vestihitech Читайте нас в Telegram

C тех пор как Apple в 2014-м выпустила первый "айфон" с диагональю экрана 5,5 дюйма, "большой" яблочный смартфон неизменно получал чуть более продвинутую камеру, чем компактная 4,7-дюймовая модель: iPhone 6 Plus и 6s Plus отличались оптической стабилизацией. В этом году "стабилизировали" и iPhone 7, зато iPhone 7 Plus достались две тыловых камеры вместо одной.

Пара месяцев активного использования iPhone 7 Plus (Apple предоставила аппарат Вестям.Hi-tech на продолжительный тест в конце октября) показали: два "глаза" действительно лучше, чем один. Калифорнийская компания не первой реализовала в смартфоне систему двух камер, но в отношении iPhone 7 Plus можно с большей уверенностью сказать, что это не маркетинговый ход, а по-настоящему полезная, пусть и не для всех, инновация. Разберемся, что уникального умеет новейший фаблет с iOS по части фотосъёмки, и как снимать на iPhone 7 Plus, чтобы получать максимально качественные результаты.

Как устроена камера iPhone 7 Plus

Конечно, можно было бы просто ограничиться серией советов. Но я считаю, что для максимально успешного использования любой технологии важно сначала разобраться, как именно она работает. В случае с iPhone 7 Plus мы имеем дело с первой смартфонной системой сдвоенных камер, в которой пара одинаковых (12-мегапиксельных) сенсоров совмещена с разной оптикой. Один объектив (расположенный ближе к краю корпуса) имеет фокусное расстояние 28 мм и относительное отверстие f/1.8, второй (тот, что ближе к вспышке) — 56 мм и f/2.8, соответственно. Первый — один из самых светосильных смартфонных объективов на рынке, больше относительное отверстие только у последних флагманов Samsung (f/1.7). Для сравнения, у iPhone 6s/6s Plus апертура составляла f/2.2, то есть его матрицы достигало на треть меньше света, чем у iPhone 2016-го года выпуска.

Два объектива iPhone 7 Plus. Фото (с) Apple

Первый объектив делает относительно широкоугольные снимки — когда в кадр помещается значительная часть поля зрения — и позволяет матрице улавливать больше света, что помогает в помещении, в сумерках или ночью. Второй же в Apple назвали "телеобъективом" (хотя по фокусному расстоянию это "портретник"), через него все объекты выглядят ближе. Он пропускает к матрице меньше света, так что им не получится сделать качественный кадр в темноте, а фокусировка будет происходить медленнее.

Сдвоенный модуль камеры iPhone 7 Plus. Фото (с) iFixit

Как работает зум в iPhone 7 Plus

Зумировать — то есть приближать — картинку на iPhone можно было и раньше, для этого во время съемки нужно коснуться экрана кончиками двух пальцев и развести их в стороны. Эта возможность в iPhone 7 Plus никуда не делась, но появился способ удобнее. На экране теперь есть индикатор кратности приближения — кружок с отметкой "1x" посередине. Нажав на него, вы переключитесь в режим "телеобъектива": отметка сменится на "2х", а изображение приблизится. Удержание пальца на кружке вызывает режим точного зумирования, в котором, двигая пальцем по экрану, можно выбрать любую степень приближения от 1 до 10 с шагом 0,1.

Зум работает и при съемке видео. Кадр из рекламного ролика Apple

На самом деле в съемке во многих случаях задействованы сразу обе камеры iPhone 7 Plus. Даже когда фотография делается при, скажем, 5-кратном зуме, процессор обработки изображений формирует финальную картинку при помощи данных с обоих сенсоров. Так удается добиться более высокой детализации снимка, чем при использовании лишь одного фотомодуля. Подход меняется при слабом освещении или, иногда, макросъемке — то есть когда сенсора за "телеобъективом" достигает слишком мало света. Поэтому смартфон начинает работать "по старинке", используя лишь широкоугольный, более светосильный фотомодуль, в комплексе с цифровым зумом. Причем выясняется это уже постфактум, когда смотришь в EXIF-информацию отснятого файла.

Как снимать портреты на iPhone 7 Plus

Новый режим съемки "Портрет", хотя и был анонсирован одновременно с новыми "айфонами" в начале сентября, появился на iPhone 7 Plus только с обновлением iOS 10.1 в конце октября. Включить его можно, запустив камеру смартфона в обычном режиме "Фото" и сделав свайп влево. Режим, в отличие от традиционных, получился интерактивный. В зависимости от компоновки кадра, расстояния до объекта и уровня освещенности на экране появляются подсказки: "переместитесь ближе", "переместитесь дальше", "нужно больше света".

При съемке в портретном режиме процессор изображений в iPhone 7 Plus cопоставляет картинки с обеих камер и на основе полученных данных строит "карту глубины" кадра, получая возможность разделить передний план и фон — по такому же принципу работает, например, контроллер Microsoft Kinect. Потом к тем участкам, которые алгоритм посчитал фоном, применяется эффект размытия. После этого в идеале снимок должен выглядеть, как будто снят портретным или телеобъективом с небольшой глубиной резкости. Такой эффект, размывая в кадре все лишнее, подчеркивает для зрителя основной объект съемки. Портреты, снятые с таким эффектом (его еще называют бокѐ, от японского ボケ бокэ — "размытость", "нечёткость") выходят более живыми и эмоциональными.

Apple разработала новый режим главным образом для съемки людей, но никто не мешает применять его для любого кадра, который выигрывает от разделения переднего и заднего плана — фото цветов или других небольших объектов крупным планом, например. Хотя алгоритмы машинного обучения, ответственные за добавление боке в iPhone 7 Plus, натасканы распознавать именно человеческие лица, они неплохо справляются и с отделением от фона других объектов — главное, чтобы фон был максимально контрастный.

"Портретный" режим в iPhone 7 Plus: альтернативы, приемы, недостатки

iPhone 7 Plus — не единственный смартфон, оснащенный системой двух камер. LG G5 (и вышедший ранее LG V10 – только сдвоенной у него была фронталка) также укомплектованы сдвоенными фотомодулями с разными объективами. Однако "стандартный" объектив 16-мегапиксельной камеры с фокусным расстоянием 29 мм и апертурой f/1.8 у LG G5 был дополнен не "телеобъективом", а, наоборот, короткофокусным "широкоугольником" (12 мм, f/2.4). При этом второй объектив совмещен с сенсором меньшего разрешения и размера, из-за чего качество изображения в "широкоугольном" режиме уступает результатам с основной камеры. Зато можно делать многолюдные групповые снимки, не отходя далеко назад. Но анализировать данные с двух камер в комплексе, как iPhone, корейский смартфон не умеет и имитировать боке не обучен.

Зато "косить под зеркалку" умеют флагманы Huawei — P9 и оснащенный практически идентичной сдвоенной камерой Honor 8. Используются для этого стандартные смартфонные камеры с фокусным расстоянием 35 мм и апертурой f/2.2 — одна формирует изображение, вторая, с черно-белым сенсором, помогает анализировать расстояние до разных объектов в кадре. Беда в том, что объективы с таким фокусным расстоянием подходят для съемки портретов хуже, чем 56-мм "телеобъектив" iPhone 7 Plus: смартфон приходится подносить чуть ли не прямо под нос объекту съемки, в кадр попадает много лишнего фона, отвлекающего от основного объекта даже после применения размывающего фильтра, а черты лица искажаются не самым лестным для фотографируемого образом.

С iPhone 7 Plus все иначе: сравнительно длиннофокусный объектив заставляет держаться на приличном расстоянии (оптимально 1,5-2,5 м), при этом черты лица выходят более естественными, а размытый фон не отвлекает зрителя от главного в кадре — лица человека. Если не придираться, результат действительно похож на "зеркалку", и гораздо больше, чем у конкурентов — именно за счет сочетания имитации боке с "телеобъективом", кадр в котором строится иначе, чем в стандартном смартфонном широкоугольнике.

Но есть и нюансы, недаром в Apple подчеркивают, что пользователи пока имеют дело с бета-версией режима "Портрет". Отличить кадр, снятый iPhone 7 Plus, от сделанного "зеркалкой" с портретным объективом можно по двум главным признакам. Первый: в то время как настоящее оптическое боке размывает фон в разных частях кадра с разной силой (конечно, если разные участки фона расположены на разном расстоянии от объектива), смартфонная имитация размывает все равномерно, причем иногда не щадит и объекты, находящиеся с лицом фотографируемого в одной плоскости (детали на одежде, например). Второй: тщательно "обходить" волосы, выбившиеся из прически, симулятор боке пока не умеет и размывает кончики волос вместе с фоном, так что отличить от снятых "зеркалкой" сделанные в ветреный день на iPhone фото будет проще.

Еще одна проблема, с которой почти неизбежно сталкиваешься при попытке снять портрет на iPhone 7 Plus в помещении, — высокие требования к освещенности. Даже днем в кафе, при сравнительно хорошем естественном освещении с улицы, аппарат часто артачится и выдаёт надпись "Требуется больше света". Можно попробовать решить проблему, одолжив у фотографируемого телефон и подсветив сцену фонариком, но в целом для таких сценариев режим "Портрет" пока не годится. Непоседливых детей или животных тоже снимать непросто — фокусировка и съемка происходят с большей задержкой, чем в стандартном режиме. Лучше всего "Портрет" работает на улице при дневном свете.

Скорее всего, неудачей закончится и попытка снять в этом режиме групповой портрет. Как правило, смартфон не может корректно обработать кадр, в котором находится более трех лиц. Кроме того, желательно расположить объект съемки по возможности дальше от фона, а сам этот фон выбрать контрастным — чтобы он как можно сильнее отличался от основного объекта по цветам и/или освещенности.

По умолчанию iPhone 7 Plus при съемке в режиме "Портрет" сохраняет два кадра — без эффекта боке и обработанный. При желании можно отключить сохранение необработанного снимка (Настройки → Фото и Камера → Режим портрета → Оставлять оригинал).

Примеры снимков, впечатления, выводы

Попытаюсь максимально наглядно показать, как именно расширяет возможности фотосъемки использование iPhone 7 Plus с его дополнительным телеобъективом и режимом "Портрет". Оригиналы всех использованных ниже фотографий можно просмотреть по этой ссылке (Google Фото).

Нажмите, чтобы открыть увеличенное изображение в новой вкладке. Два фото сделаны с одной точки, но разными объективами смартфона. Комментарии, по-моему, излишни — снимок "телеобъективом" справа и гармоничнее, и информативнее, и выразительнее

Опять два снимка сделаны с одной точки, но во втором случае применен "гибридный" аналогово-цифровой 10-кратный зум. Фото, конечно, не идеально четкое, но позволяет лучше оценить авангардный подход к декору телебашни в Праге

Рассмотреть детали мозаики на снимке, сделанном с того же расстояния обычным объективом, было бы невозможно

"Портрет" почти удался, но картину портят размытые не к месту кончики "рогов" рождественских оленей

Оставив "в фокусе" лицо, алгоритм зачем-то применил размытие не только к домам на заднем плане, но и, слегка, к волосам девушки. Менее четко, чем на оригинальном снимке, выглядит и узор ткани на куртке (лучше видно на увеличенных фото — нажмите, чтобы их открыть)

На кадре справа видно, как сигнальный процессор не в состоянии отличить участок объекта на переднем плане от сливающегося с ним фона

Но если построить кадр иначе, с контрастным фоном, проблем не будет

"Портретный" алгоритм сработал идеально с объектом, даже отдаленно не напоминающим лицо — "в фокусе" оказались не только замки посередине, но и частично влезшие в кадр по краям. Здесь, по-моему, особенно заметно, насколько выразительнее применение боке делает снимок

Кто сказал, что селфи нельзя снимать на основную камеру? Вот только агрессивное искусственное боке на этом снимке не пощадило ни линию волос, ни бороду — размыто все кроме центральной части лица

Камера iPhone 7 Plus позволяет делать не идеальные, но вполне пригодные для публикации в соцсетях снимки почти в полной темноте (в данном случае при ISO 1250 выдержка составила 1/4 секунды). Кроме десятка свечей других источников света в помещении нет

Вспышка теперь использует не два, а четыре светодиода двух разных цветов, что позволяет добиться при сохранении естественной цветопередачи более яркого освещения

Когда весной 2016-го Samsung выпустила Galaxy S7 и S7 edge, казалось: вот он, момент истины, одиночеству Apple на Олимпе смартфонных фотокамер настал конец. Действительно, не плодя смартфонов-уродцев с гигантскими "горбами" камер на задней панели, выжать что-то принципиально лучшее из доступных сейчас на рынке фотомодулей и оптики не смогут никакие, даже самые волшебные программные алгоритмы. А их в обеих компаниях довели, с рядом оговорок (излишне агрессивный фильтр резкости у Samsung, неживые цвета в помещении с лампами дневного света у Apple), до совершенства.

Пока не будут разработаны и запущены в массовое производство принципиально новые светочувствительные матрицы, пока не сделает рывок миниатюризация оптики, ожидать радикального улучшения базовых возможностей камер смартфонов не стоит. Поэтому производителям остается "идти вширь", добавляя новые оригинальные возможности. И у Apple с ее iPhone 7 Plus это получилось отлично. Понятно, что настоящего красивого боке, которое дает профессиональный "портретник", от смартфонной камеры мы вряд ли когда-то дождемся — если только не научимся обманывать законы физики. Но вопрос скорее не в этом, а в том, как воспринимают "портретные" снимки на iPhone 7 Plus зрители. По моему опыту, большинство бывают приятно удивлены эффектом, самый частый комментарий: "как на профессиональных фото".

Да, многим что настоящий оптический "зум", что "портретное" боке не нужны и задаром — фото еды или селфи на тропическом пляже они никак не улучшат. Но, безусловно, есть и те пользователи, которые готовы заплатить за смартфон больше ради камеры с расширенным арсеналом выразительных художественных средств. Тем более если эта камера помещается в карман и является по совместительству мощным компьютером.