Средний возраст: чего добилась Microsoft за 40 лет

В 1975 году два тинейджера, Билл Гейтс и Пол Аллен, создали свой первый программный продукт. Сегодня с Microsoft прочно ассоциируются такие бренды, как Windows, Xbox, Kinect, Surface и многие другие. К 40-летнему юбилею компании Вести.Hi-tech вспомнили самые успешные продукты софтверного гиганта.

В 1975 году два тинейджера, Билл Гейтс и Пол Аллен, вдохновившись статьей в журнале Popular Electronics о компьютере Altair 8800, создали свой первый программный продукт — интерпретатор языка программирования Altair BASIC. А 4 апреля они учредили собственную компанию, тогда известную как Micro-soft. За 40 лет она выросла в одну из крупнейших американских корпораций, а ее основатели стали одними из самых богатых людей в мире.

Сегодня с Microsoft прочно ассоциируются такие бренды, как Windows, Xbox, Kinect, Surface, Office, Windows Phone и многие другое. К юбилею компании Вести.Hi-tech вспомнили самые успешные продукты софтверного гиганта.


Altair BASIC 

В конце 1974 года Гейтс и Аллен, будучи студентами Гарвардского университета, поняли, что могут улучшить производительность Altair 8800 при помощи языка Basic. Они обратились к Эдварду Робертсу — основателю компании MITS, выпускавшей компьютер — с предложением включить их интерпретатор в систему. Причем на тот момент основатели Microsoft не располагали ни законченной программой, ни даже самим Altair 880. Готовый продукт был создан в рекордно сжатые сроки, а Робертс согласился распространять его вместе с компьютером.

Altair BASIC сыграл важную роль в становлении компании. Почти вся выручка приходилась на интерпретатор до начала 1980-х, пока Microsoft не перешла на MS-DOS.


MS-DOS

В 1979 году офис Microsoft переехал из Альбукерке в Бельвью (штат Вашингтон). В 1981-м Гейтс стал президентом и председателем совета директоров, а Аллен — исполнительным вице-президентом.  Это произошло за несколько недель до того, как IBM представила свой первый персональный компьютер с 16-разрядной "операционкой" Microsoft — MS-DOS 1.0. Эта платформа понимала только текстовые инструкции, введенные в командную строку. Столь распространенного сегодня графического интерфейса у этой системы не было.

Пути друзей разошлись в 1983-м. Аллен, оставив управление молодой процветающей компанией, сохранил за собой долю, которая позже сделала его миллиардером. В том же году вышла вторая версия "оси" с командной строкой, вместе с моделью IBM PC-XT. Позже Microsoft начала лицензировать код другим производителям под названием MS-DOS.

Вопреки распространенному мнению, автором MS-DOS был не сам Билл Гейтс и его компания, а Тим Патерсон из Seattle Computer Products, который разработал систему QDOS (Quick and Dirty Operating System, дословно — "Быстрая и грязная операционная система"). Эта ОС была необходима для тестирования для компьютера SCP на базе 16-битного микропроцессора Intel 8086. Вскоре QDOS поступила в коммерческую продажу под названием 86-DOS.

Чуть позже корпорация IBM разработала компьютер, который основывался на схожем чипе Intel 8088. Чтобы подобрать к нему операционную систему, руководство IBM встретилось с малоизвестным тогда Биллом Гейтсом. На встрече молодой со-основатель Microsoft заявил, что написал для них операционную систему, но в действительности купил у Патерсона лицензию на 86-DOS за 50 тысяч долларов.

27 июля 1981 года Microsoft доплатила еще 75 тысяч долларов и получила полные права на распространение 86-DOS. В тот же день Гейтс переименовал платформу в MS-DOS (Microsoft Disk Operating System — "Дисковая операционная система Microsoft").

За всю историю MS-DOS было выпущено восемь крупных версий. От дальнейшей поддержки этой операционной системы Microsoft отказалась в 1994 году. Последняя стабильная версия платформы была выпущена в сентябре 2000 года.


Windows

MS-DOS главенствовала на рынке почти 15 лет. В середине 90-х ее начали вытеснять ОС с графическим интерфейсом, прежде всего — семейства Windows 3.х, которые Microsoft начала выпускать с начала 1990-х годов. С появлением в августе 1995 года Windows 95 популярность MS-DOS окончательно сошла на нет. Эта версия пользовалась огромным успехом: она разошлась тиражом в 7 миллионов копий за первые пять недель после релиза. В ней впервые появились знакомые многим меню "Пуск", панель задач, а также кнопки для закрытия и сворачивания окон.

Но первой версией Windows была 1.0, появившаяся на свет в ноябре 1985-го. Правда, она не была операционной системой в современном понимании этого слова. Несмотря на ограниченную поддержку многозадачности, самая первая версия Windows была лишь графической "оболочкой" для MS-DOS (более старшей платформы от Microsoft с поддержкой командной строки и без графического интерфейса, выпущенной в 1981 году).

Розничная стоимость Windows 1.0 в 1985 году составляла 99 долларов. На презентации операционной системы глава Microsoft Билл Гейтс назвал эту платформу "уникальным программным обеспечением", которая предоставит "беспрецедентные возможности для сегодняшних пользователей и послужит основой для развития аппаратного и программного обеспечения в последующие годы".

Сегодня Windows — это жемчужина всей продуктовой линейки Microsoft. Большие надежды компания возлагает на Windows 10, которая запланирована к релизу этим летом. В тестировании "десятки" приняли участие почти три миллиона человек по всему миру.


Office

Первая DOS-версия Word (под названием Multi-Tool Word для Xenix-систем) появилась в 1983 году, а в 1989-м редактор был переведен на систему Windows. Четыре года спустя он начал приносить Microsoft почти половину выручки на рынке софта для обработки текстов. Компания позиционировала Word как суперпростой продукт, которым может с легкостью овладеть любой пользователь. В отличие от большинства программ MS-DOS того времени, в Word можно было пользоваться мышкой, отменять действия, подчеркивать текст, выделять его полужирным и курсивом.

Настоящий прорыв произошел в августе 1988 года, когда на выставке COMDEX в Лас-Вегасе Гейтс представил Microsoft Office — комплект из "офисных" программ. Помимо Word, он включал в себя Excel для электронных таблиц и PowerPoint для презентаций. На протяжении многих лет Office традиционно является одним из самых продаваемых продуктов Microsoft.

Сегодня Office остается одним из самых востребованных ПО компании. По официальной статистике, им пользуется свыше 1 миллиарда человек из 125 стран. А мобильные приложения для iPhone/iPad скачали более 80 миллионов раз.


Exchange Server

К самым успешным бизнес-программам, наряду с Office, следует отнести Exchange Server. Первая его версия вышла в апреле 1993 года. ПО, функционирующее на стороне сервера Windows Server, предоставляет доступ к календарям, почте, задачам с Outlook, адресной книге, голосовым функциям, мобильному клиенту ActiveSync и многим другим сервисам.


Xbox

Xbox закрепила за Microsoft титул успешного производителя "железа".  На многомиллиардный рынок игровых приставок, где тогда доминировали Sony и Nintendo, компания вышла в ноябре 2001 года. Популярности консоли 1-го поколения способствовали эксклюзивные игры, такие как Halo, мощная начинка, а также онлайн-сервис Xbox LIVE, позволявший геймерам играть друг с другом по Сети.

В США первая Xbox была распродана очень быстро. За три месяца было куплено 1,54 миллиона устройств: это больше, чем PlayStation 2 и Wii. В 2005-м последовала модель Xbox 360, а в 2013-м — Xbox One.


Kinect

Не малую роль в успехе Xbox сыграл бесконтактный контроллер Kinect, вышедший для Xbox 360 в 2010 году. Аппарат позволял "общаться" с приставкой при помощи голоса и жестов. Алгоритмы для него разработала израильская PrimeSense, впоследствии приобретенная Apple. Со временем Microsoft начала продавать Kinect отдельно от приставки, также была выпущена Windows-версия контроллера.

Периферийное устройство тоже оказалось очень успешным: во многом благодаря громкой и дорогой рекламной кампании. С октября 2010 года Microsoft тратила полмиллиарда долларов на маркетинг контроллера. Реклама новинки размещалась буквально на всем — от банок с газировкой до коробок с хлопьями, Интернете, журналах и на телевидении.

В результате всего за 60 дней после релиза Kinect компании удалось продать более 8 миллионов штук, заработав 1,5 миллиарда долларов. Гаджет даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса: он стал самым быстропродаваемым потребительским устройством для развлечений в истории.

В 2013 году Kinect One получил крупное обновление. Устройство 2-го поколения оснащается более "глазастой" камерой и несколькими микрофонами, которые четче распознают голосовые команды. Также Kinect научился работать в инфракрасном спектре, так что им можно пользоваться в плохо освещенных помещениях. Помимо этого, контроллер может понимать команды от шести человек, одновременно находящихся в кадре, и даже считывать их пульс.


Windows Phone

Microsoft имеет долгую историю на мобильном рынке. Основного внимания в последние годы заслуживает платформа Windows Phone — преемница Windows Mobile и Zune, вышедшая в октябре 2010 года. В отличие от той же Windows Mobile, семейство WP рассчитывалось в первую очередь на обычных пользователей, а не бизнес. За пять лет было выпущено несколько крупных версий ОС — WP 7, WP 8, WP 8.1, однако ни одной из них не удалось завоевать хоть сколь-нибудь значимую долю на мобильном рынке. Ситуацию вполне способна выправить Windows 10, которая появится этим летом.

"Единая" система будет тесно интегрирована между разными устройствами — смартфонами, компьютерами, планшетами, ноутбуками. Например, если отклонить какое-либо уведомление в мобильной версии Action Center на смартфоне, оно пропадет и на ПК с Windows 10. Мобильная "десятка" также получил "приглаженный" интерфейс, новые возможности клавиатуры, улучшенный мессенджер и предустановленные приложения Office.

Вместе с этим продолжает активно развиваться магазин Windows Store. На сегодняшний день в нем собрано более 585 тысяч приложений.


Surface

С 2012 года Microsoft занимается выпуском не только смартфонов, но и планшетников. Устройство 1-го поколения под брендом Surface вышло в октябре 2012 года. Новинка не угодила пользователям: аппарат в основном хвалили на мощную начинку, а ругали — за "сырость" операционной системы Windows RT (на ней нельзя было запускать полноценные Windows-приложения для рабочего стола), отсутствие 3G-модуля и невысокое разрешение 10,6-дюймового экрана. В связи с уценкой устройств в 2013 году компания потеряла на них почти миллиард долларов.

Но уже год спустя дела пошли в гору. Так, в конце 2014-го Microsoft выручила от продаж различных моделей Surface $908 миллионов. В том же году была выпущена флагманская "таблетка" — Surface Pro 3 с тонким корпусом, узкими рамками вокруг дисплея, многопозиционной подставкой, множеством портов. Она также поддерживает ввод при помощи стилуса, имеет вентиляторную систему охлаждения и способен передавать видео на внешний 4K-монитор.

Однако "профессиональный" планшет, который позиционировался как замена ноутбуку, могли позволить себе далеко не все. Чтобы расширить аудиторию, совсем недавно Microsoft анонсировала "бюджетную" модель Surface 3. От предшественников она отличается полноценной Windows 8.1 (с возможностью бесплатного обновления до Windows 10), а не "урезанной" RT-версией, и последними чипами Intel Atom x7. При этом с точки зрения дизайна 500-долларовая новинка ничем не отличается от "Pro-версии".


HoloLens

HoloLens — наверное, самый амбициозный проект Microsoft последних лет. Футуристические очки были представлены в конце января, вместе с Windows 10. Они предназначены для просмотра так называемых "голограмм" Windows Holographic — виртуальных объектов, вплетенных в реальный мир. Гаджет обладает собственным процессором, графическим чипом, акустической системой и массой датчиков, провода или компьютер ему не нужны.
 
Применений такому устройству может быть множество. Надев очки, пользователь сможет видеть перед собой, к примеру, "парящего" в воздухе собеседника в Skype, прогноз погоды или виртуальный телевизор с трансляцией футбольного матча. Вокруг "голограмм" можно не только ходить и наблюдать их с разных ракурсов, но и взаимодействовать с ними — перемещать, растягивать, уменьшать или вовсе убирать из поля зрения.

Недавно компания призналась, что над играми для HoloLens уже вовсю трудится внутренняя студия Microsoft. В будущем возможность создавать игры "дополненной реальности" будет предоставлена и сторонним разработчикам.