Привет, планета, это программа Вести.net, куда мы только что вернулись из поездки в Дублин, в лабораторию Mastercard, о чем расскажем позднее. А сейчас — к новостям недели. И начнем мы с одного из тех событий, которые всегда окружены мощнейшим информационным шумом вне зависимости от их реального содержания — анонса компании Apple, который в этот раз вызвал противоречивые, скажем так, отклики.

О чем речь? Большая часть интернет-комментаторов остались весьма разочарованной, потому что главным предметом анонса стал новый iPhone в корпусе модели позапрошлого года. В очередной раз мы услышали о том, что инновации закончились, и теперь речь идет о банальной попытке заработать и так далее. Но Apple всегда была коммерческой компанией, бизнесом, причем, еще каким: это самая дорогая корпорация мира. Конечно, существует проблема завышенных ожиданий. Компания столько раз задавала на рынке новые правила игры, что от нее ждут только революционных решений. Но революционного в том, что аппаратную часть iPhone 6S впихнули в корпус пятого, не много, а первый тесты показывают, что из-за меньшего экрана он работает быстрее и дольше, чем другие айфоны, а также Samsung S7. Во всяком разе, так утверждает журнал Forbes. А если учесть, что стоит он теперь дешевле всех прочих iPhone, за его судьбу на рынке переживать не приходится. Конечно, мне тоже было жалко, что не показали чего-то экстраординарного, но подождем осеннего анонса.

Интересно, что представление коммерческого продукта сопровождалось комментарием Тима Кука по поводу противостояния компании с ФБР. Мы рассказывали об этом не раз. Apple по-прежнему отказывается создавать специальную версию системы, которая позволила бы спецслужбам обходить шифрование данных на устройстве. Скандал этот разгорелся после того, как выяснилось, что ФБР не может получить доступ к информации одного из организаторов теракта в Сан-Бернардино.

Так вот, судебное заседание ФБР против Apple должно было состояться на следующий день после анонса, но было отложено по просьбе спецслужбы. Оказывается, помощь во вскрытии iPhone ФБРовцам пообещала израильская компания Cellebrite, причем найдены даже расценки на их услуги — за 15 тысяч долларов. Впрочем, это не конец противостояния. Даже если у израильтян получится, с каждой версией прошивки — а сейчас выпущена новая — уязвимости закрываются, и вскоре дискуссия о допустимости шифрования пойдет на новый виток.

***

Еще одна новость родом из Америки. Связана она с Островом Свободы, Кубой, которая до сих пор была практически свободна. И от Интернета тоже.

Google выиграл битву за Кубу. Так, по крайней мере, заявил американский президент Барак Обама после своего визита в Гавану. Напомню, в прошлом году кубинское правительство объявило своеобразный тендер на подключение страны к всемирной Cети. До сих пор Интернета на Острове Свободы не то, чтобы совсем нет — он раздается через публичные Wi-Fi точки. По всей стране их всего 35. То есть, если хочешь выйти в Сеть, идешь к одной из таких точек и ловишь сигнал вместе с десятками других таких же "ловцов".

Надо ли говорить, что качество этого Интернета едва позволяет вести переписку по электронной почте. При этом доступ к Wi-Fi платный: час пребывания в Интернете стоит от 2,5 до 5 долларов. Для справки: средняя зарплата в стране — около 20 долларов. Иных вариантов нет: домашний Интернет на Кубе отсутствует как понятие, мобильный — тоже.

И вот в прошлом году местные власти решили, что пора это менять. Решили, надо сказать, не совсем добровольно. Просто до января 2015 года страна жила под американскими санкциями, и руководство острова списывало все невзгоды на них. Мол, американцы нас блокируют, потому и Интернета у нас нет. При этом руководство умалчивало, что, кроме злых американцев, был еще добрый Уго Чавес, который в 2009 году за собственные деньги провел в страну из Венесуэлы первый оптоволоконный магистральный кабель. Кубинская сторона дар с благодарностью приняла, правда, никакой инфраструктуры со своей стороны строить не стала. В итоге кабель так и лежит на дне моря, зарастая полипами.

А потом санкции сняли, но Интернет так и не появился. Тогда кубинцы начали подозревать неладное, и власти решили, что пора действовать. Собственно, изначально проектов подключения было два: Google предлагал сделать это по беспроводной схеме, быстро накрыв остров 3G-сетью, Китай же предложил протянуть в страну еще один оптоволоконный кабель — из Мексики — и подключать дома и квартиры через ADSL-модемы. Это дороже и сложнее, однако план Пекина включал еще одно важное дополнение — "Великий китайский файервол". То есть, у правительства Кубы была бы возможность оградить своих пользователей от "нежелательных" сайтов.

Но у Google в рукаве был, очевидно, гораздо более крупный козырь. Компания приходит на кубинский рынок не одна: вместе с ней на остров высаживается внушительный IT-десант: Airbnb, PayPal, Priceline и Stripe.

Некоторые компании, например, Airbnb и Stripe, уже в той или иной степени вели бизнес на Кубе, но с развитием широкополосного Интернета намерены усилить свои позиции многократно. От этого серьезно выиграет и кубинская экономика, в первую очередь, за счет увеличения турпотока из США. Ну и, естественно, американские компании создадут рабочие места и смогут готовить местных IT-специалистов, которые, возможно, когда-нибудь создадут собственную кубинскую IT-индустрию.

Отметим, что это решение кубинским властям явно далось нелегко. В высшем руководстве страны немало политиков, которые выступают за жесткий контроль Интернета. Так, генерал Хуан Антонио Макадо Вентура, который плечом к плечу сражался с Фиделем и Раулем Кастро, а также Эрнесто Че Геварой во время революции, говорил, что "подарок" от Google — всего лишь попытка поселить контрреволюционную идею в умы кубинской молодежи. Впрочем, действительно ли план Google принят к исполнению, пока неизвестно. Официально ни в кубинском руководстве, ни в Google слова Обамы пока не подтвердили.

***

А теперь, что называется, к российским новостям. И даже не новостям — к исследованию. PayPal совместно с аналитической компанией Data Insight обнародовали отчет о состоянии российской электронной коммерции за прошедшие 12 месяцев. Соответствующее исследование проходило в форме интернет-опроса. То есть, речь идет не о каких-то точных рыночных величинах, а именно об изменении покупательской активности российских интернет-пользователей во Всемирной сети.

Впрочем, и она довольно интересна. Во-первых, исследователи заявляют, что число людей, покупающих или оплачивающих товары и услуги в Интернете, растет. В первую очередь, это касается электронного банкинга. Россияне все чаще переводят друг другу деньги через Интернет. Для примера, если год назад p2p-переводы производили 49 процентов пользователей, то теперь — 69 процентов. Сильнее всех растут платежи через электронные кошельки — за год на 42 процента. При этом 46 процентов респондентов отметили, что p2p-транзакции помогают им заработать. То есть, речь идет о том, что россияне чаще продают друг другу товары из рук в руки. Это и ремесленная продукция — от продуктов и косметики до украшений и одежды, которая, действительно, по ощущениям, получила серьезное распространение за последний год.

Не в последнюю очередь играет роль кризисный эффект, который отправил покупателей на вторичный рынок в поисках более дешевой альтернативы новым товарам. Самое интересное, что продается все это, по словам исследователей, почти исключительно через соцсети, а не известные сайты "из рук в руки", чьим уделом остаются, в основном, крупные товары, такие, как автомобили и недвижимость.

И еще один примечательный факт: значительный рост платежей из-за рубежа. То есть, из России за границу нарастающим потоком двинулись товары. Причем, довольно неожиданных категорий и на довольно неожиданные рынки сбыта.

"Основные коридоры — это США с огромным отрывом, дальше за ними идет Великобритания, Германия, Канада, Австралия. Скорее всего, это то, где живет русскоязычное население. То есть, это вот основные такие страны. Покупают, в первую очередь, если мы говорим о категории товаров, одежду, аксессуары, обувь, электронику. Дальше — развлечения, образование, все, что связано с digital, игры и так далее. Потом — travel и физические товары, которые связаны с развлечением и образованием", — считает коммерческий директор PayPal в России Ольга Лоншакова.

Имеются в виду, в основном, книги и информационные носители с контентом. Так, у магазина Ozon около 70 процентов продаж за рубеж — это электронные и физические издания и фильмы на CD, что довольно удивительно, если учесть быстрое отмирание формата CD, особенно на Западе. Точных показателей роста продаж за рубеж исследователи не называют, но говорят, что речь идет о двузначных числах в процентном выражении. Главная причина очевидна: падение курса рубля, которое делает крайне выгодной покупку российских товаров за иностранную валюту.

Впрочем, опять же, никаких точных значений не называют. То есть, сравнить объем торговли в абсолютных показателях не с чем — оперируют только процентным ростом.

Любопытно, что в феврале Data Insight провели еще одно исследование, на этот раз, независимо от PayPal, в котором оценили состояние рынка электронной коммерции уже на основании объективных данных — среднесуточного числа заказов в крупных интернет-магазинах. И внезапно оказалось, что за первые три месяца 2016 года объем заказов вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года аж на 30 процентов. Большинство ритейлеров сумели увеличить продажи чуть ли не в полтора раза. Такие показатели исследователи объясняют шоковым фактором, который заставил российских покупателей резко снизить объем потребления после снижения курса рубля на стыке 2014-2015 годов.

Выходит, что уровень роста онлайн-ритейла вышел фактически на докризисные показатели. Но, например, глава Ассоциации дистанционной торговли России Александр Иванов считает, что объективных условия для такого роста нет. На своей странице в Facebook он написал: "Никакой статистики "против" у меня лично, правда, нет. Но мы что, не в одной стране живем? Да просто оглянитесь вокруг. Что такого случилось, чтобы продажи скакнули на 30 процентов? Рубль укрепился? Зарплаты выросли? Безработица "кончилась"? Потребительский шок, конечно, прошел, это факт. Но это не сейчас случилось, а осенью, что чуточку скорректировало падение. С тех пор никаких рывков не наблюдается".

На поле переводов денег между людьми и платежей в Интернете работают не только интернет-игроки. Самую большую часть этих платежей по-прежнему обрабатывают глобальные игроки — Visa, Mastercard. И, несмотря на то, что во всем мире сейчас на руках около 5 миллиардов банковских карт, эти компании понимают, что этот инструмент, карта — а ему около 100 лет — должен меняться. И вроде бы понятно, каким образом — смартфонов-то на руках тоже несколько миллиардов.

Ну, а теперь наша любимая тема — беспилотно-дроновая, причем в исторически верном исполнении. И правда, кто же пиццу-то будет развозить, как не роботы. Международная сеть Domino's Pizza тестирует доставку пиццы с помощью роботов. Устройство получили название DRU — это аббревиатура от Domino's Robotic Unit. Робот-курьер оборудован четырьмя колесами, он способен развивать скорость до 18 километров в час и добираться до точки заказа, расположенной в радиусе 30 километров от базы. Высота бота составляет менее метра, однако багажного отделения достаточно для 10 пицц.

Робот создан совместно с разработчиками австралийского стартапа Marathon Robotics, который занимается в основном изготовлением автономных движущихся мишеней для военных и правоохранительных органов. Поэтому некоторые журналисты написали, что четырехколесного военного робота стоимостью в 22 тысячи долларов, созданного для того, чтобы уворачиваться от пуль на поле боя, "разжаловали в курьеры, и теперь он будет доставлять еду и напитки на дом". DRU способен перемещаться по тротуарам и велосипедным дорожкам самостоятельно, следуя карте и используя GPS-навигацию.

Встроенная сенсорная система LIDAR использует лазеры, чтобы выявить препятствия и рассчитать наилучший путь для их объезда. Когда пицца доставлена, клиенту нужно ввести уникальный код, выдаваемый во время оформления заказа.

Domino's сообщила, что без особой огласки уже провела тестирование четырехколесного роботизированного автомобиля на улицах Квинсленда в Австралии, где получила необходимые разрешения для работы с автономным транспортным средством у Департамента транспорта и магистральных дорог. Однако предстоит еще немало работы, прежде чем DRU станет доставлять пиццу на регулярной основе. По примерным оценкам компании, для этого понадобится около двух лет.

Открытым остается вопрос о безопасности самих роботов и способах борьбы с любителями халявы. Кроме того, пока использование роботов для доставки еды экономически нецелесообразно и проще нанять человека за небольшую сумму. Вполне вероятно, Domino's на данном этапе больше заботит маркетинговая выгода, нежели попытка оптимизировать доставку. Ведь эта пиццерия уже пыталась организовать доставку пиццы дронами, и идея эта, не получив одобрения, так и осталась нереализованной.

Тут же возникает вопрос о том, что, по сути, DRU — это беспилотный автомобиль, просто маленький и симпатичный, вероятно, не очень опасный для окружающий. Или не такой опасный, как "гугломобили", например. Тут мы можем только гадать. Стоит заметить, что в конце прошлой недели министерство транспорта США и Национальное управление безопасностью движения на трассах совместно с ФБР опубликовали сообщение с предупреждением водителей об угрозе хакерских атак на легковые и грузовые автомобили.

В сообщении не говорится, что органы обладают информацией о прецедентах взлома автомобилей, которые не были бы уже известны общественности. В нем содержится список советов, как защитить транспортные средства от хакеров, и рекомендации, что делать, если вы считаете, что ваш автомобиль был взломан, включая просьбу уведомить ФБР.

Другими словами, спустя восемь месяцев после того, как напоказ дистанционно был взломан джип Cherokee, власти начали всерьез говорить о взломе обычных автомобилей со встроенными компьютером, который отвечает сегодня в машине практически за все. А в это время почти на всех континентах Земли уже вовсю тестируются автомобили и вовсе беспилотные.

Ну а теперь рубрика, без которой мы никак не могли обойтись. "Фишка недели"! На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами на неделю. Не забываем про наши ежедневные новостные выпуски. Планета — пока!