ТЕХНОЛОГИИ И ЖИЗНЬ
ПРОЕКТ ВЕСТИ.RU

Mail.Ru Group и "Сбербанк" создают конкурента "Яндекс.Такси"

Амбициям крупнейшего российского банка в области основанных на IT потребительских сервисов тесно в рамках партнерств с "Яндексом" и Rambler. "Сбербанк" и Mail.Ru Group сообщили утром в четверг о планах создать совместное предприятие на базе сервиса такси "Ситимобил", доставки еды Delivery Club и компании "Фудплекс", которую банк развивает вместе с Rambler Group. Стоимость предприятия может составить порядка 100 млрд рублей.

В пресс-релизе партнёров говорится, что задача создаваемого по принципу равного участия (доли 50 на 50%) СП — создать "ведущую российскую платформу" в области O2O (online-to-offline) сервисов транспорта и питания. Если за 12 месяцев после сделки компания достигнет целевых показателей, партнёры инвестируют в неё 64 млрд рублей для развития бизнеса, консолидации существующих активов и покупки новых.

Mail.Ru Group внесёт в СП 100% Delivery Club и 22,69% "Ситимобил", а также доли и опционы в нескольких других компаниях, работающих в смежных отраслях. При этом интернет-холдинг обязуется до закрытия сделки консолидировать в СП не менее 75% акций "Ситимобил". Также компания внесёт в СП 7,7 млрд рублей на безусловной основе и до 5,1 млрд — при условии достижения вносимыми активами за год нужных показателей.

Вклад "Сбербанка": 35% в сервисе "Фудплекс" (объединяет сервис отзывов на рестораны, программу для управления ресторанами и систему для платежей по счёту без официанта и безналичных чаевых Plazius) и около 38 млрд рублей. Инвестирование ещё 13 млрд зависит от достижения "Ситимобилом" и Delivery Club за год нужных KPI.

В результате сделки сервисы "доставки услуг до двери потребителя" интегрируют в экосистемы "Сбербанка" и Mail.Ru Group. Как пишут "Ведомости", Delivery Club и "Ситимобил" смогут активнее расширяться в регионах. Партнёры не исключают, что через несколько лет их совместное предприятие может провести IPO.

Президент "Сбербанка" Герман Греф с 2014-го входит в совет директоров "Яндекса" как неисполнительный директор, банк также владеет "золотой акцией" поисковика, позволяющей блокировать крупные сделки с его акциями. Представитель "Сбербанка" не ответил на вопрос, возникает ли в виду этих обстоятельств в результате нового партнёрства с Mail.Ru Group конфликт интересов.

"Сбербанк" владеет системой платежей "Яндекс.Деньги", кроме того, у "Сбербанка" и "Яндекса" есть своё совместное предприятие в области розничной интернет-торговли — "Яндекс.Маркет", владеющее маркетплейсом "Беру". В начале июля в СМИ появились слухи, что руководство госбанка разочаровалось в этом партнёрстве, не сумев получить большего операционного контроля.

Новое СП "Сбербанка" и Mail.Ru Group станет прямым конкурентом "Яндекса", развивающего аналогичную экосистему сервисов на базе "Яндекс.Такси", куда входят фудтех-сервисы "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Шеф".

Вот как источник в "Яндексе" прокомментировал изданию The Bell анонсированную "Сбербанком" и Mail.Ru сделку: "Вообще-то "Яндекс" привык конкурировать с транснациональными компаниями с их огромными ресурсами, а также госкомпаниями, имеющими неограниченные возможности по использованию денег государства и граждан. "Яндекс" в этой конкуренции чувствует себя уверенно, поскольку опирается на огромный интеллектуальный потенциал — как самой компании, так и страны в целом".