Вещь вне себя. Как подключение к Интернету всего на свете изменит мир

Если прогнозы аналитиков сбудутся, через каких-то 5–10 лет подключенными к Сети окажутся многие окружающие нас вещи — дверные замки, пылесосы и даже зубные щетки. Сегодня компании активно выстраивают экосистемы вокруг собственных продуктов. Их попытки проследили Вести.Hi-tech.

Если прогнозы аналитиков сбудутся, через каких-то 5–10 лет подключенными к Сети окажутся многие окружающие нас вещи — дверные замки, пылесосы и даже зубные щетки. И хотя проявления Интернета вещей видны уже сейчас (телефоны, "умные" часы, фитнес-браслеты), претворение этой концепции в жизнь сдерживает фактор соперничества — вместо того чтобы думать о совместимости устройств, компании активно выстраивают экосистемы вокруг собственных продуктов. Их попытки проследили Вести.Hi-tech.

Само понятие Интернета вещей (Internet of Things, IoT) ввел в 1999 году британский инженер Кевин Эштон, автор международной системы стандартов для радиометок (RDIF) и других сенсоров. Эту концепцию ученый трактовал как сеть, состоящую из физических объектов, — или "вещей", — которые обладают доступом к глобальной интернет-инфраструктуре посредством встроенной в них электроники.

Если не брать в расчет коммерческое применение, для потребителей понятие Интернета вещей неразрывно связано с системами "умного" дома. В "подключенном" IOS-мире устройства могут "общаться" друг с другом, обмениваясь различной информацией (о комнатной температуре, освещении, местонахождении человека и т.п.). "Интеллектом", при наличии чипа и совместимого сетевого протокола, может быть наделена любая вещь: от чайника до кондиционера.

Наглядный пример дома будущего весной привела компания Apple. На презентации Apple Watch она показала, как при помощи смарт-часов (использовалось приложение Alarm.com) можно дистанционно открывать гаражные ворота.

А LG в прошлом году начала продажи домашней техники, которая умеет общаться с человеком при помощи смартфона. Переписываясь с "умными" приборами в мессенджере Line, у холодильника можно запросить фотографию содержимого морозильной камеры, чтобы купить недостающие продукты, стиральной машинке — приказать закончить стирку к приходу домой, а у микроволновой печи — узнать, какие нужны ингредиенты для приготовления блюд.

Перспективы Интернета вещей оцениваются более чем оптимистично. По прогнозу, сделанному несколько дней назад аналитической фирмой International Data Corporation (IDC), в 2015-м объем IoT-сектора (во всех сферах, включая ритейл, транспорт и здравоохранение) вырастет на 15%. Разработчик систем хранения EMC в этом месяце также предсказал, что в 2020 году к Интернету будет подключено свыше 30 миллиардов устройств, которые сгенерируют 44 зеттабайт данных (один ЗБ равняется миллиарду терабайт). Для сравнения, на сегодня общее количество оцифрованной информации во всем мире оценивается в 6,5 ЗБ. А в Huawei ожидают, что к 2025 году количество устройств Интернета вещей возрастет до 100 миллиардов (к ним эксперты относят телефоны, часы, телевизоры, пылесосы, другую бытовую электронику).

Чтобы быть "умной", вещь должна обладать двумя ключевыми компонентами: процессором и общим сетевым протоколом. Первый служит для подключения (микросхема может включать Wi-Fi, NFC, Bluetooth-маячок), второй — выступает в роли "языка общения", без которого часы Apple Watch, условно, не поймут, какую информацию до них хочет донести прибор другого производителя. Вокруг них и сосредоточена основная борьба среди ведущих компаний. Поскольку IoT-рынок сулит огромными прибылями, конкуренция на этом поле обостряется с каждым днем. Крупные участники почти не делают попыток договориться, пытаясь унифицировать софт и "железо" каждый по-своему.


Huawei и Tencent

Только за последний месяц две китайские фирмы анонсировали операционные системы для Интернета вещей. Tencent, один из крупнейших провайдеров в КНР, в конце апреля представил основанную на Android платформу TencentOS (или TOS+), в которую будут заложены мобильные платежи, функция распознавания голосовых команд и магазин приложений. Она позволит телекоммуникационной компании расширить аудиторию своих сервисов, таких как соцсеть QQ и мессенджер WeChat, интегрировав их на системном уровне. TOS+ будет лицензироваться производителям бесплатно, но при условии отчислений Tencent из выручки.

Следом свою платформу для Интернета вещей показала Huawei. Lite OS с "весом" около 10 килобайт будет пригодна для установки даже на самые крошечные устройства. Как выразился представитель компании Уильям Сюй, даже простая электрическая зубная щетка однажды сможет определить, "как часто и насколько эффективно вы чистите зубы, и подсказать, когда и как лучше это делать". При этом Huawei четко дала понять, что задача Lite OS — только предоставить открытую технологию для вывода гаджетов в Сеть. Соперничать с производителями "умных" гаджетов, а также с платформами для смартфонов она не намерена. "Мы хотим обеспечить подключение, но не сами устройства", — уточнил Сюй.


Apple

Американский производитель видит "подключенное" будущее в HomeKit — собственной платформе, которая предназначена для управления домашней электроникой (бытовой техникой, освещением, сигнализацией, дверями гаража и т.д.) при помощи i-гаджетов. Анонсируя API летом прошлого года, компания объявила, что HomeKit использует некий "общий протокол" для безопасной коммуникации устройств друг с другом. С ним будет совместима продукция Philips (выпускает, например, "умные" лампочки Hue), Broadcom, Skybell и Kwikset.

В ноябре Apple запустила программу сертификации "железа" с поддержкой HomeKit, выпускаемого сторонними производителями, а неделю назад заявила, что первые HomeKit-совместимые устройства начнут продаваться уже в июне. "У нас уже есть десятки партнеров, готовых вывести аксессуары HomeKit на рынок", — сказала сотрудница пресс-службы Труди Мюллер. Некоторые из них, как ожидается, будут показаны на конференции WWDC 2015 в следующем месяце.

Формально интерес Apple к Интернету вещей, подобно Tencent и Huawei, ограничен софтом. Тем не менее, год назад появилась информация, что i-компания якобы сформировала внутреннее подразделение, занимающееся разработкой аппаратных продуктов для "умного" дома. Они будут глубоко интегрированы со спектром "яблочных" устройств — iPhone, iPad, ноутбуками MacBook, компьютерами iMac и другими.


Samsung

Очень высокий интерес к Интернету вещей с прошлого года проявляет Samsung. Корейская фирма, например, анонсировала новый сетевой протокол Thread для коммуникации между устройствами. Пока он стал самым крупным результатом сотрудничества нескольких IT-компаний. В создании Thread также поучаствовали Nest Labs (принадлежит Google), ARM, Freescale, Silicon Labs, Yale Security и Big Ass Fans — производители чипов, "умных" замков, термостатов, потолочных вентиляторов и других приборов.

Разработчики посчитали, что Thread, будучи маломощным протоколом ячеистой сети c поддержкой IPv6, лучше всего подходит для домашней автоматизации. Он менее энергозатратен, чем Wi-Fi, и при этом, в отличие от Bluetooth, позволяет объединить в сеть 250 и более устройств. Тем не менее, создателям Thread еще только предстоит убедить производителей электроники встраивать чип 802.15.4 в их продукцию.

Вскоре Samsung приобрела стартап SmartThings, занимавшийся подключением повседневных бытовых приборов и предметов к Сети. Его технология позволяла отслеживать статус различных приборов и управлять ими через приложения для iPhone или Android. По слухам, корейцы заплатили за американскую компанию порядка 200 миллионов долларов.

А несколько дней назад Samsung представила аппаратную платформу Artik для подключения широкого спектра устройств: фитнес-трекеров, лампочек, камер видеонаблюдения и беспилотников. На одной плате, которая будет стоить меньше $10, разместятся процессор, коммуникационные модули, сенсоры и другие компоненты. Самый дорогой вариант микросхемы (около $100), размером с две почтовые марки, будет включать в себя 8-ядерный чип и 32 ГБ флеш-памяти. Компания намерена оснащать Artik многие свои продукты, включая телевизоры, бытовую технику и смартфоны.


Google

Потенциал IoT-рынка в 2014 году почувствовала Google, которая заплатила рекордные $3,5 миллиарда за производителя "умных" термостатов и детекторов дыма Nest. В том же году интернет-поисковик объявил о запуске проекта Pyshical Web, который призван облегчить повседневное взаимодействие человека с окружающими его предметами. 

Его суть состоит в создании открытой экосистемы для "умных" устройств, подключенных к Сети. Компании, встроив в физические объекты (автобусы, торговые автоматы, рекламные щиты и пр.) Bluetooth-мачок, могли бы присваивать им собственные URL-адреса (как сайтам в Интернете), а пользователи — соединяться с ними через Android или iOS-приложение.

Так, запустив "чудо-программу", можно будет оплатить парковку, отследить прибывающий транспорт, заказать пиццу или купить бутылку с водой. Сроки запуска Physical Web неизвестны.

В Google, по-видимому, строят далекие планы на Интернет вещей. Как стало известно несколько дней назад, компания вот-вот запустит операционную систему для "подключенных" устройств. По информации Fortune, новый проект не имеет отношения к Nest. Brillo, так должны назвать платформу, будет "весить" очень мало, а ее безопасности поисковик уделяет самое пристальное внимание. Как ожидается, Brillo анонсируют на конференции Google I/O, которая состоится на следующей неделе.


Чипмейкеры

Интернетом вещей также интересуются ведущие производители процессоров, в частности Intel и Qualcomm. В конце 2013-го Intel сформировала IoT-подразделение, а год спустя представила платформу для коммуникации "умных" приборов. Не отстает и Qualcomm, которая примерно в то же время анонсировала свой протокол — AllJoyn IoT, исходный код которого открыт.

Кроме того, Qualcomm уже производит аппаратную платформу для Интернета вещей. Области применения чипов QCA4002/4004 с Wi-Fi — системы "умного" дома (освещение, розетки), кондиционеры и другие электроприборы. Ими, например, уже оснащается стиральная машина компании Haier.

Источники: Datamation, The Wall Street Journal, Retailgazette, пресс-релиз Huawei, Fortune, ITPro