пор никаких "рывков" не наблюдается."