vestihitech Читайте нас в Telegram

Сделка века в российской интернет-торговле, как будет выглядеть будущий смартфон из Купертино, почему искусственное зрение автомобилей боится черно-белых бумажек и что задумала самая большая социальная сеть планеты: главные темы индустрии высоких технологий за неделю прямо сейчас в итоговом выпуске программы Вести.net.


Привет, планета, это итоговая программа Вести.net. Cкоро, надеюсь, подтянутся и ежедневки, причем в обновленном формате — не пропустите. Итак, несмотря на август (традиционно не самый бойкий месяц с новостной точки зрения, в том числе и в мире технологий) — эта неделя выдалась урожайной.

Начнем мы с самой звучной, богатой на нули и обещания истории: о новом совместном проекте "Яндекса" и "Сбербанка", проекте стоимостью в миллиард долларов. Понимаю, что для обычного человека сумма из разряда умозрительных, но и в российском IT-бизнесе такие сделки — дело единичное. И уж точно не каждый год случаются.

Самая большая сделка на российском рынке электронной коммерции: "Яндекс" и "Сбербанк" договорились создать совместное предприятие на базе "Яндекс.Маркета". Проще говоря, в Рунете появится свой Amazon со своими яндекс-грузовиками и сетью складов по всей стране. "Яндекс.Маркет" из обычного агрегатора товаров превратится в полноценную платформу онлайн-торговли российскими и зарубежными товарами и услугами. Пока подписано соглашение о намерениях, закрыть сделку обе стороны планируют до конца 2017 года.

Александр Иванов:

Рынок e-commerce — это один из немногих в наше тяжелое время, я даже не знаю, что еще у нас растет; вот рынок e-commerce растет. При том, что общий розничный торговый оборот снижается постоянно. Так что "Сбербанк" тут получает не просто высокотехнологичную игрушку, так сказать, приятный актив типа футбольной команды. Он получает вполне себе инструмент проникновения туда, куда не ступала нога российского финансиста. По сравнению с западными рынками у нас с точки зрения оплаты и рисков – непаханое поле, нам есть где работать. "Сбербанк" вовремя включился в эту игру.

 

"Сбербанк" вложит в "Яндекс.Маркет" 30 млрд рублей исходя из общей стоимости бизнеса в 60 млрд рублей. На эти деньги планируют развивать экосистему электронной коммерции, включающую хранение, покупку и доставку товаров. Будет ли взята за основу модель американской Amazon с ее огромной сетью складов и распределительных центров, а также своим парков грузовиков, или в качестве примера будут использовать китайский AliExpress, где товар отправляют сами продавцы, — пока непонятно.

Максим Гришаков, генеральный директор "Яндекс.Маркета"

 

Куда пойдут деньги мы будем совместно решать, когда уже объединимся, но создание логистической инфраструктуры — это важная часть нашей стратегии. Нам надо сделать так, чтобы товар мог прийти к покупателю достаточно быстро, где бы этот покупатель ни находился — в Москве или в других городах. В Москве это сейчас работает более-менее хорошо, в других городах, скажем так, не очень хорошо. И надо сделать так, чтобы какой-то частотный товар, который покупают часто, уже находился близко к покупателю и его можно было бы моментально доставить.

 

Формально — купит ли "Яндекс" грузовики или арендует, или в какой-то другой форме будет перевозить товары — это не так важно. Главное, что мы хотим контролировать исполнение заказа. Вот когда на "Маркете" человек заказал и купил товар, нам важно, чтобы мы контролировали весь его путь до этого покупателя.

 

Стоит оговориться, что когда СМИ получили релиз о создании совместного предприятия двух крупнейших компаний страны, то, вполне естественно, появилась версия, что это масштабное выступление против китайского AliExpress, который довольно быстро вошел в тройку лидеров российского рынка электронной коммерции. Причем вот уже второй год рейтинг e-commerce в Рунете выглядит так: первое место занимает "Авито", второе - у AlIExpress, на третьем — "Яндекс.Маркет". А если добавить к платформе "Яндекса" возможности "Сбербанка": к примеру, многомиллионную клиентскую базу банка, самую широкую в стране географию отделений, которых насчитывается около 20 тысяч и которые, по факту, можно дополнительно использовать как места для установки постаматов, а также возможности кредитования. И через год расстановка сил в этом рейтинге может значительно измениться.

Александр Иванов:

Поскольку Китай сегодня (не AlIExpress, а Китай) обладает колоссальным товарным запасом (товар, даже не деньги), то надо думать о том, как привлекать этот самый товар и товаропроизводителей к себе на площадку. А привлекать к себе на площадку напрямую — это мы минуем некоторое количество посредников, а значит цены упадут до — ну куда-то они упадут — это понятно. Упадут цены — окей, эта игра станет интересной для покупателя. Волшебная история.

 

Тут нужно понимать, что все это потенциально возможные штуки. "Яндекс" — контора очень большая, "Сбербанк" — еще больше, а гиганты обычно довольно неповоротливы. Ну и "Авито" с Alibaba тоже сидеть сложа руки не будут.


А вот еще одна новость, потенциально способная значительно изменить существующий пейзаж интернет-отрасли. Но — только потенциально. Зато история уже не на уровне страны, а всемирная, глобального рынка.

Facebook решил доставить пользователям побольше видео — как профессионального, созданного специализированными компаниями, так и пользовательского, снятого, в первую очередь, популярными видеоблогерами. В мобильных приложениях и веб-версии Facebook появится отдельная вкладка Watch, где и будет собран весь видеоконтент, включая живое потоковое вещание – подраздел Facebook Live, существующий с прошлого года. Пока что это тестирование, с этой недели новая функция будет доступна ряду пользователей в США, затем как охват, так и география будет расширяться.

Битва за видео идет давно. И хотя социальную сеть номер один сложно назвать основной платформой для распространения такого контента, ряд показателей у Facebook все же лучше. К примеру, вовлеченность, благодаря автоматическому проигрыванию в ленте, очень высокая. Да и скорость распространения, за счет перепостов — тоже вне конкуренции. При этом Facebook, как владелец платформы, имеет возможность показывать своим пользователям по преимуществу свое же видео, отодвигая конкурентов на второй план.

Согласно исследованию, проведенному недавно компанией Quintly, ролики созданные в самом Facebook перепубликуются пользователями в 10 раз лучше. Сравнивают, в первую очередь, конечно, с постами, содержащими ссылки на ролики YouTube, которые в соцсети редко собирают большое количество лайков и комментариев. Алгоритмы Facebook, судя по всему, просто показывают такие сообщения в ленте не всем друзьям или подписчикам. Единственная проблема — невозможность заработать на видеорекламе по причине отсутствия понятных и привычных для рекламодателей форматов. Watch как раз и должен решить эту проблему.

Основа Watch — контент двух типов. Первое – профессиональные, снятые по сценарию шоу и программы. Facebook уже нашел партнеров для этого, ими станут Vox, Buzzfeed и ATTN. Вторая составляющая Watch — пользовательский контент. Однако популярные видеоблогеры предпочитают YouTube и если и распространяют контент в Facebook, то только наравне с другими платформами. Основная задача для Facebook — создание как минимум не худшей чем у конкурента системы выплат, и привлечение видеоблогеров бОльшими выплатами. Пока что партнеров привлекают обещанием больших выплат: они получат 55% рекламных доходов, что выше чем у YouTube, который платит 45%.

Опять же, автоплеем просмотры и статистику накрутить можно, а вот переманить людей, весь бизнес которых строится на отчислениях YouTube — это задача другого уровня сложности. Но войны видеоплатформ в любом случае не избежать.


Время нашей постоянной уже рубрики: Авто.Вести.net. Ну, потому, что с каждым днем автомобили превращаются в гаджеты. А неотъемлемая почти особенность гаджетов описывается фразой "глючить и тормозить". Ну, это шутки эпохи Windows. Сейчас опасности немного иные.

В технологии машинного зрения нашли уязвимость, позволяющую с помощью простых наклеек на дорожных знаках обмануть беспилотные автомобили. Исследователи из Вашингтонского университета провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что стикеры, наклеенные специальным образом на дорожные знаки, могут запутывать автопилот автомобилей, вызывая его неадекватную реакцию. Например, на знак STOP были добавлены четыре стикера: два белых и два черных. Автопилот распознал знак как ограничение скорости 45 миль в час. Затем исследователи использовали разноцветные наклейки, из которых сверху и снизу надписи STOP выложили слова LOVE и HATE (любовь и ненависть). Измененный таким образом знак автопилот также распознал как ограничение скорости 45 миль в час.

Еще один эксперимент исследователи провели со знаком "правый поворот". В этом случае был напечатан аналогичный по размерам знак, стрелка на котором оформлена из серых квадратов разной яркости. Его автопилот тоже распознал как ограничение скорости 45 миль в час. Исследователи утверждают, что, изменяя положение стикеров или серых квадратов на знаках, можно заставлять автопилот по-разному распознавать их. И в реальном мире это может привести к серьезной аварии.

Ученые предлагают бороться с уязвимостью, добавляя в управляющие автономным автомобилем алгоритмы, дополнительно анализирующие контекст, в котором встретился знак. Они помогут убедиться, что знак не вводит систему в заблуждение — машина должна "удивиться", обнаружив STOP на скоростном шоссе или ограничение скорости в 100 км/ч на городской улице.

Обычно системы автопилота с высокой точностью распознают дорожные знаки. Прежде чем выпустить на дороги общественного пользования беспилотный автомобиль, автопилот с помощью нейросетей обучается распознавать объекты, попавшие в поле зрение автомобиля, отличая пешеходов, другие автомобили, светофоры и дорожные знаки. Обучение производится с помощью изображений, полученных с камер автомобилей во время пробных поездок, а также фотографий и видеозаписей в сети. Но, похоже, все предусмотреть все равно не удастся.

Еще в 2014-м году появилась большая статья на тему, как легко обмануть нейросети, просто добавив в картинку пару невидимых для человеческого глаза, но существенных для нейросети элементов. Таким образом для определённой сети можно создать специальное изменённое изображение, которое она будет неверно распознавать. В таком случае, искусственный интеллект может "посмотреть" на фотографию и не распознать школьный автобус, а человек даже не заметит, что картинка изменилась. Проще говоря, что видит сеть — исследователи не знают. Она не "понимает", она "находит закономерности". И если эти закономерности вскрыть, её просто обмануть. Например, по мнению нейросети, вот это — цифры 1-2-3-4-5-6-7-8-9 с вероятностью 99.9%.

И таких примеров достаточно много, чтобы утверждать, что технология машинного зрения полна опасных уязвимостей. На беспилотном автомобиле она может принять собаку за корабль и перепутать цвета светофора. Вероятно, поэтому на единственном серийном автомобиле с системой автопилота, которым является Tesla, ее система задействована лишь ограниченно. При включенном автопилоте водитель все равно обязан держать руки на руле и внимательно следить за дорогой. Это сделано специально, чтобы избегать смертельных случаев из-за неверной работы автопилота.

Стоит отметить, что проблема касается не только систем автопилота автомобилей, но и любых устройств с машинным зрением. Пару месяцев назад Григорий Бакунов, сотрудник "Яндекса", продемонстрировал, как легко можно обмануть технологию распознавания лиц. Его команда создала алгоритм, который сначала на основе оригинальной фотографии подбирал новый образ по принципу "анти-сходства" - то есть, фактически проектировал уникальный случайный макияж, позволяющий избежать идентификации человека. Затем на основе полученного результата визажист составлял план макияжа, после чего он наносился на лицо модели. Как написал в своем аккаунте в Telegram сам Григорий Бакунов: "Эффективность системы потрясала — можно было получить самые разные результаты от "Вася чуть-чуть не похож на себя", до "совсем не похож на Васю" и даже "вообще не Вася, а скорее Коля". Да что там, системы распознавания зачастую переставали находить даже контур лица…"

Правда, после получения такого впечатляющего результата разработчик решил свернуть проект. Объяснил он этот шаг соображениями совести, по его словам "слишком уж велик шанс использовать продукт не для добра, а вовсе с другими целями". Тут надо заметить, что разработку ребят из "Яндекса" в пример мы привели только по причине ее относительной свежести. Это не то чтобы уникальная разработка, но показательная.


А теперь наша любимая тема. Точнее, любимая тема всех интернет-СМИ о хай-теке: слухи о новом айфоне, а как же.

Автор VentureBeat Эван Бласс, один из самых надежных поставщиков всяких цеховых утечек, опубликовал в соцсети Twitter изображение грядущего iPhone 8, которое подтверждает наличие у модели безрамочного дисплея. Экран занимает практически все пространство передней панели, огибая динамик и камеру. Это частично подтверждает слух о том, что новый iPhone 8 будет весь из стекла, в том числе и задняя панель, как это было в iPhone 4, флагмане 2010 года.

И кстати, поговаривают, что именно из-за нового дизайна OLED-экрана стоимость нового смартфона от Apple вырастет. В начале недели вице-президент компании Foxconn Ло Чжуншэн написал в китайской социальной сети Weibo, что iPhone 8 "будет недешёвым". Потом, правда, пост свой стер. Однако его слова уже процитировали все IT-СМИ планеты: он написал, что радикальное изменение конструкции смартфона привело к существенному повышению производственных издержек. В частности, из-за сложной формы экрана около 40% всех OLED-панелей приходится отбраковывать сразу после нарезки. По мнению Чжуншэня, такое решение действительно позволило увеличить площадь дисплея, однако сильно усложнило их массовое производство. По данным The Telegraph, розничная цена iPhone 8 на американском рынке составит от $1200 до $1400 (от 72 до 84 тыс. руб. при прямом пересчете по курсу). Для сравнения, iPhone 7 Plus на 256 Гбайт — самая дорогая серийная модель — продаётся сегодня за $969.

И все-таки, каким именно будет новый iPhone 8 — доподлинно неизвестно никому. На картинке Эвана Бласса на экране iPhone видна дата — март месяц. Возможно, изображение является не самым свежим, и, вероятно, это не окончательный вариант дизайна. Тем не менее, картинка также демонстрирует отсутствие кнопки Home — как физической, так и сенсорной — а вместе с ней и сканера отпечатка пальца, который встраивался в нее в предыдущих моделях.

Cо сканером не все до конца понятно: ходили слухи, что Apple встроит сканер отпечатка пальца под стекло на месте, где когда-то располагалась кнопка Home. Потом заговорили о том, что его перенесут на заднюю панель, а то и вовсе она будет интегрирована в кнопку включения/блокировки, расположенную с левого торца корпуса. Между тем, по последней информации, массово распространившейся по IT-СМИ, в iPhone 8 будет новый метод биометрической аутентификации с помощью 3D-сканера лица. Он придёт на замену традиционному дактилоскопическому сенсору. Кроме обсуждения заявки на патент на эту технологию, поданную в свое время Apple, журналисты больших изданий не раз сообщали о том, что разработчики компании Джобса уже некоторое время тестируют эту 3D-систему распознавания лиц в качестве замены сканера отпечатков пальцев Touch ID.

Еще один активно обсуждаемый слух вокруг нового iPhone: он будет обеспечен беспроводным зарядным устройством. Наконец-то. Поговаривают также, что новый флагман корпорации не будет называться iPhone 8. Но это не точно. Дело в том, что следующий смартфон Apple — юбилейный. Он ознаменует 10-ю годовщину запуска первого iPhone, и журналисты, и фанаты ожидают серьезного обновления в линейке iPhone 7. И поэтому, по слухам, его название тоже хотят сделать особенным — оставить без цифры 8 или без буквы S, или придумают еще что-то простое и изящное. Однако, официально ни один из слухов не подтвержден.

Стоит отметить явно наметившийся тренд среди производителей смартфонов на создание безрамочных и двухкамерных аппаратов. Этой весной Энди Рубин и его компания показали свое детище — безрамочный смартфон Essential Phone. И на этой неделе в сеть утекли фотографии Samsung Galaxy Note 8 — и это уже второй в корейском семействе безрамочный смартфон, первым был S8. А также компания Sharp выложила тизер о своем новом флагмане - телефоне Aquos S2, в котором дизайнеры также сделали ставку на минимальное присутствие рамок слева и справа от экрана, а также сведённое к минимуму расстояние над ним. На тыльной стороне Sharp Aquos S2 красуется сдвоенный модуль камеры вертикального исполнения.