Дети в возрасте 2–5 лет, которые проводят за экранами мобильных устройств больше времени, чем сверстники, получают более низкие баллы в тестах на развитие. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в научном журнале JAMA Pediatrics о педиатрии и детском здоровье.

В своей работе психологи Университета Калгари (США) изучили, какое влияние оказывают гаджеты на развитие 24-, 36- и 60-месячного ребенка. Воспитатели записывали, сколько времени дети в среднем проводили за экранами, а также оценивали их двигательные и коммуникативные навыки. Оказалось, что испытуемый в возрасте 2 лет, увлеченный смартфоном или планшетом, в целом развит хуже 36-месячного, а 3-летний — хуже 60-месячного.

Ученые объясняют свои выводы очень просто: занятый мобильным устройством ребенок не ходит, не играет и не общается с другими людьми. Дошкольник не проявляет физической активности и, как следствие, его базисные навыки не получают развития. "Когда они сидят за экранами, не происходит важных взаимодействий родитель-ребенок", — пояснила ведущий автор исследования Шери Мэдиган.

Что важно, ребенок, который проводил за экраном больше времени, обычно получал более низкие баллы, но не у всех детей с низкой оценкой было больше экранного времени. "Когда маленькие дети смотрят на экраны, они могут упускать важный момент для практики и совершенствования межличностных, двигательных и коммуникативных навыков, — сказала Мэдиган. — Например, когда дети смотрят на экраны без вовлечения интерактивного или физического компонента, они ведут более сидячий образ жизни и, следовательно, не практикуют крупную моторику, такую как ходьба или бег, что может вызвать задержки в развитии этой области".

Другими словами, играет роль не количество времени как такового, проведенного за экраном, а когда оно замещает другие виды деятельности, в первую очередь физическую активность и живое общение с людьми. Поэтому, говорят ученые, в период раннего развития ребенка родителю важно не только контролировать экранное время, но и самому уделять ему больше внимания.