"Яндекс" планирует оснастить своим голосовым помощником бытовую технику и электронику. Об этом стало известно "Коммерсанту" от осведомленного источника, информацию подтвердили и в самом поисковике.

Как рассказал источник изданию, "Яндекс" вот-вот анонсирует новую разработку — Yandex.iO, под нее уже зарезервирован одноименный домен (на момент написания этой статьи неактивен). В поисковике пояснили, что это будет не полноценный потребительский продукт, а электронная плата — компонент, добавив который в устройство можно наделить его функциями голосового управления.

Общаться с оснащенными Yandex.iO холодильниками и телевизорами пользователям предстоит при посредничестве "Алисы" — голосового ассистента, способного при подключении к интернету выдавать информацию в ответ на произнесенные запросы: зачитывать статьи из Википедии, сообщать текущую погоду и ситуацию на дорогах, ставить песни из "Яндекс.Музыки", а также играть в голосовые игры и пытаться поддерживать разговор.

В марте поисковик открыл "Алису" сторонним разработчикам — они могут создавать для голосового помощника дополнительные навыки. Например, сервис доставки цветов может разработать навык для приема заказов и ответа на наиболее частые вопросы клиентов. А интернет-магазин может разработать для "Алисы" голосовой квест, в игровой форме помогающий клиенту определиться с покупкой.

В разработке, по информации "Яндекса", сейчас находится около 3000 навыков, а 100 уже доступны — среди них расчет стоимости грузоперевозок, подбор цитат, поиск эвакуатора, заказ пиццы в одной из крупных сетей и поиск вакансий. С выпуском Yandex.iO круг потенциальных партнеров может быть расширен за счет ведущих производителей электроники и бытовой техники. Так, в Samsung заявили "Коммерсанту", что в курсе инициативы поисковика и "изучают потенциальные возможности платформы".

Издание цитирует технического директора компании Rubetek Константина Масленникова, который считает, что подобная плата расширения с возможностями голосового управления повысит себестоимость устройств незначительно — на 5-10 долларов. По прогнозу аналитиков Juniper, в США к 2022-му году будут работать 870 миллионов устройств со встроенными голосовыми помощниками — от компьютеров и смартфонов до телевизоров и автомобилей.

Во многом этому поспособствует невысокая цена "умных" колонок и электронных компонентов с голосовым интерфейсом. Так, Amazon продает свои колонки линейки Echo — по крайней мере, более доступные модели — практически по себестоимости. Самую бюджетную из них, Echo Dot, можно купить в США за 40 долларов.

Пока реальных конкурентов у "Алисы" на российском рынке нет. Siri была русифицирована несколько лет назад, однако работает лишь с устройствами Apple и гаджетами "умного дома" экосистемы HomeKit. В конце января Google сообщила о планах в ближайшие месяцы выпустить русскоязычную версию своего голосового помощника Assistant. Американская компания призвала отечественных разработчиков уже сейчас начать создавать для "Ассистента" русскоязычные "действия" — Actions, аналог "навыков" Алисы и "умений" (Skills) Amazon Alexa. О планах русификации Amazon Alexa и Microsoft Cortana в настоящий момент ничего не известно.