Японская Panasonic в этом году отмечает сто лет со дня основания. В марте 1918-го 23-летний Коносукэ Мацусита основал Matsushita Electric Housewares Manufacturing Works — семейный бизнес по производству электротоваров. Первым из них стало то, что сегодня назвали бы адаптером — гаджет, позволявший подключать к патрону для лампочки другие электроприборы. К середине XX века компания стала одним из ведущих игроков на рынке бытовой электротехники в Японии, а затем — и в мире.

Бренд Panasonic, впервые придуманный в 60-х для продажи телевизоров в США, в начале XXI века стал одним из самых известных и узнаваемых брендов электроники и бытовой техники в мире. В итоге компания сделала его основным, даже в Японии, где долгое время для большинства продуктов использовался бренд National. Сама корпорация в 2008-м тоже переименовалась из Matsushita Corporation в Panasonic. Большинство людей по всем миру ассоциируют компанию именно с потребительскими приборами, от телевизоров Viera до High-End аудиотехники Technics. Однако мало кто знает, что этот бизнес перестал быть для японской корпорации основным — по крайней мере, с точки зрения доходов.

Линейка 2018-го года 4K LCD телевизоров Panasonic с поддержкой HDR10+

Panasonic уже давно производила продукцию не только для потребителей, однако в новом тысячелетии окончательно стало ясно, что, конкурируя с Китаем, много денег на микроволновках и электробритвах, особенно недорогих, не заработаешь. В корпорации решили всеми силами развивать B2B-сегмент, в итоге к настоящему времени на него приходится уже около 75% выручки компании, в то время как на продажи потребительских товаров — всего 25%. Такие цифры привел в интервью Вестям.Hi-tech директор дивизиона потребительской электроники компании Panasonic Россия Сергей Кожевников.

Направлений B2B в Panasonic несколько, при этом одним из самых многообещающих является автомобильное. Компания стремится предложить партнерам-автопроизводителям полный спектр электронных компонентов для современных машин: от систем безопасности до развлекательного оборудования, а также литиево-ионные батареи. Аккумуляторные ячейки производства Panasonic используют многие автопроизводители, а в сотрудничестве Tesla японская корпорация даже построила гигантскую батарейную фабрику — Gigafactory — в США. Учитывая, что большинство автопроизводителей планируют наращивать выпуск электромобилей, главная задача Panasonic в этой области — успевать за стремительно растущим спросом, сохраняя первое место в поставках литиево-ионных батарей для автомобилей.

Gigafactory — совместный проект Tesla и Panasonic — заработала в январе 2017-го

В 2017-м Panasonic завершила приобретение акций испанской Ficosa — одного из крупнейших мировых производителей автокомпонентов — и теперь владеет 69-процентной долей в компании. К 2019-м году в компании рассчитывают довести годовую выручку "автомобильного" подразделения до двух триллионов иен (18,7 млрд долларов или порядка четверти общей выручки), в том числе за счет наращивания поставок основанных на технологиях Ficosa и Panasonic "умных зеркал" и других продвинутых систем помощи водителю. Для сравнения, суммарная выручка корпорации в финансовом 2017-м году составила порядка 65 млрд долларов.

Другие B2B-направления включают в себя авиационное оборудование (как авионику и коммуникации, так и развлекательные системы), строительство, высокотехнологичное производственное оборудование, коммуникационные системы для бизнеса, промышленные холодильники и другое оборудование для логистики и торговых сетей, освещение, корпоративные проекторы, огромные уличные дисплеи. Появилась в компании и лаборатория, где ведутся разработки в области искусственного интеллекта.

Ориентируясь на сектора бизнеса, которые ждет бурный рост в обозримом будущем, в Panasonic не могли пройти и мимо технологий для "умных" городов. В этой области масса возможностей для применения уже существующих у компании компетенций — мобильность, оптимизация потребления энергии и других ресурсов, освещение, безопасность. Здесь японская компания играет на том же поле, что и "молодые" американские лидеры IT-рынка — вроде Alphabet Inc. (владеет Google) с ее "лабораторией умных городов" Sidewalk Labs.

Проектов в области "городов будущего" у Panasonic уже не один и не два. Одним из первых стал Фудзисава в Японии — репортаж с его открытия выходил на Вестях.Hi-tech в 2014-м. Теперь к нему добавился Цунасима (также в Японии), рассчитанный на многолетнее развитие проект в Денвере, "умный" квартал Future Living Berlin в столице Германии, а также пара проектов в Китае. "Все это проекты, в которых мы интенсивно участвуем или выступаем инициатором и главным поставщиком технологий", — поясняет Кожевников.

В России структура бизнеса компании несколько иная — на B2B-сегмент пока приходится лишь около половины доходов. "К числу успешных B2B-направлений в России можно отнести системы безопасности, видеонаблюдения, телекоммуникационные продукты, офисные АТС, интернет-телефонию — здесь есть большие проекты, мы работаем с крупными и средними компаниями", — сказал Вестям.Hi-tech Сергей Кожевников.

Кроме того, профессиональное осветительное и проекционное оборудование Panasonic востребовано у организаторов мероприятий, хорошо развивается, по словам Кожевникова, и направление бродкастинга – профессиональное аудио-видео для телестудий и вещательных компаний. В глобальном масштабе для Panasonic важным бизнесом являются поставки b2b-кондиционеров, и в России компания намерена активно расширять свое присутствие на рынке систем кондиционирования и обогрева зданий, а также тепловых насосов. Последние востребованы застройщиками коттеджных поселков и при индивидуальном строительстве, особенно там, где есть серьезные ограничения по электричеству.

В Сколково при участии Panasonic недавно родился другой интересный проект — лаборатория по производству овощей в помещении. В Азии — Сингапуре, Японии и Китае — у Panasonic есть целые заводы, которые круглогодично производят зелень, салаты, редиску, при этом в Сингапуре сбор урожая уже доверили роботам. В России, по словам Кожевникова, проект пока в стадии эксперимента.

"Весь процесс абсолютно здоровый и управляемый — мы четко можем контролировать состав почвы, в закрытом помещении нет вредителей, а значит нам не нужны химикаты для борьбы с ними, — рассказывает глава подразделения потребительской техники Panasonic Россия. — То есть это абсолютно чистая технология. Мы можем задавать различные параметры – влажность, освещение, что в 2-3 раза ускоряет процесс вегетации растений. То есть за то же время можно собрать в 2-3 раза больше урожая".

Panasonic сейчас ищет партнера, которому такие "фермы в помещении" были бы интересны как бизнес. В случае организации производства в труднодоступных регионах России вроде Норильска, куда зелень большую часть года везут самолетами, выращенный по японской технологии салат может оказаться вполне конкурентоспособным. Кроме того, высококачественная и экологичная зелень может заинтересовать рестораны.

Переориентация на B2B-продажи как основу бизнеса Panasonic не значит, что компания собирается сворачивать разработку новых потребительских продуктов. Производителю бытовой техники и электроники со столетней историей B2C-бренд Panasonic крайне важен хотя бы в качестве витрины, демонстрирующей способность компании выводить на рынок новые продвинутые технологии. Ведь именно заработанная им за десятилетия репутация не в последнюю очередь помогает убедить принять решение о покупке и корпоративных заказчиков.

На прошедшей недавно ежегодной конференции Panasonic представила целый ряд новых потребительских продуктов. Среди них, в частности, фотоновинки: компактная системная камера Lumix GX9 и трэвел-зум Lumix TZ200 с матрицей 1" и 15-кратным увеличением объектива.

Актуальная линейка системных камер Panasonic Lumix

В телевизорах компания продолжает совершенствовать топовые OLED-модели, а также развивать линейку 4K-телевизоров с ЖК-экранами (модели FX780, FX740, FX700 и FX600). В частности, это делается за счет повсеместной поддержки стандарта HDR 10+, позволяющего расширить динамический диапазон изображения, качественно отображая все детали как в самых темных, так и в самых темных участках картинки. Кроме того, у новых телевизоров на 20% по сравнению с прошлогодними моделями выросла максимальная яркость. Кроме того, электроника Panasonic вскоре начнет поддерживать Google Assistant и Amazon Alexa, что позволит пользователям управлять своими телевизорами и аудиосистемами, отдавая голосовые команды "умным" колонкам.