Производитель электромобилей Tesla провел накануне вечером встречу для инвесторов, где глава компании Илон Маск рассказал о новых технологиях и планах развития бизнеса. Самое, пожалуй, фантастичное заявление: уже в 2020-м все владельцы Tesla смогут зарабатывать на них до 30 000 долларов в год.

Tesla-кормилица

По словам Маска, благодаря новым, разработанным Tesla самостоятельно и изготавливаемых на фабриках Samsung чипам и будущим версиям ПО автопилота, автомобили компании (включая те, которые продаются сейчас) смогут уже в 2020-м году передвигаться по дорогам полностью самостоятельно. Компания собирается выпустить приложение, работающее по аналогии с Uber: владельцы автомобилей, зарегистрировавшись в нём, смогут сдавать свои машины в аренду в качестве роботакси через Tesla Network на то время, пока не пользуются ими. Всего автомобилей, которые можно будет подключить к системе, будет около миллиона.

Маск утверждает, что себестоимость поездки на роботакси с автопилотом будет на порядок ниже, чем поездки в Uber или Lyft — 18 центов против 2-3 долларов за милю. Подрабатывая в течение года в качестве такси, Tesla сможет принести владельцу валовый доход в размере 30 000 долларов, или более 300 000 долларов за всё время службы автомобиля. Сама компания претендует лишь на 10% от суммы, которую заплатят за поездки пользователи сервиса.

Если верить фантастической картине, нарисованной главой компании (и разделять его надежду, что проект сочтут безопасным и к концу 2020-го одобрят регуляторы), покупать любой другой автомобиль сегодня представляется экономически нерациональным. "Ключевая идея, которую сейчас стоит усвоить потребителям, это что с финансовой точки зрения сегодня покупать любой автомобиль кроме Tesla — безумие, — заявил Маск. — Через три года это будет все равно что держать лошадь. То есть, ничего плохого во владении лошадью нет. Но принимать решение следует исходя из этого".

"Лидары — глупость, рулям осталось два года"

Илон Маск всегда отличался своим, уникальным видением путей развития автономного транспорта. Если другие компании, работающие в этой области — Uber, Lyft, входящая вместе с Google в холдинг Alphabet Waymo — делают ставку на лазерные дальномеры (лидары), в Tesla уверены, что автомобилям для автономности достаточно гораздо более дешёвых датчиков, радаров и камер. А ключевая задача при этом — правильно натренировать основанное на нейросетях программное обеспечение, чем уже сейчас ежедневно и занимаются, обмениваясь данными, 425 000 электрокаров компании.

"Лидары — глупость, — заявил Маск. — Все, кто на них полагаются, обречены". По его мнению, это дорогостоящие сенсоры, которые не нужны — сродни аппендиксу в человеческом организме. Пригодится они могут разве что в космосе — например, SpaceX использует их в системе стыковки кораблей к космической станции.

По мнению Маска, разработанный компанией самостоятельно на замену процессору от Nvidia (партнёрство с которой расторгли) чип, используемый в бортовых компьютерах Tesla, является самым совершенным решением такого рода на рынке сегодня. В компьютере чипа два: если откажет один, второй моментально перехватит управление. В итоге, по словам Маска, вероятность, что роботакси потеряет управление, ниже, чем что у водителя случится инсульт.

Глава Tesla также заявил, что классическим органам управления автомобилем — рулям и педалям — осталось недолго. Маск уверен, что через два года его компания будет выпускать автомобили без них.

Отвлекающий манёвр

Скептики уже отметили, что инвесторов собрали, чтобы поделиться с ними картиной фантастического будущего, именно в этот день не просто так. 24 апреля Tesla должна будет обнародовать финансовый отчёт за первый квартал, и хороших новостей в этом отчёте, вероятно, будет немного. Скорее всего, компания после двух прибыльных кварталов опять начала терять деньги на фоне рекордного — на 31% — падения продаж. Сейчас акции Tesla стоят на 18% меньше, чем годом ранее.